№1.

ФЕСТИВАЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОМПАНИИ ЕРОФЕЕВА И ДЖЕМАЛЯ

Виктор Ерофеев в «Смене»
Виктор Ерофеев в «Смене»

Декабрьский фестиваль интеллектуальной литературы в «Смене» показал, что солидные усилия организаторов, получивших на это мероприятие грант казанской мэрии, не прошли даром. Народу было много, хороших и умных книжек купили предостаточно, лекции и дискуссии остаются в памяти и спустя недели после мероприятия. Директор издательства «Ад Маргинем» Михаил Котомин назвал казанскую ярмарку интеллектуальной литературы лучшей в России после московской ярмарки нон-фикшн: «Проблема регионов в том, что люди не видят, что у них находится под ногами, сами не знают свое место обитания и рассчитывают, что какие-то гости из Москвы приедут, сами накроют шатер, прочитают лекции и привезут публику, а это невозможно. Здесь город в курсе, много посетителей, приходят люди с детьми. Нужно ценить этот странный казанский цветок». Благословил начинание и мэр Казани Ильсур Метшин, почтивший фест своим присутствием. Ну а «на сладкое» были встречи с Виктором Ерофеевым и Гейдаром Джемалем.

№2.

АНШЛАГИ НА ПОКАЗАХ ПОСЛЕДНЕГО ШЕДЕВРА АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА-СТАРШЕГО

На экраны наконец-то вышел фильм «Трудно быть богом», который еще до премьеры стал легендой. Картину по роману Аркадия и Бориса Стругацких режиссер Алексей Герман делал в привычном для себя стиле — много-много лет — и не дожил до премьеры. Но усилия стоили того. На таком кино сложно было представить много зрителей, но показы в кинотеатре «Мир» сопровождали неизменные аншлаги. Публика оказалась подготовленной, а само зрелище вполне соответствовало тому, что о нем писали и говорили. Герман снял очень страшную картину, лишний раз доказывающую: нет ничего более ужасного, чем то, что мы можем найти в реальной жизни. И пусть дело происходит в придуманном Арканаре, кумиры шестидесятников — братья Стругацкие — писали о нас. Хотя фильм намного сложнее и фрагментарнее книги, знание знаменитой повести хотя бы позволяет пусть и отчасти, но держать в руках нить запутанного и невнятного сюжета. Три часа кошмаров жизни на планете, похожей на Землю, — это предостережение, завещание большого художника для своих зрителей, для тех самых землян, которые хоть и надевают белые рубахи, выделяющие их из серой толпы арканарцев, но живут все в той же грязи и с удовольствием вспарывают друг другу животы.

№3.

MORCHEEBA В КАЗАНИ НЕ СМОГ ПРОПУСТИТЬ ДАЖЕ ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ

Скай Эдвардс – вокалистка Morcheeba
Скай Эдвардс — вокалистка Morcheeba

Не могли мы пройти мимо уже немного подзабытого мартовского концерта британцев из Morcheeba. Одна из самых стильных поп-групп современности добралась до казанской «Пирамиды», и такое мероприятие не смогли пропустить фанаты команды, заполнившие зал до отказа. Среди них оказался и Евгений Гришковец, специально по такому случаю приехавший из родного Калининграда... Вокалистка Morcheeba Скай Эдвардс поделилась своим мнением о том, чем отличается нынешняя музыка группы от работ 20-летней давности, когда все начиналось: «Раньше я была очень скромная и очень тихо звучала, а сейчас раскрылась и продолжаю раскрывать свой голос».

№4.

