1. Театр. «Ходжа Насретдин» в театре им. Камала

6, 7, 8 февраля

Театральная премьера недели

Главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев ставит «Ходжу Насретдина». Не будем про случайности и закономерности. Скажем лишь, что этот спектакль станет 7-м обращением театра им. Камала к пьесе Наки Исанбета. Любопытная цифра, что с позиций нумерологии, что с позиций театральной истории. Небольшой нюанс. Текст спектакля рождается из компиляции пьесы классика татарской драматургии и небольшого фрагмента пьесы современного сирийского драматурга Саадаллы Ваннуса. Но режиссер говорит о чем-то третьем.

О вынужденных сокращениях канонического текста. Пьеса Исанбета создана во времена, когда трехчасовой спектакль считался одноактовкой. Поэтому «нужно сокращать», «нужно сосредоточиться на одной сюжетной линии», «нужно актуализировать». Бикчантаев говорит, что есть одна сторона проблемы, есть другая, но, возможно, есть некий «другой путь», к которому подталкивает постановщика Ходжа Насретдин. Пожалуйста, не удивляйтесь, если на премьерных показах и позже вам покажется, что серый цвет стал главным в палитре спектакля. Может быть, случайность, может быть, закономерность, но, скорее всего, это проблема вашего офтальмолога. Ведь не может же быть...

12+

Начало — в 19:00
Театр им. Камала
Казань, Татарстан, 1

2. Кино. «Левиафан» в казанских кинотеатрах
с 5 февраля

Авторская интерпретация истории библейского Иова

Четвертый фильм Андрея Звягинцева окончательно вывел самого востребованного в мире отечественного кинорежиссера «из сумрака», в котором его картинами в основном интересовались программные режиссеры крупнейших фестивалей и поклонники артхаусного кинематографа. Но «Левиафан» сделал из художника, никогда не стремившегося к публичности, настоящую звезду. Причем не столько благодаря призу за лучший сценарий в Каннах и первому в российской истории призу «Золотой глобус», а благодаря той общественной дискуссии, которая развернулась вокруг фильма. Учитывая, что все это произошло еще до выхода фильма в отечественный прокат, теперь каждый может составить свое мнение уже не по принципу «Пастернака осуждаю».

Библейскую историю Иова, перенесенную в захватывающие дух пейзажи российской глубинки близ Баренцева моря, некоторые сочли очернением российской действительности. Вот только кто, как не настоящий художник, а таковым Звягинцев был признан уже давно, может говорить с болью о происходящем с нами и о бездушном государстве «Левиафане», пожирающем все и вся...

16+

3. «Игра в имитацию» в казанских кинотеатрах
с 5 февраля

Шерлок Холмс на службе у Черчилля и Тайвина Ланистера из «Игры престолов»

Норвежский режиссер Мортен Тильдум, прославившийся, сняв один из самых кассовых в истории норвежского кинематографа фильм «Охотники за головами», взялся за байопик Алана Тьюринга и не прогадал — его первая англоязычная работа с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли получила престижный приз фестиваля в Торонто и номинирована на 8 Оскаров. Переработанная в сценарий история жизни мизантропичного математика, криптографа и создателя прообраза современного компьютера критикам понравилась, однако многие ругают сценаристов и самого Тильдума за поверхностность и предсказуемость: смыслообразующие фразы звучат после долгих пауз, а Вторая мировая война — всего лишь досадное недоразумение, мешающее великим программистским умам разгадывать замысловатые фашистские шифровки.

Сюжет разворачивается в трех временных пластах. Тьюринг в фильме предстает то гениальным школьником, которого ненавидят одноклассники, то гениальным руководителем секретной группы криптографов, пытающихся взломать фашистскую шифровальную машину «Энигма» (коллеги, разумеется, тоже его ненавидят), то гениальным британским ученым, который, несмотря на всю значимость своих исследований, становится жертвой «поправки Лабушера» (антигомосексульная поправка к Британскому уголовному законодательству, действовавшая с 1885 по 1967 год). Последнего глобального проявления ненависти герой уже не выдерживает — англичане до сих пор переживают из-за своей вины в смерти Тьюринга, покончившего с собой после курса принудительной гормональной терапии. Партнершей Камбербэтча в привычной ему роли фриковатого интеллектуала стала Кира Найтли, которая помогает ему, по образному выражению одного из героев картины, «победить фашизм кроссвордом». И это, несомненно, дополнительный аргумент в пользу воскресного похода в кинотеатр.

