Хамзат Хасбулатов
Хамзат Хасбулатов: «С большой симпатией отношусь к тому, как в республике ведут бизнес»

НОВЫЕ MCDONALD’S — В КАЗАНИ И ЕЛАБУГЕ

В этом году McDonald’s празднует свое 25-летие в России. 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве открылся первый ресторан. В Казань McDonald’s пришел 9 лет спустя. В минувшие выходные в первом российском McDonald’s гостей и прессу встречал президент компании в России и Центральной Европе Хамзат Хасбулатов. Интервью с топ-менеджером проходили тут же — в зале обслуживания, так как заходить в производственные и административные помещения ни журналистам, ни кому бы то ни было без медкнижки запрещено. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось также пообщаться с Хамзатом Хамидовичем.

— Какие планы по расширению сети в Татарстане? Какие площадки рассматриваете?

— Татарстан — это один из примеров, где мы создали очень интересную интегрированную систему. У нас в республике около 20 предприятий: в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Бугульме. В Елабуге откроется ресторан в этом году. Мы приняли решение разместить его там, где будет наш производственный кластер. Кстати, Татарстан — очень интересный регион с точки зрения приветствия инвестиций. Мы будем продолжать развиваться в регионе. Пока не знаю, какое количество проектов будет еще. Но в конце прошлого года в Казани мы открыли новое предприятие (в «Корстоне» прим. ред.), а еще одно откроется в ближайший месяц в бывшем «Ланцелоте». Вообще, с Татарстаном у McDonald’s очень интересное сотрудничество. Например, первую семейную гостиницу в стране мы построили именно в Казани. Это уникальный проект, который является наглядным примером нашего участия в социальной жизни.

_534.jpg
В августе 2013 года в Казани была открыта бесплатная семейная гостиница «Дом Роналда Макдоналда»

— Почему для этого проекта была выбрана именно Казань?

— Не скрою, лично я с большой симпатией отношусь к тому, как в республике ведут бизнес. Президент и руководство республики обратились ко мне с просьбой поддержать Универсиаду в Казани. Я сказал: «Хорошо, поддержу. А что вы хотите?» Они ответили: «Нужно обеспечить питание волонтеров, атлетов и участников Универсиады». И мы построили временный ресторан в Деревне Универсиады, который обеспечил питанием всех волонтеров, которые были в Татарстане. Это достаточно затратная идея, но мы реализовали ее с большим удовольствием.

Во время одной из встреч в Казани с президентом Миннихановым я сказал: «Рустам Нургалиевич, может благотворительный фонд McDonald’s построить гостиницу для родителей, которые приезжают в Казань на лечение с детьми?» Таким семьям негде проживать, квартиры дорогие, неудобно. А им надо жить там месяцами, особенно это касается детей с онкологией и травмами. Я давно хотел в России построить такой дом, для Москвы был проект гостиницы со всей инфраструктурой. Минниханов долго сидел и смотрел на меня: «А для чего это?» Я сказал, что мне приятно что-то подобное сделать, но лучше Казани ничего не найду. Как же он быстро позвал главврача, министра! Он сказал, что есть республиканская больница, куда больше всего детей приезжает. Там мы и построили семейную гостиницу — она открылась во время проведения Универсиады-2013. На строительство было направлено около 200 миллионов рублей. При этом проживание в доме для всех его жильцов (и детей, и родителей) абсолютно бесплатно. Это чудесный проект.

— Еще где-то подобный проект планируется реализовать?

— Он уникальный для России и первый в Казани. Пока не знаю, будем ли еще где-то повторять этот опыт.

ЕЛАБУЖСКИЕ БУЛОЧКИ ПОЕДУТ ОТ ПОВОЛЖЬЯ ДО СИБИРИ

— В конце прошлого года экспертный совет минэкономразвития РФ одобрил проект ООО «Ист Болт Елабуга» по производству хлебобулочных изделий для McDonald’s в особой экономической зоне «Алабуга». Почему местом реализации проекта была выбрана именно эта площадка?

