«НАДО МЕНЬШЕ ПИТАТЬСЯ»

Президент РФ Владимир Путин вчера поручил главам регионов следить за ценами на продовольствие: «Прошу вас постоянно отслеживать ситуацию, чтобы принимать своевременные меры, — заявил он на семинаре-совещании с руководителями регионов и муниципалитетов. — Мы знаем о росте цен, и далеко не всегда ссылки на то, что происходит во внешней среде и у нас в экономике, обосновывают тот рост, который мы наблюдаем». Ранее с похожими заявлениями выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Получив недвусмысленные указания, правоохранительные органы бросились рыть носом землю. Накануне татарстанская прокуратура сообщила о том, что направила премьер-министру РТ Ильдару Халикову отчет по итогам проверок торговых сетей республики. По указанию прокуратуры России проверка прошла 20 - 23 января в крупнейших продуктовых сетях, а также в несетевых магазинах и розничных рынках всех районов Татарстана. Среди них — магазины сетей «Ашан», «Пятерочка», «Магнит», Metro, «Зельгрос», «Карусель», «Перекресток», «Бахетле» и «Эдельвейс». В результате 114 руководителей торговых сетей и магазинов получили прокурорские предостережения о «недопустимости нарушения федерального законодательства в области ценообразования». Тем временем УФАС еще с декабря идет по следу производителей и продавцов гречневой крупы, а в январе взялось за производителей сахара.

Ценники в продуктовых магазинах отнюдь не случайно оказались в центре внимания властей. Именно динамика цен и наполненность холодильника для большинства населения служат базовым барометром положения дел в стране. Недаром Абрахам Маслоу поместил пищу в самое основание своей пирамиды потребностей. Как говорится в исследовании «ВТБ Капитал», по итогам 2014 года затраты на продукты питания займут 40% расходов россиян (в прошлом году было 36%).

«Нет денег — надо поменьше питаться», — такой антикризисный совет, прозвучавший из уст екатеринбургского депутата Ильи Гаффнера, облетел соцсети в конце прошлой недели. По данным AC Nielsen, 38% россиян уже начали ему следовать, сокращая расходы на продукты. Чуть меньшая доля сограждан — 27% — стали ограничивать себя в покупке спиртного или выбирают более дешевые марки.

БАЗОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ — БАЗОВЫЙ ИНДЕКС

Учитывая значимость темы, «БИЗНЕС Online» еще в декабре решил организовать собственный мониторинг цен. Для анализа мы взяли цены двух торговых сетей из разных сегментов — «Бахетле» для среднего класса и «Магнит» для менее обеспеченной публики. Для каждого сегмента мы составили свой набор базовых продуктов из 25 - 26 позиций.

Сюда вошли и такие простые продукты, как хлеб, молоко, картофель и т.п., так и сложные — салаты, выпечка. Для повышения надежности оценок для ряда товаров были отобраны по два производителя, так как сиюминутная маркетинговая акция или повышение цен одного из производителей могут серьезно повлиять на результат. По возможности мы отдавали предпочтение товарам татарстанских и российских производителей.

Далее мы в обычном порядке приобрели полностью составленную нами продуктовую корзину с разницей примерно в месяц, поэтому все свои наблюдения можем подтвердить документами в виде чеков.

ЖЕЛТЫЕ ЦЕННИКИ «МАГНИТА»

24 декабря наш корреспондент отправился на закупку товаров в один из магазинов сети «Магнит». Сразу приятно удивило большое количество желтых ценников со скидками (реальными). Проще запомнить, на что акций нет — это товары с регулируемыми ценниками: яйца, молоко, хлеб, а также водка и сигареты. А вот, скажем, на сладкую газировку (Coca-Cola) скидка составляла 45%, на майонез — 30%, кофе — 15% и т.д.

Интересным посткризисным явлением стало массовое использование снижения веса в упаковке товара. Так, например, в нашем списке рис и гречневая крупа в упаковках 0,8 кг, а раньше были упаковки по 0,9 кг и 0,85 килограмма. Массовый тренд на уменьшение фактического веса и объема возник после кризиса 2008 - 2009 годов, чтобы скрыть реальную инфляцию. Параллельно с небольшим ростом цен существенно снижались веса упаковок различных продуктов: от гречки и молока до кофе и шоколада. Похоже, нечто подобное ждет нас и теперь.

В итоге подобранная нами корзина обошлась в 1769 рублей. Вопрос в том, учитывать или не учитывать так называемые акции или скидки и корректировать ли цену на процент дисконта. В сущности, цена — то, за сколько куплено. Отсюда и корзина должна оцениваться так, как оценивают ее производители и ретейлеры на момент покупки.

Что мы увидели через месяц, 25 января? Если исключить «нормализацию» цен товаров, на которые были акции (газировка, кофе, майонез), то в лидерах подорожания — капуста (9,8%), макароны (10,3%), сахар (15,2%), картофель (26,3%). Нельзя не отметить, что подсолнечное масло местного производителя осталось с прошлогодним ценником, а вот привозное подорожало на 27,9%. Удивил взлет цен на бананы на 26,3%: с 49 рублей на 24 декабря до 63 рублей на 25 января. Неспроста ценника возле популярного фрукта не оказалось. В целом наша базовая корзина обошлась в 1949 рублей, подорожав на 10,2%.

«БАХЕТЛЕ» СОРВАЛ НОВОГОДНИЙ КУШ?

