Туфан Имамутдинов
Туфан Имамутдинов

«КАРДИНАЛЬНО МЕНЯТЬСЯ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ»

Стать главным режиссером казанского ТЮЗа Туфану Имамутдинову предложили почти сразу после постановки неоднозначной пьесы «Любовь людей» в июле этого года. Режиссер рассказал на пресс-конференции, что тогда сам отложил решение вопроса по причине сотрудничества с рядом московских театров. Сотрудничество это продолжается и сейчас, так же как существует ряд проектов за рубежом, но, «так как ситуация в стране не очень хорошая, финансирование и спонсорство, даже в больших и богатых театрах, меняется», планы режиссера несколько изменились.

«В Москве работа есть, но все-таки, живя там четыре года, я понял, что хочу какого-то уюта, чего-то своего, — говорит Имамутдинов. — Не скажу, что беляшей хочу, но чего-то своего. Жить четыре года на чемоданах — все эти гостиницы, квартиры — это уже претило. Конечно, замечательно ездить по стране, по другим городам, но всему есть какой-то предел — даже физический. Здесь непаханое поле — единственный русский ТЮЗ в Казани, который работает для молодежи, детей, взрослых — спектр самый большой, который можно захватить. Это большой плюс».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о новом видении развития ТЮЗа Имамутдинов, однако, ответил уклончиво: «Концепция уже заложена в названии — ТЮЗ. Я не могу переименовать театр, поменять какие-то ориентиры. Кардинально ничего меняться не будет, но я хочу добиться каких-то международных, гастрольных проектов, хочу совместные проекты с другими странами. Хочу попытаться вывести актеров на другой уровень. Ведь гастрольные туры — это другая ответственность, это лицо не только нашего театра, а республики, к этому нужно ответственно относиться, а это будет возможно только в том случае, если будут качественные спектакли, которые не стыдно будет показать, обсудить с критиками».

О самих спектаклях Имамутдинов сказал на удивление немного: намечается одна пьеса из классики, но пока непонятно, из зарубежной или из русской. Режиссер признался, что, так как финансирование в большинстве своем идет из минкультуры, он сильно зависит от мнения этой структуры. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у нового режиссера, обретет ли ТЮЗ своего потерянного зрителя. Но ответ режиссера касался, скорее, тематики предстоящих пьес.

«Когда наступают не очень хорошие времена, это, безусловно, отражается и на театре, и на финансировании, — сказал он. — Люди начинают думать. Из состояния комфорта их выводят в состояние дискомфорта, и они начинают задавать вопросы: «Почему?», «Как?», «Что делать?» Люди ищут ответы в себе, в искусстве. Они идут в театр — если есть актуальные спектакли, их с благодарностью принимают. Мы хотим говорить о проблемах, которые существуют в нашей стране и в мире».

Поэтому первая постановка Имамутдинова в качестве главного режиссера будет актуальной.

«ЭПОХА ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИССЕРОВ ИСЧЕРПАЛА СЕБЯ»

Теперь в ТЮЗе будет по четыре премьеры в год — два взрослых и два детских спектакля. Но не все они будут поставлены непосредственно главным режиссером, планируется участие приглашенных режиссеров. Имамутдинов также обмолвился, что не против слегка обновить состав труппы, «пустить свежую кровь»: «Труппа мне нравится, она очень рабочая, семейная и трудоспособная — никто не смотрит на часы и не говорит: «Слушайте, у меня рабочий день заканчивается в шесть». Когда работаешь с актерами из столицы, у них все время пробы, фильмы, сериалы, пробки... Все это здесь не работает — это и плюс, и минус. Но для меня важно, что актеры не исчезают, не пропадают, договоренности исполняются. Это является элементом профессионализма».

Когда Имамутдинова спросили о спектакле «Любовь людей» и его удовлетворенности от проделанной работы, он сравнил спектакль с кораблем, которому во время премьеры обрубают все канаты. «Он идет в свободное плавание — ты, сколько мог в него вложить, столько и вложил, — сказал Имамутдинов. — А зритель — это ветер. Если пришли школьники, корабль поплыл по одному пути, если это другие зрители — по другому. Поймает ветер — пойдет спектакль, не поймает — не пойдет».

321.jpg
Сцена из спектакля «Любовь людей» (фото: ramis-nazmiev.livejournal.com)

Сам он любит интеллектуального зрителя, любит «состояние срыва», потому что только через это состояние срываются шаблоны. Имамутдинов сказал, что не против идти на эксперименты, чтобы «малое пространство зажило». В перспективе ТЮЗ может стать разножанровой, экспериментальной творческой лабораторией. Имамутдинов также подчеркнул, что хочет быть демократичным режиссером, но настойчивым в «административных вещах», в противном случае театру грозит разруха.

«Эпоха тоталитарных режиссеров исчерпала себя — настало другое время, время общения, демократии. Сама система повлияла на театр. Если ты не умеешь договариваться с актерами, с творческой частью, это приводит к плачевным результатам».

«БОЛЬШОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» однозначно положительно оценили новое назначение в казанском ТЮЗе:

Ирада Аюпова — первый заместитель министра культуры РТ:

— На эту должность рассматривалось несколько человек, но худсовет театра был за Туфана Имамутдинова. Это был прежде всего выбор театра. Это очень интересный и достойный режиссер, он ставил спектакли на очень знаковых площадках и в России, и за рубежом. Это однозначно профессионал своего дела, имеющий свое творческое видение.

Роман Ерыгин — актер казанского ТЮЗа, телеведущий:

— Появление главного режиссера — это в любом случае благо. Значит, появляется человек, который берет на себя ответственность за решение художественных задач. Пока такого человека нет, театр выполняет исключительно производственные задачи и озабочен этим. Но театр — это не только и не столько учреждение культуры, сколько место, где рождаются произведения искусства. Художественные задачи должны быть первостепенными.

Наш новый главный режиссер моложе моей старшей дочери. И это вселяет определенный оптимизм, что он сможет решать эти непростые творческие задачи. Коллектив еще более сплотится — в данной ситуации по-другому быть не может. Мы должны помочь Туфану Имамутдинову, поскольку у него нет подобного опыта, он никогда не был главным режиссером — это тоже по-своему интересно. Сам тот факт, что он рискнул, — это тоже хорошо, потому что на то, чтобы взяться за прославленный театр, даже после постановок в Москве, требуется определенное мужество.

47115.jpg
Туфан Имамутдинов на репетиции спектакля «Записки сумасшедшего» в театре Маяковского

Айгуль Давлетшина — пиар-директор театра им. Камала:

— Тюзовцы рады, что разрешилась ситуация, когда они были в подвешенном состоянии — для театра это всегда очень сложно. Их можно поздравить с тем, что это именно Туфан, многие из актеров просто прыгали от радости, когда узнали, что главным режиссером станет он. Я знаю, что они с ним сработались, у них установились хорошие отношения — это один из залогов положительной перспективы развития театра. Я думаю, у них будет совместный творческий поиск. Кроме того, Туфан Имамутдинов — большое приобретение для республики.