— Мы несколько лет назад обсуждали идею размещения такого кластера в Татарстане, учитывая то, что это особая экономическая зона. Тем более что история отношений между Татарстаном и нашим брендом действительно вызывает у меня только симпатию. В республике с радостью поддерживают инвестиции, желают создать у себя все современное. Я был одним из главных сторонников привлечения инвестиций в Татарстан, мы хотели привезти туда многих инвесторов. Когда мы открывали первое предприятие, там никого не было. Я всегда говорил и продолжаю говорить, что с точки зрения инвестиционной привлекательности это один из самых ярких и позитивных примеров.

Когда мы рассматривали «Алабугу» как место размещения кластера, то нашли в этом решении огромное преимущество и потенциал. Во-первых, важно размещать производственные предприятия поближе к ресторанам, которые построены компанией в Поволжье, на Урале и в Сибири. Во-вторых, этот проект может быть реализован очень быстро.

Завод «Белая дача» в «Алабуге»

Сначала мы запустили завод «Белая дача» по переработке овощей, вторым будет дистрибьюторский центр, который «Хави Групп» построит там же — для того чтобы нам минимизировать издержки по логистике. На третьем этапе запустятся еще два предприятия: финская компания «Хухтамаки» разместит там завод по производству упаковки, а «Ист Болт» построит свою пекарню. Уже запущен процесс согласования с Республикой Татарстан. Это вторая волна, но мои мысли, наверное, уже дальше идут. Но я пока не буду с вами ими делиться, ведь руководство республики ответит: «Давай быстрее приводи их сюда».

Однако я всегда буду поддерживать этот регион, потому что он привлекательный для инвестиций, а руководство адекватное: нет вопросов, связанных с бюрократическими препонами, достаточно ответственно держат слово. Можно уверенно вести бизнес.

— «Ист Болт Елабуга» будет единственным поставщиком булочек в регионе? Какой рынок охватят елабужские булочки?

— Когда мы закончим, кластер будет охватывать Поволжье, ближайшие регионы, Урал и до Сибири. Скорее всего, мы рассматриваем «Алабугу» как один из кластеров, который теоретически мог бы поставлять продукцию в Казахстан, если мы там откроем предприятия. На этом этапе там уже есть работающий завод «Белая дача». Второй этап — запуск дистрибьютерского центра, который бы управлял логистикой, а дальше два разных инвестора по упаковочным материалам и пекарня. Будет ли она единственной? Не знаю. Но на данном этапе у них первый проект вне Москвы, который будет запущен для обеспечения этого региона.

«НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ ПИЩЕВОГО ОТРАВЛЕНИЯ»

— В 2014 году в ваших ресторанах прошли масштабные проверки Роспотребнадзора. Некоторые связали их с политическими событиями и трендами. Почему все-таки McDonald’s стал крайним в санкционной войне?

— Я оставлю этот вопрос, чтобы вы сами догадались. Мне важно, чтобы я увидел суть претензий. Моя публичная позиция и позиция компании была такова: с большинством этих претензий мы не согласны, считаем их необоснованными. Если мы находим решение на встречах и обсуждениях этих претензий, мы снимаем их с повестки. Если нет — отстаиваем свои интересы в судах. Для нас репутация очень важна, потому что мы уверены в том, что мы делаем и как мы это делаем. Я могу точно сказать, что компания McDonald’s в России является примером ответственного и добросовестного бизнеса. Мы знаем, какую продукцию мы получаем, каким образом она поступает и насколько эта продукция качественна и безопасна. За 25 лет мы обслужили более 3 миллиардов посетителей в России, у нас не было зафиксировано ни одного случая пищевого отравления. Это феноменальный показатель.