Будучи сетью для тех, кто далеко не всегда смотрит на ценники, «Бахетле», похоже, напротив, решил заработать на новогоднем потребительском ажиотаже. Иначе как объяснить тот факт, что корзина «Бахетле» подешевела на 5,2%: с 6844,8 рубля на 24 декабря до 6484,9 рубля на 25 января? В лидерах снижения цен внутри нашего набора — картофель (-35%), рыба слабой соли (-23%) и молоко (-21%). Любопытно, что приобретенный нами 24 декабря продукт «семга слабосоленая» от ООО «Марти» из Альметьевска не был найден, а продавцы на месте заявляют, что и не слышали о таком. Поэтому была приобретена нарезка от другого поставщика рыбных изысков («Дивный берег», Казань).

Снижение цены на такой базовый продукт, как молоко, объясняется просто: стимулирующая лотерейная акция «Домик в деревне» подошла к завершению, а значит, и цену пришлось снизить. Интересно, что по картофелю ситуация прямо противоположная с сетью «Магнит». Также после бурных каникул и снижения спроса наблюдается легкое — на 3% — снижение цен на собственную продукцию «Бахетле»: эчпочмак, губадию и чак-чак. В лидерах роста цен — йогурт (15%), яйцо (13%), рис для ризотто (18%).

Следующий замер «БИЗНЕС Online» проведет в конце февраля. Тогда и станет ясно, возымели ли эффект громкие увещевания первых лиц государства и контролирующих органов.

Продуктовая корзина «Магнит»
Продукт Вид Вес, кг (объем, л) Цена на 24 декабря, руб. Цена на 25 января, руб. Абсолютное изменение, руб. Относительное изменение, %
1 Хлеб «Сельский» 0.65 22.5 22.5 0 0
2 - «Новый» 0.8 26.4 26.4 0 0
3 Молоко Пастеризованное 0.9 42.9 42.9 0 0
4 - Пастеризованное 0.9 44.9 44.9 0 0
5 Яйцо (10 шт) С1 - 59 56.7 -2.3 -3.9
6 - С1 - 59 56.7 -2.3 -3.9
7 Курица Бедро цыпленка бройлера охлажденное 1 132.8 138.41 5.61 4.2
8 Сахар «Русский сахар» 1 44.7 51.5 6.8 15.2
9 Чай Черный крупнолистовой 0.1 89.9 89.9 0 0
10 - Черный мелкий листовой 0.1 36.9 36.9 0 0
11 Кофе Сублимированный растворимый 0.15 223.3 269.9 46.6 20.9
12 - Сублимированный растворимый 0.15 229.9 223.3 -6.6 -2.9
13 Рис Рис круглозерный 0.8 36.4 36.4 0 0
14 Гречка Крупа гречневая ядрица «Экстра» 0.8 54.6 54.6 0 0
15 Масло подсолнечное Рафинированное дезодорированное 0.9 50.6 50.6 0 0
16 - Рафинированное дезодорированное 1 67.1 85.8 18.7 27.9
17 Бананы Свежие 1 49.89 63 13.11 26.3
18 Картофель - 1 19.71 24.9 5.19 26.3
19 Капуста Белокачанная 1 29.6 32.5 2.9 9.8
20 Макароны Высший сорт 0.9 31.9 35.2 3.3 10.3
21 Майонез Провансаль 67% 0.8 48.9 96.7 47.8 97.8
22 Сладкая газировка - 2 39.9 72.9 33 82.7
23 Водка - 0.5 220 220 0 0
24 Пачка сигарет (20 шт) - - 67 67 0 0
25 Шоколад молочный - 0.095 41.5 49.9 8.4 20.2
- Сумма - - 1769.31 1949.51 180.2 10.2
Продуктовая корзина «Бахетле»
Продукт Вид Вес, кг (объем, л) Цена на 24 декабря, руб. Цена на 25 января, руб. Абсолютное изменение, руб. Относительное изменение, %
1 Хлеб «Бородинский» 0.4 29.1 28.23 -0.9 -3
2 Молоко Жирн. 3,2% 0.95 72.1 56.9 -15.2 -21.1
3 Йогурт Обогащенный бифидобактериями 0.15 21.9 25.22 3.3 15.2
4 Колбаса Сыро-копченая 1 901.8 874.76 -27 -3
5 Яйцо (6 шт) Элитное - 49.5 56.07 6.6 13.3
6 Курица Филе 1 401.02 388.98 -12 -3
7 Чай Пакетированный (25 шт) 0.05 70.1 68 -2.1 -3
8 Рис Длиннозерный пропаренный 1 100.75 97.73 -3 -3
9 - Для ризотто 1 301.71 356.4 54.7 18.1
10 Масло оливковое Первого отжима 0.25 266.9 258.89 -8 -3
11 Масло сливочное 72.50% 1 371.11 360 -11.1 -3
12 Бананы - 1 69.9 72.9 3 4.3
13 Картофель Красный 1 53.4 34.9 -18.5 -34.6
14 Говядина Поджарка (филе) 1 892 865.3 -26.7 -3
15 Макароны Спагетти 1 86 86.3 0.3 0.3
16 - Спагетти 1 358 347.3 -10.7 -3
17 Рыба слабой соли Семга слабосоленая 1 1197 927 -270 -22.6
18 Пельмени с бараниной - 1 296 296 0 0
19 Шоколад - 0.09 29.9 29.9 0 0
20 Кетчуп 100% натуральный премиум 0.35 34.9 34.9 0 0
21 Майонез Провансаль 67%, 100% натуральный, премиум 0.4 39.9 39.9 0 0
22 Популярный салат Салат с крабовым мясом 1 309.9 309.9 0 0
23 Эчпочмак - 0.1 40 38.8 -1.2 -3
24 Губадия - 1 392 380 -12 -3.1
25 Чак-чак - 0.35 160 155.2 -4.8 -3
26 Вино Каберне Совиньон кр. 0.75 299.9 299.9 0 0
- Итого - - 6844.8 6489.4 -355.4 -5.2