Фарида Сулейманова: «Все, кто бывает в наших магазинах, все, с кем мы когда-либо работали, возвращаются к нам вновь и вновь»
Фарида Сулейманова: «Все, кто бывает в наших магазинах, все, с кем мы когда-либо работали, возвращаются к нам вновь и вновь»

«КАЖДЫЙ, КТО К НАМ ЗАХОДИТ, МОЖЕТ НАЙТИ ЧТО-ТО ПО СВОИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ»

— Фарида, сейчас предприниматели жалуются на кризис и то, что бизнес пробуксовывает. А вы открываете новую точку в «Тандеме». Вы верите в лучшее будущее?

— «Тандем» — это поиск нового формата, это особое место для нас. Мы не открываем там магазин, подобный другим нашим магазинам. По сути, это больше декор торгового комплекса с возможностью продажи новогодних елок. Но просто тема елочного базара для меня скучна. Вот уже второй год мы эту тему «обыгрываем», и получается такой «сюжетный» островок.

И каким он будет в этом году?

— Мы всегда используем снег, «припорошенность», заснеженность и подсветку. Это срабатывает. Создается сказочная, волшебная атмосфера, вызывающая восторг и желание сфотографироваться на этом фоне. Это очень радует детишек и нас, конечно, тоже радует, поскольку все это говорит о том, что задача «создать новогоднее настроение» выполнена!

— Вы ждете там больших продаж?

— Нам бы очень хотелось иметь там хорошие продажи. В «Тандеме» большая проходимость, и это очень сильный фактор, который мы пытаемся использовать. Но там и клиент другой. В прошлом году прежде чем наставлять своих продавцов я честно выстояла рядом с ними первые дни, чтобы понять, какие же там покупатели. Я поняла, что там другие люди, они могут сказать: «Ой, и откуда вы такие цены берете! У вас все так дорого!» А были люди, которым хорошо знакомо имя SHIFA, нас узнавали и нам были благодарны за то, что мы приехали еще и в «Тандем». Для них это был праздник, они позволили себе что-то купить у нас и устроили праздник в семье.

«Типичный покупатель наших магазинов - это женщина, которая хочет, чтобы все вокруг нее было красиво»
«Типичный покупатель наших магазинов — это женщина, которая хочет, чтобы все вокруг нее было красиво»

— В таком случае расскажите о «типичном» покупателе ваших магазинов, кто он?

— Это женщина, которая хочет, чтобы все вокруг нее было красиво. Она трогательно и с любовью окружает свой мир и мир своих близких цветами и предметами, которые радуют глаз, оживляют пространство. Она с удовольствием дарит необычные предметы своим друзьям, зная заранее, как эти предметы заживут в их доме или офисе. В общем, портрет списан с меня самой.

— Доллар сейчас растет, что у вас с ценами?

— Пока ненамного, но выросли, разумеется. Трудно не реагировать, если поставщики ежедневно уведомляют о повышении цен. Многих отпугивают наши салоны, им кажется, что раз у нас такие красоты, то и цены заоблачные. Но это не так. Каждый, кто к нам заходит, может найти что-то по своим возможностям. Цены разные, и ассортимент разный.

— Пройдет Новый год, у вас будут скидки на эти товары?

— Очень надеюсь, что мы продадим все до Нового года. Ну а в январе, конечно, будут рождественские распродажи. Дополнительные скидки радуют наших клиентов, и мы готовы предоставить им возможность приобрести то, что было отложено на потом. Некоторые во время скидок в январе, например, покупают елки. Ассортимент хороший, и наши покупатели знают, что он непременно пригодится на будущий год.

«Многих отпугивают наши салоны, им кажется, что раз у нас такие красоты, то и цены заоблачные. Но это не так»
«Многих отпугивают наши салоны, им кажется, что раз у нас такие красоты, то и цены заоблачные. Но это не так»

«СТУДИЯ — ЭТО МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ТВОРИТЬ,
СОЗДАВАТЬ И ВОПЛОЩАТЬ В ЖИЗНЬ СВОИ КРЕАТИВНЫЕ ИДЕИ»

— Новый год — это понятно: елки, веночки, Санта Клаус. А что потом?