ВЕТЕРАН ГОЛЛАНДСКОГО АРТ-ХАУСА

Йос Стеллинг
Йос Стеллинг

Целую неделю провел в Казани известнейший голландский режиссер Йос Стеллинг — здесь проходила ретроспектива его картин. «Фильм — это половина самого процесса, вторая половина — зрители, — заявил Стеллинг на очередной встрече с публикой. — Мы должны делать его вместе. Я всегда говорю, что чем лучше публика, тем лучше фильм. Я не хочу объяснять фильм, потому что порой ваша интерпретация фильма лучше, чем моя». Свой главный фильм «Стрелочник» режиссер снял еще в 80-е, и с тех пор он всегда входил и входит в число почитаемых критиками и продвинутой аудиторией фестивальных авторов. В последнее время ветеран европейского арт-хауса еще и связан с Россией, например, он снял фильм «Душка» с Сергеем Маковецким. Стеллинг в восторге от русского языка и восприятия искусства: «Я не очень люблю диалоги, особенно на голландском — он довольно дурацкий. Мне перевели как-то диалоги на русский, а потом — обратно на датский. И они стали красивее. Скажем, мужчина в кино спрашивал: «Что ты тут делаешь?» А когда эту фразу перевели, получилось: «Каким ветром тебя сюда занесло?» Другая история: однажды я ходил по Русскому музею с его директором и сказал: «Я понимаю, что такое иконы. Они плоские, они друг на друга похожи, в них нет эмоций«. И мне объяснили: «Конечно, нет. Эмоции — они в зрителях. Они их создают». В католических храмах ты просто ходишь и смотришь. А вы создаете эмоции».

№5.

ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ БЕЛОРУССКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИССИДЕНТОВ

«Ляпис Трубецкой»
«Ляпис Трубецкой»

Белорусы из «Ляпис Трубецкого» были едва ли не единственными артистами, которые регулярно давали в Казани клубные концерты, билеты на которые заканчивались за месяц до представления. Именно, что были: апрельское выступление рокеров, фактически запрещенных у себя на родине, стало последним. Группа распалась на пике популярности, а ее лидер Сергей Михалок организовал команду Brutto, у которой уже начали срываться концерты в России. Кстати, весной по залу в Казани ходили слухи, что шоу интересовались вышестоящие органы... На концерте в столице РТ группа лишь несколько раз позволила себе уйти в условную лирику, в остальном их сет — это жесткие риффы, резкие духовые партии и припевы, которые хорошо петь хором: «Мир. Труд. Май. Радость через край». Основную часть выступления Михалок закончил пожеланием: «Чтобы мы жили радостно, мирно и никто нам не пудрил мозги». А на бис команда спела песню «Свежий ветер»: мол, если не мы, то хотя бы зрители доживут до светлого завтра. «Потому что надоело уже», — бросил в конце фронтмэн «Ляписов». При этом поговорить с журналистами он категорически отказался.

№6.

ГАСТРОЛИ ГЛАВНОГО ОППОЗИЦИОННОГО ТЕАТРА СТРАНЫ

Сцена из спектакля «Двое в твоем доме»
Сцена из спектакля «Двое в твоем доме»

Сегодня многие переживают за Театр.doc, который выселяют из его легендарного подвала, где яркий проект и стартовал более 10 лет назад. В начале года Театр.doc гастролировал в Казани на площадке центра современной культуры «Смена». А отец-основатель гордости столичной оппозиционной интеллигенции Михаил Угаров с грустью рассказывал о коммерческой составляющей в его работе: «Конечно, это не успешный проект, потому что это не государственный театр, у него нет субсидий, но мы делаем очень большую социальную программу, мы ее продвинули через министерство культуры, и нам за это платят. За эти деньги мы успеваем делать социальную программу и просто спектакли». Также Угаров объяснил, как рождаются спектакли его театра, всегда основанные на реальных и часто трагических историях из окружающей жизни: «Вот, например, спектакль про убийство Сергея Магнитского — понятно, откуда он взялся. В Казань мы привезли спектакль «Двое в твоем доме» — это была года два назад громкая история с домашним арестом Владимира Михляева. Понятно, откуда взялся сюжет. Сейчас мы делаем проект, который называется «Феминизм», очень любопытный, известно ведь, что у нас патерналистская страна».

№7.

