600 КОПИЙ «ЗАПРЕДЕЛЬНО КОНЪЮНКТУРНОГО» КИНО

Сегодня стартовал прокат «Левиафана» в России. Пожалуй, в новейшей отечественной истории не было фильма, вызвавшего столь бурное обсуждение в обществе, да к тому же еще до своего появления в отечественных кинотеатрах. Правда, те, кто хотел увидеть картину Андрея Звягинцева, уже могли это сделать благодаря утекшей в сеть и ставшей практически легендарной пиратской копии с английскими субтитрами на треть экрана компьютерного монитора. В просмотре пиратской версии признался даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Прокатывается кино максимально широко для артхаусного кино. В столице Татарстана российского лауреата «Золотого глобуса-2014» можно увидеть в 9 кинотеатрах количеством сеансов от 1 до 6 в день. Так что идея продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова придержать выход «Левиафана» на родине до зимнего парада кинопремий оказалась удачной. Более того, неделю назад стало известно, что прокатчики в два раза увеличили количество копий — до 600, мотивируя это повышенным общественным интересом к творению самого успешного в мире российского режиссера.

Вокруг фильма и так уже сломано такое количество копий, но теперь возникает повод для очередного витка дискуссий. Зато любой зритель теперь может составить свое собственное мнение — идет ли речь о подлинном шедевре киноискусства или о наглом очернении российской действительности в глазах западной общественности. Скорее всего, оба ответа являются неверными. Действительно мощный и талантливый фильм Звягинцева, что признает даже один из главных оппонентов картины министр — культуры РФ Владимир Мединский, назвавший картину «запредельно конъюнктурной», наложился на ситуацию в стране и мире, приобретя те смыслы, о которых режиссер, возможно, даже не подозревал. Достаточно вспомнить, что фильм затевался и снимался в те еще совсем недалекие времена, когда Дмитрий Медведев и Барак Обама затевали «перезагрузку» российско-американских отношений, а Германия была главным отечественным партнером в Европе.

БАННЕР «ЛЕВИАФАНА» ЗАКРЫВАЕТ ВИННИ-ПУХ

Первый сеанс «Левиафана» в Казани прошел в кинотеатре «Корстон». В 9:10 утра в зале сидели трое: два корреспондента нашего издания и пожилая дама. После показа она представилась пенсионеркой Лией Хасановной и рассказала, что в торговый центр сегодня приехала аж за час до открытия. 81-летняя женщина обожает Звягинцева, давно ждала премьеру, слушала дискуссии по радио «Эхо Москвы» и очень боялась, что ей не хватит билетов. «Я приехала на «Левиафан» к 8 утра и думала, что здесь будет куча народа». Полупустой зал удивил ее не меньше, чем нас, хотя этот факт легко можно списать на утро буднего дня. Фильм стартовал без трейлеров и рекламы, через несколько минут после начала подтянулись опоздавшие: два молодых человека сели на пятом ряду, а две беспрестанно хихикающие барышни разместились на шестом, последнем.

На происходящее на экране небольшой зал реагировал бурно. «Держи себя в руках», — советует управляющему автомобилем герою Алексея Серебрякова друг-адвокат, которого исполняет Владимир Вдовиченков. «Ну а кто же тогда рулить будет!» — резонно замечает герой Серебрякова — и молодые люди на пятом ряду начинают хихикать. Девушкам студенческого возраста формальный повод для смеха был вовсе не нужен — хохотали они громко и в самых неожиданных местах. Зрители искренне сочувствовали персонажам, сцены несправедливого милицейского задержания и супружеской измены сопровождались громким цоканьем, парни из зала сочувственно вздыхали, когда главный герой фильма страдал и пил водку, казалось, если бы это был не кинотеатр, они бы непременно подошли, хлопнули его по плечу и сказали скупое мужское «крепись».

После просмотра корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала о впечатлениях первых казанских зрителей и поинтересовалась, что заставило их отменить дела и прийти на самый первый утренний сеанс. Молодые люди (Юрий и Альберт) оказались студентами, помимо подогретого публичной дискуссией интереса к фильму их простимулировала цена утреннего билета: сеанс в 9:10 стоил 180 рублей, вечерний обошелся бы на 100 рублей дороже. «Я специально старался не читать комментарии, — рассказал Юрий. — Потому что не хочу воспринимать фильм сквозь призму чужого мнения». Его друг же, наоборот, внимательно следил за обсуждениями работы Звягинцева в интернете и по телевидению. «Комментарии Мединского и тот факт, что фильм не понравился власти, окончательно убедили меня в том, что надо смотреть», — сказал он «БИЗНЕС Online». Пока молодые люди обдумывали увиденное, своим мнением поделилась Лия Хасановна: «Мои надежды фильм оправдал. Все комментарии, которые я слышала о «Левиафане», мне близки: говорили, он посвящен нашей жизни, так оно и оказалось. Да, жизнь собачья. А артисты великолепные. И Алексей Серебряков, а уж Роман Мадянов, который сыграл сволочного мэра, — просто первая скрипка».