— Это вопрос, который возникает у всех, чье знакомство с SHIFA начинается с новогодней коллекции. А у нас дальше следующая коллекция: весна-лето, потом осень-зима и снова Новый год! Вообще-то, мы открывались и существуем не только как магазин, торгующий новогодними аксессуарами, мы студия декора и флористики. Я ее так и задумывала. Мы не салон, не магазин, а именно студия. Студия — это место, где можно творить, создавать и воплощать в жизнь свои креативные идеи. И основная наша работа — это оформление. Мы оформляем жилые и общественные помещения, используя для этого как живые, так и искусственные растения. У нас большой выбор аксессуаров для интерьеров. По желанию клиента мы выезжаем на объект, проводим фотосессию и предлагаем эскизы с прорисовкой предметов декора в этом интерьере. Дальше идет согласование с клиентом. Обычно это происходит в одном из магазинов, где обсуждаются детали и где можно увидеть «живьем» предлагаемый декор. При необходимости мы вывозим наши предметы «на примерку». И что очень ценно, на мой взгляд, при расстановке наших аксессуаров, мы стараемся сохранить предметы, которые дороги клиенту. Получается, как правило, красивый, завершенный интерьер.

— Вы заказываете свои товары на выставках?

— В основном да. Выставки помогают уловить модные тенденции, увидеть новинки. На выставках знакомишься и общаешься с дизайнерами и крупнейшими поставщиками. Личные знакомства помогают решить многие вопросы. Поэтому я регулярно посещаю крупнейшие выставки как в Европе, так и в России.

«Мода бывает на все, в том числе и на новогоднее оформление. Мне нравится задавать здесь тон»
«Мода бывает на все, в том числе и на новогоднее оформление. Мне нравится задавать здесь тон»

— Львиная доля вещей сейчас производится в Китае, а с этой страной напрямую вы не связаны?

— Напрямую нет, но косвенно мы все завязаны на «произведено в Китае». Очень многие известные мне европейские бренды размещают производство в Китае. С уверенностью могу утверждать, что это очень достойное исполнение.

«Я БЫ ХОТЕЛА ИМЕТЬ СВОЕ БОЛЬШОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И СДЕЛАТЬ НЕЧТО
СОВЕРШЕННО ПОТРЯСАЮЩЕЕ В НЕМ. ВОЗМОЖНО, ТАК ОНО И БУДЕТ»

— Как давно возник ваш бизнес?

— В апреле 2007 года. 7,5 лет назад. Я с восторгом вспоминаю это время. Для меня это было как первая любовь! Распахнулась дверь, о существовании которой я даже предположить не могла. А началось все с одной выставки, на которой я познакомилась с очень известным тогда в России норвежским брендом Shishi. Собственно, название SHIFA и сложилось от SHI (Shishi) и FA (Farida). Было интересно все, что происходило тогда со мной и вокруг меня. Появлялись люди, которые включались в различные процессы: мы создавали свое имя, свой логотип, свои слоганы, свой стиль. Это были карандашные наброски мыслей, идей... Недавно нашла эти листочки у себя. Там так много интересного, например, есть такая запись: «Если в интерьере вашего дома есть некая недосказанность... Если в пространство, которое вас окружает, необходимо вдохнуть жизнь... Если вы готовы отказаться от нейтрального, привычного и банального...» Это слоганы наши. С многоточиями. И мы творили это, сидя в крошечном помещении на улице Заря, 7А. Мы и сейчас там, правда, помещение стало значительно больше.

— Это была аренда?

— Да, у меня все помещения в аренде.

«Меня поддержал супруг, ласково обозначив мой бизнес как «Фарида Саматовна решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается»
«Меня поддержал супруг, ласково обозначив мой бизнес как «Фарида Саматовна решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается»

— Вы принципиально не хотите покупать свои помещения?

— Я бы хотела иметь свое большое многоуровневое помещение и сделать нечто совершенно потрясающее в нем. Возможно, так оно и будет, но пока мы арендуем свои помещения. В Казани мы расположились в «Бахетле» на проспекте Ямашева и в «Бахетле» на Павлюхина. Здесь к нам заходят «заодно» или приезжают специально. В Набережных Челнах мы находимся в крупном торговом центре, в котором много покупателей из соседних городов и селений.

— Какая у вас форма собственности?

— ООО, учредитель я. Единственный.

— Каким же был ваш стартовый капитал?

— Около 300 тысяч рублей. Меня поддержал супруг, ласково обозначив мой бизнес как «Фарида Саматовна решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается».

— 300 тысяч стартового капитала, и каков месячный оборот сейчас?

— Месячный оборот едва ли даст общую картину: июль и декабрь у нас очень разные. Годовой оборот — 15 - 16 миллионов рублей.

— Какова рентабельность вашего бизнеса?

— Около 20 процентов. Я понимаю, что это не очень много, но в этом бизнесе трудно получить рентабельность выше.

«Мы — не салон, не магазин, а именно студия. Студия — это место, где можно творить, создавать и воплощать в жизнь свои креативные идеи»
«Для меня очень важно получать удовольствие от того, что я делаю изо дня в день, восторженное состояние от работы»

— У вас есть понятие среднего чека?

— Нет.