БРАТ ЕГОРА ЛЕТОВА О СЕРГЕЕ КУРЕХИНЕ И ВСЕОБЩЕМ ОБОЛВАНИВАНИИ

Сергей Летов
Сергей Летов

Ярким событием стало появление в «Смене» известного фри-джазового музыканта Сергея Летова, на глазах которого прошла вся история питерского музыкального андеграунда. Брат лидера «Гражданской обороны» и один из постоянных участников «Поп-механики» прочел лекцию о Сергее Курехине, а также вживую озвучил немой фильм Дзиги Вертова «Одиннадцатый». Кроме того, Летов-старший рассказал о массовом оболванивании людей в современном мире, отдав должное уровню культуры, формировавшемуся в советском обществе: «В 80-е годы советское общество находилось на подъеме. Люди ждали от искусства ответов на многие вопросы. Они верили, что искусство, активное отношение к жизни, знания позволят что-то изменить. На рубеже 80 - 90-х население страны оказалось обмануто... 20 лет постоянного оболванивания и отупления населения постсоветской эстрадой привели к тому, что современный слушатель в массе просто не способен воспринимать интересную и культурно значимую музыку. В советское время радио передавало в основном классическую музыку, эстрада звучала в рабочий полдень какие-то 20 - 30 минут. Звучали композиции Моцарта, Баха, Бетховена в исполнении Рихтера и так далее. Они постоянно были на слуху. Сейчас даже названия песен, звучащих на FM-каналах, неприлично упомянуть в интервью. Академическая музыка почти не транслируется и воспринимается как некая скучища, как какой-то атавизм. Произошла массовая деградация населения страны».

№8.

АКТУАЛЬНЫЙ «ПОЛИТШАНСОН»

Обложка книги Всеволода Емелина «Политшансон»
Обложка книги Всеволода Емелина «Политшансон»

Кроме того, «Смена» отличилась презентацией поэтического сборника гражданской лирики Всеволода Емелина «Политшансон». Это взгляд народного поэта на Болотную площадь, Бирюлево, Навального, приморских партизан и другие сюжеты российской истории последних лет. Сам же актуальный автор посетовал на отсутствие единой социальной группы под названием «интеллигенция»: «Никита Михалков и Виктор Шендерович вроде оба интеллигенция, но, боюсь, между ними довольно мало общего. Другое дело, что среди читателей поэтических текстов так называемая «интеллигенция» составляет высокий процент». Также Емелин объяснил, почему не пишет стихов о любви: «Писать о чем-то надо. О «вечных темах» все написано до меня. Остаются злободневные вопросы. Плюс большинство текстов «Болотных песен» и часть текстов «Политшансона» написаны для и по заказу некоторых общественно-политических изданий. Я одно время с ними сотрудничал. А эти издания тексты о природе, любви и временах года не очень интересовали».

№9.

САМЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ РЭПЕР НАДЕЯЛСЯ, ЧТО РУССКИЕ И УКРАИНЦЫ НЕ РАССОРЯТСЯ

Noize MC
Noize MC

Любой концерт Ивана Алексеева (Noize MC) имеет социальную и политическую составляющую. Может быть, и поэтому, приехав в Казань в марте, артист в столице Татарстана больше не побывал, а его концерт, назначенный на конец года, так и не состоялся. И это при том, что с количеством публики Noize MC в нашем городе никогда проблем не испытывал. В свой весенний приезд он еще надеялся, что Россия и Украина все-таки не рассорятся: «Я не завидую украинцам, они попали в тяжелый замес. Их правительство не справлялось с обязанностями. Этой стране исторически достается с одной и с другой стороны. Я искренне сочувствую украинцам... Присоединение Крыма — крайне неоднозначный поступок... Я, может быть, готов рассмотреть это как вынужденную меру, что российское правительство убоялось появления натовских баз и навязало этот референдум. Но все это не очень однозначная история. Мне очень тревожно в связи с происходящим. Я надеюсь, что наши народы не рассорятся».

№10.

БОСОНОГИЙ ТРУБАДУР ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Yoav
Yoav

Конечно, израильский музыкант Yoav очень сильно удивится, что он контркультура. И тем не менее сам факт явления артиста, выходящего на сцену в одиночестве, но собирающего при этом приличную зрительскую аудиторию, ловящую кайф от происходящего, сам по себе примечателен. То, что он вытворяет на сцене при помощи акустической гитары, различных «примочек» к ней, а также своего голоса, иначе как чудом не назовешь. С виду — типичный инди-бард с гитарой наперевес, он мешает в своем творческом коктейле огромное количество стилей — от модернового рока и фолк-рока до современного R&B и drum and bass в хорошем дискотечном звучании. Возможно, потому, что родился Yoav в Израиле, детство провел в Кейптауне, начинал музыкальную карьеру в Нью-Йорке, а популярным стал в Лондоне.