«Благотворительностью мы занимаемся, но бизнес для нас является мотивацией»

Также это один из стимулов для нашего дальнейшего роста. Мы остаемся признанными лидерами индустрии питания, нас всегда ставили и ставят в пример. Я не буду возвращаться к мотивам проверок. Выводы нужно делать вам и всем остальным. Наша задача — продолжать успешный бизнес, гордиться тем, что мы делали и делаем. Это заслуга огромной команды наших работников, поставщиков. Я как глава компании знаю нашу продукцию, знаю, за что мы отвечаем. Поэтому у меня нет никакого пессимизма: да, проверки были и будут. Мы живем в стране и во время, когда, к сожалению, могут быть любые решения. Мы всегда подчеркиваем, что находимся вне политики. Мне важнее мой работник, мой посетитель. Посмотрите, в McDonald’s посетители всегда довольны: люди смеются, улыбаются, радуются.

— Я знаю, что ваши юристы, ни разу не явившись в суд, выиграли у татарстанского Роспотребнадзора.

— Мы много где выигрываем.

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ — СТОПРОЦЕНТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

— Вы не раз говорили, что на 85 процентов — это отечественная продукция. Где оставшиеся 15 процентов?

— На 85 процентов я являюсь патриотом, а на 15 процентов... Я шучу (смеется). Создание производственного кластера в Татарстане — это дорогостоящий проект. Конечно, дешевле было бы покупать продукты где-то еще. Но мы делаем это для того, чтобы убедиться, что есть гарантии качественной, безопасной продукции, которую мы отслеживаем от поля до прилавка.

Наша конечная цель — разместить все 100 процентов того, что используем, в России. Возможно, это слишком оптимистично. У меня 25 лет в голове звучит: «Поддержи местного производителя». Нет, это экономически не так уж выгодно. Но эта мысль становится, наверное, частью решения социальных вопросов, а не потому что мне кто-то эти задачи ставит. За всем, что мы делаем, конечно, стоит экономическая целесообразность. Мы делаем бизнес. Благотворительностью мы занимаемся, но бизнес для нас является мотивацией.

image29716014.jpg
Президент Татарстана и мэр Казани приняли участие в благотворительной акции «МакХэппи День» (2012 г.)

— Запрет на ввоз определенных продуктов из некоторых стран как-то отразился на ваших 15 процентах импортной продукции?

— Мы всегда знаем, что возможны непредвиденные ситуации. И 25 лет говорим о том, что нужны местные поставщики. Были даже такие поставщики, которым приходилось платить больше, чем если бы получали продукцию из-за рубежа. Но стабильность — основа нашего успеха. Не политическая, а экономическая стабильность. Это очень важно.

Поэтому если говорить, каким образом можно было бы оставшиеся 15 процентов локализовать, то есть один продукт, который больше всего для меня представляет интерес, — картофель. В свое время, когда я ездил на открытие завода «Белая дача» в «Алабуге», Минниханов меня спросил: «Хамзат, а ты не хочешь разместить тут завод картофеля? У нас в Татарстане и картошка растет». Я говорю: «Я понимаю, что растет, но мне нужна другая картошка, и чтобы росла интереснее». Вот это один из самых приоритетных проектов, которые мы хотим реализовать в России.

К сожалению, санкции, запрет на ввоз, финансовая и экономическая ситуация в стране немного отложили этот проект. Но мы все равно будем к этому идти. Зато «Биг Мак» весь российский: салат из «Алабуги», булочка из Солнцево (пока), соус из Питера, мясная котлета из Брянска, Калининграда или Московской области.

— Если девальвация рубля продолжится, цены у вас повысятся?

— Мы должны воспринимать реальность, в которой живем. Инфляция означает, что я буду платить дороже за те поставки, которые сегодня получаю, а работодатель и властные органы должны думать, как эту инфляцию возмещать за счет поднятия зарплаты, увеличения пенсий, стипендий. Мы работаем в одних условиях. Чтобы нам быть более привлекательными для посетителей, мы должны держать уровень цен ниже уровня инфляции. Это мы делали всегда и будем продолжать. Перекладывать все трудности на потребителя — это не моя цель. У нас этого нет. Мы всегда говорим: «Я дотирую за счет собственных затрат и издержек доступность меню, чтобы люди продолжали приходить к нам». У нас это получается.

— А вы сами питаетесь в McDonald’s?

— Я жду, пока мы закончим интервью. Я уже голодный (смеется).