— Вы даете рекламу?

— Да, разумеется. Очень много мы печатались в первые годы в различных глянцевых журналах. Зачастую в нескольких одновременно. Сегодня это больше поддерживающая реклама, информирующая о чем-то новом, например, о новой коллекции.

— Вы полагаете, что ваш бизнес сложный?

— Я не могу сказать, сложный он или нет. Я рада, что этим занимаюсь.

«Мы можем доставить, собрать и украсить елку. А после праздника можем ее разобрать и упаковать»
«Мы можем доставить, собрать и украсить елку. А после праздника можем ее разобрать и упаковать»

— А вы вообще дизайнер по образованию?

— Нет, я окончила КАИ, преподавала на кафедре начертательной геометрии в КамПИ, потом на кафедре графических дисциплин художественно-графического факультета НГПИ. Педагогические знания получила в аспирантуре ИСПО РАО, там же под руководством Гузель Валеевны Мухаметзяновой я защитила кандидатскую диссертацию. Потом я изучила андрагогику и преподавала в системе повышения квалификации, заведовала кафедрой управления и была проректором по науке, работала над докторской. И вдруг поняла, что больше не хочу этим заниматься, мне всегда было интересно с моими коллегами-художниками, дизайнерами.

Сейчас все жалуются на кризис кадров, как вы эту проблему решаете?

— Сложно, но решаем. Для меня самый важный критерий в оценке людей, которых я принимаю на работу, — это обучаемый или необучаемый человек. И очень важно желание чему-то научиться. Если человек хочет научиться, я научу.

Название SHIFA и сложилось от SHI (Shishi - известный норвежский бренд) и FA (Farida)
Название SHIFA и сложилось от SHI (Shishi — известный норвежский бренд) и FA (Farida)

«МЫ ОФОРМИЛИ ОСОБНЯК ИЗВЕСТНОЙ В ГОРОДЕ СЕМЬИ»

— Каким был ваш первый объект?

— Это был особняк известной в городе семьи. Я попала туда по приглашению знакомого архитектора. В доме уже жили, а предметов декора, зелени было еще недостаточно. Растения, цветы, оригинальные аксессуары от Shishi позволили нам значительно оживить интерьер. Я полагаю, мы неплохо справились, и я бесконечно благодарна судьбе, что так получилось, потому что потом нас еще не раз приглашали для оформления различных объектов по рекомендации этих людей. У нас получилось очень хорошее портфолио.

— Что чаще заказывают оформлять — офисы, квартиры, коттеджи? И насколько наш народ готов воспользоваться услугами дизайнера?

— Не могу ответить однозначно, но в последнее время больше работаем с частными объектами и очень часто по приглашению дизайнеров. К дизайнерам сейчас обращаются многие. Если люди покупают дорогую площадь, дорогие материалы, то всем этим надо умно распорядиться.

— И все же, кто обычно прибегает к вашим услугам — частные лица или компании?

— И те, и другие. Каждое частное лицо представляет какую-либо компанию. Если мы оформляли офис, то нас могут пригласить домой, и наоборот.

— У вас есть корпоративные клиенты?

— Да, и немало. Это различные офисы, отели, медицинские учреждения, салоны красоты, клиники, автосалоны, бутики, городские учреждения. Перечисление может быть долгим. Мы, например, оформляли объекты Универсиады — академию тенниса, Дворец единоборств, VIP-зону главной арены.

«Тема елочного базара для меня скучна. Вот уже второй год мы эту тему «обыгрываем», и получается такой «сюжетный» островок»
«Тема елочного базара для меня скучна. Вот уже второй год мы эту тему «обыгрываем», и получается такой «сюжетный» островок»

— Что больше приносит дохода — покупатели в магазинах или корпоративные заказы?

— Если бы не было корпоративных заказов, было бы сложно.

«ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ — ЭТО ТОЛЬКО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ»

— Фарида, а что собой представляет оформительский рынок в Казани?

— Начнем с того, что как только возникает речь об оформлении, то прежде всего возникает предложение по дизайну интерьера. В Казани очень много дизайн-студий и самостоятельно работающих дизайнеров, которые предлагают очень достойные дизайн-проекты и которые сопровождают эти проекты на этапе реализации. Красивым и завершенным получается объект, в котором дизайнер «присутствует» во всех завершающих деталях зачастую с нами. Но так же очень часто мы сталкиваемся с тем, что клиенты к моменту завершения отделочных работ и после того, как заказаны мебель-светильники-шторы, принимают решение, что с остальным они справятся сами. Они берут на себя подборку предметов декора, оформление стен картинами, озеленение и прочие «мелочи». И живут с этим «недооформлением» примерно полгода-год и понимают, что с этим надо что-то делать: дома как-то не очень уютно. Клиенты нас находят на этом этапе и нам очень рады. Ну вот, собственно, это и есть наша основная работа.

