Более 40% проданного по госпрограмме утилизации автотранспорта вернулось на вторичный рынок либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и агрегатов. Об этом заявили в ассоциации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком», сообщают «Известия». В организации считают, что недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны для незаконного обогащения (в 2014 году на реализацию этой программы выделено 12,9 млрд. рублей).

По статистике минпромторга, за сентябрь-ноябрь нынешнего года непосредственно в утиль отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа до «Руслом.ком» добралось лишь 39,5 тыс., или 56%. Остальные 30 тыс. машин ушли к «черным утилизаторам» и дельцам, которые не входят ни в одно профессиональное сообщество.

В минпромторге не видят в этом большой опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными. Чиновники убеждены, что такие случаи носят единичный характер. По мнению министерства, эта проблема относится к сфере уголовного права: документы на авто фабрикуются, а номера двигателей перебиваются, это наказывается по статье 326 УК о подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства.

Со своей стороны в ГИБДД России убеждены, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах. Однако оказалось, что даже перебивать VIN-номера двигателей, чтобы поставить на учет «псевдоутилизованный» автомобиль, продавцам автохлама нет необходимости. И формальных преград для вторичной постановки на учет «утильмашины» в настоящее время в России нет.