Зрительницу приятно удивило отсутствие мата в прокатной версии фильма, на что один из студентов убежденно заметил: «Но ведь он там был нужен! Я вот лично весь фильм матерился». По словам парней, о том, чтобы скачивать пиратскую версию, у них даже мысли не было: «Мы всегда ходим смотреть на большом экране. У Звягинцева все фильмы такого формата». Отметили студенты и то, что фильм отличается от других работ режиссера: «Конечно, тут другая подача — не такая, как в «Возвращении», «Изгнании», «Елене», но интересно, что снова затрагивается тема семьи». Подытожил обсуждение картины Юрий: «Я вышел из кинотеатра злой. Думаю, каждому зрителю на выходе захочется этого мэра как минимум удушить».

Любопытно, что в «Корстоне» практически отсутствует реклама фильма. Мы обошли второй этаж, не заметили ни одного плаката «Левиафана» и поинтересовались у сотрудницы кинотеатра, есть ли они вообще в торговом центре. Девушка проверила по документам — оказалось, что больших стендов в «Корстон» действительно не завозили, а вот плакаты среднего формата и рекламные листовки в ведомости значились. Один небольшой баннер действительно обнаружился на первом этаже, прямо около лестницы, ведущей к кинотеатру. Правда, часть информации о фильме закрывал картонный Винни-Пух, рекламирующий детский парк развлечений.

«ЧТО КАСАЕТСЯ ЗВЯГИНЦЕВА, РЕЖИССЕР КАК СНИМАЛ КИНО ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, ТАК И БУДЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» из числа профессионалов мира кино разошлись во мнениях относительно перспектив «Левиафана» в российском прокате, но уверены в том, что российское государство не откажется от финансирования новых проектов Звягинцева. И в силу их художественного уровня, и в силу авторитета его продюсеров.

Григорий Константинопольский — кинорежиссер, сценарист, продюсер (Москва):

— Думаю, прокат будет успешным — у фильма огромный пиар, а скачивают кино в сети лишь несколько процентов потенциальных зрителей. Вторая волна дискуссий, уверен, неизбежна, поскольку прибавится много свежих впечатлений у вновь посмотревших.

Что касается Звягинцева, режиссер как снимал кино за государственные деньги, так и будет продолжать это делать, поскольку государство (минкульт и федеральный фонд кино) никому из режиссеров денег не дает, а дает только продюсерам. Продюсеры, сделавшие фильм со Звягинцевым, имеют прекрасные связи и репутацию в обеих госструктурах, уверен, они продолжат получать деньги на свои новые проекты, а Андрей, безусловно, вновь войдет в число тех, с кем они будут работать.

Алексей Барыкин — кинорежиссер, руководитель «Казанской киностудии»:

— Будет ли прокат успешен? Нет, не будет. Кино добьется примерно такого же результата, как «Возвращение». Этот фильм, кстати, тоже вышел в прокат, когда пиратская версия давно уже была в интернете. Но прокатывать «Левиафана» все равно нужно: он оживит российский прокат, сделает культурное пространство острее и актуальнее. Лично я видел фильм, но на большом экране все равно посмотрю еще раз. Так что зрители у него будут.

Звягинцева однозначно будут финансировать в России. Для нашей страны он является национальным достоянием, и многие это понимают. К тому же, Звягинцев вовсе не «очернитель России», как его пытаются представить недалекие люди, по натуре он рассказчик библейских притч, который мыслит более масштабными категориями, чем «за Путина» или «против Путина». Важно понимать, что яростная атака на «Левиафана» началась на фоне украинских событий и нынешнего противостояния с Западом, дескать, против нас и так ведут информационную войну, санкции вводят, а тут еще Звягинцев страну в неприглядном виде показывает. Но ведь фильм снимался и задумывался гораздо раньше, задолго до киевского майдана. Поэтому «Левиафан» — это не часть информационной войны и не троянский конь от пятой колонны, а вневременное высказывание, которое будет актуально и через много лет. При просмотре этого фильма нужно суметь отстраниться от страстей нашего времени. Страсти перекипят, а кино останется.

Василий Корецкий — кинокритик, редактор журнала «Русский репортер»:

— Предсказать, будет ли успешен прокат, всегда трудно, потому что это во многом зависит от рекламной кампании в каждом конкретном городе — публикации в прессе, наружная реклама. Но на большом экране фильм производит гораздо более сокрушительное впечатление, чем на маленьком компьютерном экранчике и в пиратской копии. В прессе настолько полярные отзывы, что, мне кажется, любой человек, который захочет составить свое мнение, пойдет и посмотрит, не думаю, что успех будет сумасшедшим, потому что это все-таки не блокбастер про супергероев, но, мне кажется, фильм будет, во всяком случае, успешнее, чем последняя работа Алексея Германа.

«Левиафан» выходит в прокат 5 числа, а «Оскар», в котором он претендует на «Лучший иностранный фильм», будет 22 февраля. Шумиха в прессе по поводу «Оскара» могла бы подстегнуть интерес, но важно понимать, сколько фильм будет находиться в прокате. Вряд ли «Левиафан» будет идти три недели во всех центральных кинотеатрах страны, поэтому получается слишком большой люфт между «Оскаром» и премьерой. С другой стороны, про фильм уже столько написано, что, мне кажется, премия будет только каплей в море резонанса и шума.