12+

4. Кино. «Бердман» в казанских кинотеатрах
Всю неделю

Из бэтменов в бердмана

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — режиссер нашумевших фильмов «Сука-любовь» и «21 грамм», после четырехлетнего перерыва в кинопроизводстве стал сенсацией Венецианского кинофестиваля-2014. Его новая работа фильм «Бердман» хоть и не получила «Золотого льва», но удостоилась множества восторженных отзывов кинокритков. Фильм оправдал венецианские надежды экспертов 9 номинациями на «Оскар» — больше нет ни у одной картины, столько же — только у «Отеля «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона. Сейчас команда, работавшая над «Бердманом», ожидает решения не только оскаровской комиссии: фильм номинирован на множество премий разной степени престижности; разброс от «Спутника» международной пресс-академии за лучшую режиссерскую и операторскую работу до премии гильдии гримеров и стилистов США в номинации «Лучшая укладка волос в фильме на современную тематику». Пока киноэксперты решают судьбу детища Иньярриту, 22 января «Бердман» вышел в российский прокат.

Ригган Томпсон (Майкл Китон) — стареющая голливудская звезда. Прославившись в молодости в образе супергероя-бердмана (англ. «человек-птица»), на старости лет Ригган пытается доказать себе и окружающим, что он не пустышка из марвеловских блокбастеров, а глубокий драматический актер. Для этого он ставит пьесу о любви с собой в главной роли в одном из бродвейских театров — все события «Бердмана» разворачиваются за его кулисами. К слову, судьба героя любопытно перекликается с судьбой самого Китона, который стал известен благодаря роли Бэтмена в конце 80-х и до сих пор остается ее заложником (будем надеяться, «Бердман» все изменит).

Главная техническая особенность фильма — операторская работа Эммануэля Любецки («Гравитация»), помогающая зрителю почти физически перемещаться по узким коридорам театра и проскальзывать вслед за героями то в пыльные захламленные бродвейские гримерки, то прямиком на сцену. «Бердмана» стоит увидеть как насмотренным киноманам, которые, наверняка, заметят в картине критику на голливудский продакшн с его бесконечными супергеройскими сагами, так и среднестатистическому любителю походов в кино по выходным. Проблема занятых отцов и одиноких детей, присутствие в социальных сетях как обязательное условие жизни в современном мире, внутриличностный конфликт творческого человека — Иньярриту не навязывает нам революционные ответы, но предлагает еще раз повнимательнее взглянуть на традиционные вопросы.

16+

5. «Охотник на лис» в казанских кинотеатрах
Всю неделю

Спортивная драма из Канн

«Охотник на лис» показывали в Каннах, и Беннетт Миллер получил на главном европейском фестивале приз за лучшую режиссерскую работу. С номинациями на «Оскар» у ленты тоже все в порядке: фильм претендует на пять статуэток, и это, кстати, стало решающим аргументом для российских кинопрокатчиков. В Каннах (в мае прошлого года) у «Охотника» не было российского дистрибьютора, теперь же мы с нетерпением ждем 29 января — официальной даты выхода фильма в прокат.

Фильм основан на реальных событиях, сюжет разворачивается вокруг олимпийского чемпиона по вольной борьбе Марка Шульца (Ченнинг Татум) и американского аристократа, «орнитолога, филателиста и филантропа» Джона Дюпона (Стив Карел и его накладной нос). У первого есть гигантский потенциал и воля к победе, но практически нет средств к существованию, второй обладает многомиллионным состоянием рода Дюпонов и ни на чем не основанными тренерскими амбициями. Джон приглашает Марка к себе в поместье на тренировочную базу, где тот вместе с другими членами спортивного клуба «Охотники на лис» начинает подготовку к сеульской Олимпиаде 1988 года. Между спортсменом и спонсором завязывается странная дружба, которая предсказуемо не заканчивается ничем хорошим.

Драма о спорте и таланте переносит внимание зрителя с событий на бойцовском ковре на внутренний мир борцов, их мотивацию и переживания. Кроме спорта Миллер мастерски описывает американскую аристократию как феномен, более характерный для чопорной Британии, чем для динамичных США, и потому бесплодный, обреченный на постепенное вырождение. Визуально, однако, это вырождение не выглядит отталкивающе: накачанные мужские квадрицепсы на фоне породистых лошадей способствуют тому, чтобы двухчасовой фильм был просмотрен на одном дыхании.

16+

6. Концерт. Uriah Heep в «Пирамиде»
6 февраля

Легенды рока впервые в Казани

Uriah Heep — одна из старейших и самых влиятельных британских рок-групп, вместе с Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin в начале 70-х входившая в так называемую The Big 4 («Большую четверку») хард-рока и записавшая за 45 лет целый ряд классических альбомов. С выходом в июне 2014 нового диска Outsider группа довела количество своих студийных альбомов до 24.

