Ильхам Шакиров официально ушел со сцены ровно пять лет назад. В свой 75-й день рождения. К этому моменту он уже давно стал живой иконой татарской эстрады
Ильхам Шакиров официально ушел со сцены ровно 5 лет назад — в свой 75-й день рождения. К этому моменту он уже давно стал живой иконой татарской эстрады

КТО ОН ТАКОЙ, ЕСЛИ У НЕГО ВОДИТЕЛЬ — МИННИХАНОВ?

Ильхам Шакиров официально ушел со сцены ровно 5 лет назад — в свой 75-й день рождения. К этому моменту он уже давно стал живой иконой татарской эстрады. Певец еще в молодости получил признание от публики, и его достижения никогда не подвергались попыткам быть оспоренными. Торжества в честь юбиляра начались уже в конце января, тогда в филармонии прошел творческий вечер. 14 февраля президент наградил юбиляра медалью «За доблестный труд», вероятно, все остальные возможные награды Шакиров получил гораздо раньше. В этот же день в филармонии прошел концерт, который собрал весь цвет татарской эстрады. Основное торжество было назначено непосредственно на день рождения народного артиста — 15 февраля. Возле билетных касс Камаловского театра, где проходил концерт, стояли поклонники творчества певца в надежде на лишний билет. И хотя особого ажиотажа не наблюдалось, зал все же был забит до отказа. Загадкой остается лишь тот факт, что состав участников основного концерта был чуть скромнее того, что прошел накануне в филармонии. Возможно, что среди гостей там был кто-то особенный...

Ретрофото юбиляра, известных композиторов и культурных деятелей периодически вызывают овации у зала
Ретрофото юбиляра, известных композиторов и культурных деятелей периодически вызывают овации у зала

Торжество начали с видеоролика вместо пролога. Корреспондент спрашивает прохожих на улице, знают ли они, кто такой Ильхам Шакиров. Молодежь отвечает, что не знает, люди постарше поют певцу оду. Все предельно тривиально, да еще сам ролик снят некачественно. Вообще, видеоэкран — одновременно главное зло и добро, которое есть на сцене. Ретрофото юбиляра, известных композиторов и культурных деятелей периодически вызывают овации у зала, но порой экран, уставленный практически на все сцену вместо задника, показывает заставки в стиле стандартных тем системы Windows. Странно, почему на экране так и не появился ни один старый видеоклип Шакирова, вместо них воспроизводили только аудиозаписи, а сцена в этот момент была пустой. Выручала аура самого певца, она так велика, что публика без недовольства принимала все просчеты режиссера мероприятия.

Разиль Валеев (слева)
Разиль Валеев (слева)

После того как в середине первого отделения проиграли очередную запись песни Шакирова «Бер алманы бишкә бүләек» («Разделим одно яблоко на пятерых»), на сцену вышел автор слов — поэт и общественный деятель Разиль Валеев. Он травил байки и читал стихи. Валеев рассказал о знакомстве с юбиляром. В конце 60-х Шакиров нашел его в московском общежитии и попросил написать стихи к одной из мелодий, которая должна была попасть на очередную пластинку мэтра.

— Я спрашиваю у Ильхама абый, сколько мне времени даете — месяц или два? А он отвечает, что у него такси стоит у подъезда, он съездит по своим делам и через полтора часа вернется. К этому моменту стихи должны быть готовы, — вспомнил Валеев. О какой из многочисленных песен поэта, написанных специально для Шакирова, шла речь, он не уточнил.

После впечатляющего монолога Валеева концерт вернулся в строгое и спокойное русло. Одна песня сменяла другую, причем по четкому алгоритму. За романсом или балладой следовало что-то энергичное и заводное, а после звучали снова грустные и смысловые мотивы. Стихи, которые читал Валеев, были интересными. Депутат Госсовета также напомнил о том, что народному артисту России и Татарстана в честь юбилея президент РТ Рустам Минниханов подарил автомобиль — и прокатил Шакирова по Кремлю. Четверостишье Валеева на эту тему напомнило старый советский анекдот: «Я не знаю, кто там пассажир, но водитель у него сам президент». Зал хохотал...

Через месяц концерт в честь юбиляра пройдет в Большом кремлевском дворце в Москве, торжество обещает быть представительным. В театре имени Галиаскара Камала был скорее междусобойчик, кажется, что аудитория ждала именно этого. Не обошлось и без официоза. В конце действа заместитель председателя Госсовета Римма Ратникова зачитала телеграмму от Минтимера Шаймиева, рассказала о роли Шакирова в объединении татар по всему миру и особом значении его песен для всего народа.

Римма Ратникова, Ильхам Шакиров и Айрат Сибагатуллин
Римма Ратникова, Ильхам Шакиров и Айрат Сибагатуллин

ТАТАРСКИЙ ПОЛ МАККАРТНИ

Концерт был построен так, что обозначал два главных направления творчества певца — народные песни в уникальной татарской манере исполнения, которую он сам и создал, а также часть эстрадного вокала. Практически не подсвеченным остался уникальный пласт творчества Шакирова, который роднит его с легендарными рок-исполнителями ХХ века. Ужасное исполнение классической песни «Ай былбылым» от Раяза Фасыхова в джаз-версии не в счет. Дело в том, что к части песен Шакиров сам писал музыку. Так, к его композиции «Идел буе каеннары» стартовый проигрыш частично заимствован у американской группы The Doors и одной из лучших их песен Hello, I love you. Этот факт может показаться ироничным, но на самом деле он говорит о большой музыкальной эрудиции Шакирова и попытке выйти за рамки национального колорита, в которых существовало его творчество. Возможно, так выражался протест или же попытка новаторства в татарской песне тех лет. У мэтра в репертуаре можно легко найти с десяток песен, которые подходят под различные рок-форматы 70-х годов — от заводных ритмов до лирических баллад. Рока в СССР не было, на татарской сцене его нет и сейчас, однако Шакиров умудрился стать первой и, возможно, последней татарской рок-звездой. Добавить сюда внешность денди, популярность, способную собирать стадионы на своих концертах, и множество легенд, которые окружали его жизнь и творчество, — выходит полноценный набор. Этакий сэр Пол Маккартни на татарский манер.

Неважно, как прошел сам концерт, куда важнее, как он завершился. На сцену вышел сам юбиляр, который весь вечер просидел в зале, что необычно для подобных форматов. Пять лет назад Шакиров спел несколько песен и пару раз вышел на бис. На сей раз виновник торжества ограничился одной композицией. В свои 80 лет он по-прежнему лучший татарский исполнитель, пусть и хватает его только на одну песню, да и звон в голосе уже не тот. Вместо послесловия зал хором спел тукаевский нетленный «Туган тел», что выглядело особенно эффектно. Больше всего усердствовала молодежь, которой было достаточно много на вечере, и VIP-ряд во главе с министром культуры Айратом Сибагатуллиным.