Альберт Шигабутдинов и Наиль Маганов

Спор между двумя гигантами татарстанской промышленности разгорелся из-за схемы расчетов между «Татнефтью» Наиля Маганова (справа) и «Нижнекамскнефтехимом» (входит в ГК «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова (слева)

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА ГИГАНТОВ

«Татнефть» выиграла первый раунд битвы с «Нижнекамскнефтехимом» (НКНХ, входит в группу компаний «ТАИФ») по спору о поставках широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). Компания из Нижнекамска должна будет выплатить 332,7 млн. рублей долга плюс 20,6 млн. рублей набежавших процентов. Такое решение на днях принял Арбитражный суд РТ.

Спор между двумя гигантами татарстанской промышленности разгорелся, напомним, из-за схемы расчетов между «Татнефтью» и НКНХ. Сначала нефтяники поставляют нефтехимикам ШФЛУ, а уже потом постфактум в рамках дополнительного соглашения назначается цена. Однако в марте прошлого года НКНХ перестал подписывать допсоглашения, «восстав» таким образом против диктуемых «Татнефтью» цен, а также частично перестал платить за поставки, оплачивая лишь справедливую, по их мнению, стоимость. «Татнефть» же пошла в арбитраж, чтобы взыскать всю недополученную сумму. На судебных заседаниях, где присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online», юристы НКНХ называли цены «Татнефти» «ужасающе завышенными». По их мнению, красная цена за ШФЛУ, поставленная, к примеру, в апреле — 14,3 тыс. рублей, тогда как «Татнефть» выставила за него счет в 20,2 тыс. рублей. Разница в 5,9 тыс. рублей, то есть 41%.

ШФЛУ является дефицитным сырьем для выпуска целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов. И, кстати, по мнению источников «БИЗНЕС Online», одна из глубинных причин спора — недовольство «Татнефти» ценой на продукцию самого «Нижнекамскнефтехима», которую использует в качестве сырья принадлежащая нефтяникам «Нижнекамскшина». Мол, раз вы нам такие цены выставляете, то и нам есть чем ответить.

353 млн. рублей обязан выплатить «Татнефти» «Нижнекамскнефтехим»

ФЕМИДА ВЗВЕСИЛА ПИСЬМО И НАШЛА ЕГО СЛИШКОМ ЛЕГКИМ

Чего не удалось «Татнефти», так это увеличить исковые требования по основному долгу. Ранее уже была попытка увеличить иск до 349,4 млн. рублей по процентам за пользование чужими денежными средствами в 147,3 млн. рублей. Общая сумма требований в этом случае возросла бы с 353 млн. до 497 млн. рублей, то есть на 40%. Однако НКНХ отбился от иска, приведя в свою защиту, по сути, формальный аргумент — их должны были заранее предупредить об этом.

Не смогла «Татнефть» увеличить требования и на последнем заседании, причем споткнулась компания о довольно курьезный момент. Памятуя о последней неудачной попытке, нефтяники должны были проинформировать и НКНХ, и суд об увеличении исковых требований. Однако первые получили от них письмо весов в 56 грамм (согласно уведомлению почты России), а в арбитраж пришла кипа бумаг, толщиной не менее 10 сантиметров. Судья Юлдаш Мусин даже взвесил посылку на руках и прикинул, что она весит не менее 2 - 3 килограммов. «Татнефть» попыталась объяснить, что вся основная документация подписана обеими сторонами и нет причин высылать их вновь. Однако судья в требовании об увеличении суммы иска опять отказал.

Напомним, что закрытость предоставления информации является одной из основных претензий к «Татнефти». НКНХ сетовал, что даже формула расчета цены, которую использует компания из Альметьевска, остается тайной для покупателя — НКНХ просто ставили перед фактом оплаты, показывая окончательную цену. Нефтехимики, в частности, заявляют, что «Татнефть» привязала цену к доллару. Однако «Татнефть» эти доводы опровергает, представитель компании Светлана Султанова заявила, что привязка к доллару «в данном конкретном случае, наоборот, привела к снижению цены».

Азат Бикмурзин - генеральный директор ПАО Нижнекамскнефтехим
Азат Бикмурзин — генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим»

ВСТРЕЧНЫЕ ИСКИ НЕ СВИДЕТЕЛЬСВУЮТ О МИРНОМ НАСТРОЕ

Представитель НКНХ на суде Айдар Султанов вновь попросил отложить процесс для решения спора мирным путем, упомянув, что стороны обменялись друг с другом предложениями цен (о начале мирных переговоров между двумя гигантами газета «БИЗНЕС Online» сообщала ранее). Однако выяснилось, что вместе с тем в суд поступили 7 встречных исков от НКНХ, в которых компания требовала добиться признания договора с ОАО «Татнефть» на период с марта по сентябрь 2014 года незаключенным (ранее НКНХ также подал три отдельных иска вне данного процесса, в которых в несколько иных формулировках оспаривает цену за период с марта по май 2014 года, суды по ним отдельно идут в татарстанском арбитраже). Основная стратегия нижнекамцев состоит в том, чтобы любыми путями отложить рассмотрение данного процесса, инициированного «Татнефтью». Так, ранее даже заявлялся отвод судье, который, впрочем, в тот же день был отозван.

Представитель «Татнефти» Валентина Хафизова заявила, что подача встречных исков не свидетельствует о мирных намерениях оппонентов, с чем согласился и судья.

В итоге после напряженного пятичасового заседания иск «Татнефти» был удовлетворен практически полностью. Несмотря на то, что в решении суда указано об удовлетворении иска «частично», «Татнефть» должна быть довольна — тело долга должно быть выплачено полностью и лишь проценты сокращены на «копеечные» в данном случае 300 тыс. рублей.

Представители НКНХ заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что будут обжаловать решение суда. Принимая во внимание иски НКНХ к «Татнефти», можно говорить лишь о первом раунде противостояния, которое обещает быть весьма жарким.