Outsider доказал, что Uriah Heep по-прежнему держат порох сухим. Первой же песней Speed Of Sound группа буквально выскакивает из динамиков своими традиционно мощными риффами гитар. Альбом полон рок-гимнов, под которые поклонники будут рубиться на концертах, но есть и типичные для группы песни, возвращающие нас в золотые 70-е.

12+

Начало — в 19:00
КРК «Пирамида»
Казань, Московская, 3

7. Кино. Best Shorts: Venezia в кинотеатре «Мир»
с 6 по 8 февраля

Короткий венецианский метр

С 5 по 11 февраля в кинотеатре «Мир» стартуют показы лучших короткометражных фильмов старейшего и аристократичного Венецианского кинофестиваля 2014 — Best Shorts: Venezia. Молодые режиссеры из разных стран исследуют мир и общество, в которых мы живем, и демонстрируют нам свое виденье с помощью различных визуальных форм, на которые способен короткий метр.

В программе представлен один из победителей 71-го Венецианского кинофестиваля — лента «Мариам» Сиди Салеха, получившая приз Orizzonti за лучший короткометражный фильм. За почти 2 часа зрители увидят 8 разных по жанру картин, начиная от экспериментального кино, заканчивая настоящей драмой.

16+

Кинотеатр «Мир»
Казань, ул. Достоевского, 30

8. Фестиваль. «Вместе – радио» в «Гранд отеле»
с 6 по 8 февраля

«Радийные» выходные

Выходные для журналистов и любителей медиа должны выдаться жаркими. Дело в том, что с 6 по 8 февраля в Казани пройдет Приволжский этап фестиваля «Вместе — радио». А это многочисленные лекции и воркшопы по новым медиа, журналистике, креативу и продакшену. Делиться опытом будут люди, хорошо известные в узких кругах. К примеру, когда-то лучший ведущий на радио Maximum, а сегодня работник станции «Шоколад» Александр Абрахимов, Владимир Аверин — политический обозреватель «Вести FM», Владимир Варфоломеев — заместитель главного редактора «Эхо Москвы», Ирина Савченко — замдиректора дирекции интернет-вещания Первого канала и многие другие.

На семинарах будут учить, как сделать интерактивный проект за час своими руками, о том, как существовать новым медиа в условиях дефицита бюджета, как продавать в условиях высокой конкуренции, ну, и как журналисту играть по этическим правилам в современном мире. Среди лекторов оказался и казанский медиа-деятель. Павел Федоровский, редактор недавно закрывшегося журнала «Карл Фукс» и старейший работник «БИМ-радио» прочитает лекцию на тему «Культурная революция не в столице». Ознакомиться с полным расписанием семинаров можно на сайте проекта. Проходить все это действие будет в «Гранд-отеле» с 6 по 8 февраля с утра и до позднего вечера.

12+

«Гранд отель»
Казань, ул. Петербургская, 1

9. День государственного герба РТ в музее-заповеднике «Казанский Кремль»
7 февраля

Все о гербе

С 10:00 до 17:00 в режиме нон-стоп в музее будет работать познавательная викторина с памятными подарками для внимательных, которая пополнит ваш багаж знаний сведениями по древней и современной истории татарского народа, а также ближе познакомит вас с государственной символикой Татарстана.

Юные посетители смогут весело провести время за собиранием пазлов с изображениями гербов Казани и Республики Татарстан.

0+

Начало — в 10:00
Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан
Казань, Кремль

10. Конкурс «Твоя валентинка – лучшая!» в музее-заповеднике «Казанский Кремль»
с 6 по 8 февраля

Подготовка ко дню Святого Валентина

Принеси свою валентинку в Центр «Эрмитаж-Казань» и стань участником конкурса «Твоя валентинка — лучшая!»

14 февраля в 12 часов в День влюбленных всех авторов валентинок наш Амур приглашает на подведение итогов конкурса. Получателя самой лучшей валентинки, которую определит Амур, ждет сюрприз! Дорогие авторы, не забудьте написать контакты на ваших признаниях.

0+

Центр «Эрмитаж-Казань»
Казань, Кремль

Если вы узнали об интересном событии в мире культуры,
об этом можно сообщить по эл. почте: nigmatullin_a@mail.ru.

По вопросам размещения рекламы в рубрике «Афиша» обращайтесь по тел. (843) 2000-488