— У вас есть на этом рынке конкуренты?

— Я не знаю тех, кто работает так же, как мы. Я придумывала всю схему сама. Наверное, кто-то может воспользоваться нашими наработками, все ведь доступно. По ассортименту тоже могут быть пересечения. Но все, кто бывает в наших магазинах, все, с кем мы когда-либо работали, возвращаются к нам вновь и вновь. Лучшее из возможного. От лучших поставщиков Европы и Азии. Я принципиально вожу только лучшее.

— Формирование коллекций зависит от ваших личных вкусов?

— Да, это только мое видение. В эту зону я допускаю только узкий круг своих людей и только тогда, когда уже нужна детализация. Я «вынашиваю» и формирую свою коллекцию исходя исключительно из своих предпочтений. Поэтому я очень люблю каждый предмет, который предлагаю своим покупателям.

«В последнее время больше работаем с частными объектами и очень часто по приглашению дизайнеров»
«В последнее время больше работаем с частными объектами и очень часто по приглашению дизайнеров»

— Наши VIP-персоны пользуются вашими услугами? Например, наш президент приглашает вас декорировать елку?

— Декорировать мы к нему не ездили, но наши елочки стоят и у президента, и у премьера, и у спикера парламента.

«МОДА БЫВАЕТ НА ВСЕ. МНЕ НРАВИТСЯ ЗАДАВАТЬ ЗДЕСЬ ТОН»

— Бывает ли мода на новогоднее оформление?

— Мода бывает на все, в том числе и на новогоднее оформление. Мне нравится задавать здесь тон. Во всяком случае, мне хочется так думать.

— И какая мода этой зимой?

— Тренд 2015 года — бирюза. Она хорошо сочетается и с белым, и с состаренным серебром. Мы выбрали очень необычные наряды для елок и поддержали этот цвет в предметах декора. Великолепная коллекция! Но могу также добавить, что независимо от моды у нас в Татарстане всегда востребован золотой и красный цвета в украшениях. Когда я говорю немцам при очередной встрече, что мне нужно золото и красное, они удивляются: «Как? Опять?» У нас это востребовано каждый год в разных вариантах, в разных оттенках.

— Дорого и богато?

— Золото сочетается со всем.

А символы года, их вы учитываете?

— А как же! Вот елочка, которая целиком украшена фигурками овечек. Будущий год — год добродушной Козы (Овцы).

— Как-то в Швейцарии в витрине одного магазина я обратила внимание, что на наряженных елочках помимо цены на само деревце и игрушки была цена работы дизайнера — его можно было пригласить, и он нарядил бы точь-в-точь такую елку. Вы оказываете такие услуги?

— Конечно. Есть такие клиенты, чаще это мужчины, которые просят «завернуть вот эту елочку с игрушками». Мы можем доставить, собрать и украсить елку. А после праздника можем ее разобрать и упаковать. И стоит эта услуга недорого. У нас есть клиенты, которые с этой просьбой обращаются к нам из года в год.

«Важно и нужно придерживаться выбранной стратегии и не метаться из стороны в сторону в момент изменения внутренней и внешней ситуации на рынке»
«Важно и нужно придерживаться выбранной стратегии и не метаться из стороны в сторону в момент изменения внутренней и внешней ситуации на рынке»

— А у вас дома кто наряжает вашу елку?

— У нас принято, что Новый год вместе отмечают три поколения нашей семьи, то есть бабушки и дедушки, мы, прилетают наши дочери, одна живет в Праге, другая — в Москве. Каждый год мы выбираем себе елочку из нашего ассортимента, и каждый год придумываем ей новый наряд.

— Наш последний традиционный вопрос: какие три ваших секрета успешного бизнеса?

— Для меня очень важно получать удовольствие от того, что я делаю изо дня в день, восторженное состояние от работы. Второе и тоже очень важное: полная поддержка и понимание со стороны близких. И правильная стратегия: важно и нужно придерживаться выбранной стратегии и не метаться из стороны в сторону в момент изменения внутренней и внешней ситуации на рынке.

Справка

Визитная карточка компании

ООО «Студия декора и флористики «ШИФА» открыто в 2007 году.
Учредитель — Фарида Сулейманова.
Годовой оборот — около 16 млн. рублей.
Количество сотрудников — 15.
Два салона в Казани, один в Набережных Челнах. Все помещения в аренде.

Визитная карточка руководителя

Фарида Сулейманова родилась 1962 году в поселке Карабаш Бугульминского района, окончила КАИ, кандидат педагогических наук. Замужем, имеет двух взрослых дочерей.