Оптовый рынок «Привоз»
Оптовый рынок «Привоз»

ОДИН НОМЕР НА ДВА ДЕЛА

Накануне резкий поворот наметился в громком деле экс-директора оптового рынка «Привоз» Назима Маллаева, обвиняемого в заведомо ложном доносе на бывшего старшего помощника прокурора Казани Динара Салахутдинова. Защита бизнесмена попросила приобщить к делу материалы из уголовного производства, возбужденного в отношении Алисы М. (имя изменено в интересах следствия) Как рассказал «БИЗНЕС Online» адвокат Маллаева Руслан Сверигин, несмотря на протесты со стороны адвоката Салахутдинова и гособвинителя, суд приобщил материалы дела Алисы М. к делу экс-директора «Привоза». И взял паузу до 26 февраля, чтобы изучить новые документы. Таким образом, два судебных процесса, проходившие до этого параллельно друг другу, пересеклись в одной точке. Этой точкой, по мнению защиты, стал номер телефона, который может быть связан с Салахутдиновым.

«Я спросил Салахутдинова: «Поясните, почему вы в рамках судебного разбирательства говорите, что это не ваш номер телефона, что вы им никогда не пользовались, а в материалах уголовного дела Алисы М. вы подтверждаете, что это ваш номер?» Он мне ответил: «Я не пользовался вышеуказанным номером телефона», — рассказал Сверигин подробности сегодняшнего процесса.

Назим Маллаев и его адвокат
Назим Маллаев и его адвокат

Здесь следует пояснить, что речь идет о так называемом «сером» номере бывшего старпома прокурора. По версии защиты Маллаева, он якобы использовался для решения «нерабочих» вопросов, связанных с крышеванием рынка «Привоз». Цифры номера, к слову, рассекретили на сегодняшнем процессе. По мнению Сверигина, именно по этому телефону Салахутдинов связывался с Алисой М., которая проходит в качестве обвиняемой по делу о крышевании казанского рынка «Анис». В материалах двух уголовных дел, по словам Сверигина, фигурирует один и тот же номер мобильного телефона. Но если в деле Алисой М. допрошенный в качестве свидетеля Салахутдинов подтвердил, что это его номер, то в деле Маллаева он этого не признает, отметил адвокат.

Рынок «Анис»
Рынок «Анис»

«В связи с этим я заявил ходатайство о возвращении уголовного дела на дополнительное следствие», — рассказал Сверигин. Адвокат считает, что вызванная на допрос в качестве свидетеля Алиса М., возможно, сможет раскрыть детали резонансного дела.

Приобщение материалов уголовного дела, возбужденного в отношении Алисы М., к делу экс-директора «Привоза» — это первый тревожный звонок для бывшего старпома казанского прокурора. Второй звоночек — пауза, которую судья взял для изучения этих материалов.

«По обоим уголовным делам Салахутдинов дал подписку, что не будет давать ложные показания. Получается, что по одному из них он ее нарушил», — предположил Сверигин.

КАК КРЫШЕВАЛИ «ПРИВОЗ» И «АНИС»

Напомним, уголовное преследование экс-директора «Привоза» Маллаева началось после того, как в мае 2014 года он написал заявление в следственный комитет с жалобой на действия бывшего старшего помощника прокурора Казани Салахутдинова. Следователи посчитали, что бизнесмен просто решил отомстить прокурорскому работнику, которого считал инициатором «кошмарящих» проверок.

Динар Салахутдинов
Динар Салахутдинов

Что касается уголовного дела в отношении Алисы М., то оно было возбуждено после обращения директора рынка «Анис» Зуфара Казанбаева в ФСБ. Бизнесмен сообщил чекистам, что старпом казанского прокурора Салахутдинов вымогал у него взятку в 200 тыс. рублей, но не лично, а через Алису М., которая впоследствии была задержана с поличным при получении денег. В отношении Салахутдинова, уволенного по собственному желанию, началась проверка. А Алиса М. посадили под домашний арест.

«Салахутдинов сидел передо мной, раскачиваясь на стуле и листая акт проверки, приговаривал: «Либо оштрафую я вас на 230 тысяч, либо закрою». И я знаю, что он может нас закрыть. Ему все равно, что здесь 500 человек работают. А наш рынок эконом-класса, здесь бабушки и дедушки отовариваются», — рассказал сразу после задержания Алиса М. свою версию истории корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор и владелец продовольственного оптово-розничного рынка «Анис» на улице Портовой Казанбаев.

Зуфар Казанбаев (справа)
Зуфар Казанбаев (справа)

Прокурорская проверка пришла на рынок во второй половине октября 2014 года — после пожара на Вьетнамском рынке и в ТЦ «Караваево». Столкнувшись с угрозами, Казанбаев, по его словам, позвонил Олегу Василенко — заместителю начальника отдела надзорной деятельности по Вахитовскому району МЧС РФ по РТ с просьбой объяснить прокуратуре, что рынок исполняет все предписания надзорных органов. Вместо ответа по существу, по словам Казанбаева, его попросили связаться с Алисой М., которая при встрече якобы и заявила, что Салахутдинову нужно отдать 250 тыс. рублей. Позже, по словам Казанбаева, сумма была снижена до 200 тыс. рублей.

Теперь Алиса М. обвиняется в покушении на получение взятки в размере 200 тыс. рублей. Дело квалифицируется двумя статьями Уголовного кодекса: ч. 3 ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и ч. 2 ст. 159 «Мошенничество». Любопытно, что женщина обвиняется в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, но на скамье подсудимых оказалась она одна. Видимо, участникам процесса не раз придется услышать формулировку «неустановленные лица» в ходе судебного следствия.


На предпоследнем заседании Советский районный суд Казани отказал Алисе М. в рассмотрении уголовного дела в особом порядке, в рамках которого суд обычно не исследует собранные во время предварительного следствия доказательства. Такое решение, несомненно, раскроет подробности дела, бросившего тень на бывшего старшего помощника казанского прокурора Салахутдинова. А потерпевшая сторона в лице директора рынка «Анис» Казанбаева, естественно, будет настаивать на допросе в суде самого бывшего старпома.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием двух громких перекликающихся уголовных дел.