«НУЖНО, ЧТОБЫ КАЗАНЬ БЫЛА ЧИТАЮЩЕЙ»

Виктор Кузнецов — коммерческий директор старейшего в стране петербургского издательства «Лимбус-Пресс», осторожно берет с прилавка две книги английского писателя Уилки Коллинза — романы «Мой ответ «нет» и «Без права на наследство» впервые переведены на русский язык. Рядом лежат ранее неизвестные российскому читателю литературоведческие произведения Бодлера и Гессе. Здесь же книги проекта «Литературная матрица», в которых современные писатели говорят о писателях-классиках. Но особенную гордость у Кузнецова вызывает роман «Здесь под небом чужим» кинооператора Дмитрия Долинина, который в свое время снял «Республику ШКИД», а теперь начал писать книги.

«Отбор книг для издания — это очень сложный процесс, — говорит Кузнецов. — Мы получаем безумное количество рукописей на электронный ящик. Зачастую авторы посылают тексты во все издательства подряд, им все равно, кто их напечатает. Отбор многоуровневый и многосложный. Конечно, есть авторы, с которыми мы дружим, они тоже кого-то читают, советуют нам. К сожалению, даже то, что хорошо читается, хорошо написано, вовсе не обязательно будет хорошо продаваться — под такие книги мы ищем иные пути финансирования или сами рискуем, но риски часто оказываются неоправданными».

Мелким издательствам не всегда жилось тяжело. По словам Кузнецова, сложные времена начались, когда «АСТ» и «Эксмо» объединились — тогда фактически весь книжный рынок оказался в кармане у одного человека. «Понятно, что это более или менее естественный механизм, но для этого и существует государство, чтобы не позволять монополиям выступать на рынке, — сетует он. — Когда эти два издательства объединились, стало совершенно невозможно, раньше между ними существовала хоть какая-то конкуренция и разница. Сейчас разницы нет никакой, и мы существуем совершенно как бедные падчерицы, пытаемся выживать. Мы знаем и умеем что-то, чего не знают «АСТ» и «Эксмо». Выживаем с трудом, наверное, последние годы. Думаю, в течение пяти лет все мелкие издательства закроются, это естественный процесс вымирания».

Речь представителя издательства нарушает появление в зале мэра Казани Ильсура Метшина. Он осматривает прилавки, беседует с гостями ярмарки, после чего поручает руководителю библиотечной системы выбрать для библиотеки города «уникальные книги» на сумму 100 тыс. рублей. «Важно, что мы заканчиваем год культуры таким знаковым событием, — сказал мэр. — Интеллектуальная литература — это не то, что у нас в переходах продается: масса всяких детективов, которые прочитаешь за одну ночь, а наутро содержание забудешь. Интеллектуальные книги обогащают нашего читателя. Вам, книгоиздателям, безусловно, тяжело, потому что приходится конкурировать с телевидением, интернетом. Нужно, чтобы Казань была читающей».

«КНИГА — ЭТО ТОВАР И ТОВАРИЩ»

У представителей издательских домов на ярмарке есть свои приметы: так, по тому, как человек смотрит книгу, как прикасается к ней, можно понять, насколько он заинтересован, сформирован ли у него читательский вкус. В Казани книги смотрят осторожно. Светлана Воробьева — представитель отдела реализации издательства «Новое литературное обозрение», рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что их дом уже не протяжении 20 лет издает литературу по всему спектру гуманитарного знания. «Культурология, антропология, социология, все «логии» — это мы, — говорит она. — Мы были на книжных ярмарках в Пензе, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге — сейчас эти события, регулярные для многих городов. Желающие приобрести книги всегда есть. Книга в магазине сейчас не всегда доступна по цене, да и с ассортиментом может не повезти. Поэтому люди активно приходят на фестивали».

Директор издательства «Ад Маргинем» Михаил Котомин в интервью нашей газете назвал казанскую ярмарку интеллектуальной литературы лучшей в России после московской ярмарки нон-фикшн. «Главное отличие от других провинциальных ярмарок здесь в том, что организаторам удалось мобилизовать город, — сказал Котомин. — Проблема регионов состоит в том, что люди не видят, что у них находится под ногами, сами не знают свое место обитания и рассчитывают, что какие-то гости из Москвы приедут, сами накроют шатер, прочитают лекции и привезут публику, а это невозможно. Здесь город в курсе, много посетителей, приходят люди с детьми. Нужно ценить этот странный казанский цветок».

 Ильсур Метшин и Михаил Котомин
Ильсур Метшин и Михаил Котомин

В «Ад Маргинем» несколько раз меняли свою издательскую траекторию: начинали с современной западной философии — Хайдеггера, Фуко, потом долгое время занимались современной русской литературой, подхватив волну, которая зародилась вне толстых литературных журналов — Сорокин, Прилепин. В последние годы вернулись в зону нон-фикшн, или в зону «современной теории». Это не предметные тексты, а скорее исследования поля современной культуры — новая антропология, поп-экономика, социология, философия второй половины ХХ века, арт-критика. Одна из последних новинок, представленная на выставке, — книга Дэвиде Грэбер «Долг: первые пять тысяч лет».

«Это взгляд антрополога на экономику через категорию долга, — объясняет Котомин. — До сих пор экономика существовала в адам-смитовской традиции, которая предполагала, что в начале был натуральный обмен. Грэбер же считает, что рынок начался по-другому, со слов «здравствуйте», «пожалуйста», с чисто человеческих отношений. А деньги и экономика — это продолжение человеческих отношений».

По мнению Котомина, только идея объединения выставки, лектория и книг может сработать в современном мире.

«К сожалению, интерес к книге в какой-то мере падает. Книга не является автономной ценностью, но она, в принципе, никогда такой и не была — разве что в эпоху застоя, когда не было альтернативы. Книга — это метафора человеческой жизни, ей не пристало ютиться в темном чулане. Она должна быть на открытом пространстве, в одном углу должна быть музыка, в другом — лекция».

Говоря об электронных книгах и их противостоянии бумажным, Котомин уверяет: с печатными вариантами все будет хорошо. «Электронные книги немного переоценены в России, у нас, к сожалению, очень плохо организовано книжное пространство страны — здесь в пять раз меньше книжных магазинов, чем в Германии и Франции. У нас нет параллельного издания классики. Если вы сейчас захотите почитать повесть Льва Толстого «Казаки», вы не найдете ее в магазинах, проще скачать из интернета. Электронная книга отличается тем, что ее легче достать и легче «потребить», прочитать, но она практически не остается в памяти. Книга — это товар и товарищ. Я считаю, что важен книжный дизайн, фактура, бумага. Возможно, книги в ближайшем будущем будут иметь менее массовую историю, зато они опять станут лучшим подарком».

TNA_2541.jpg
TNA_2565.jpg
TNA_2571.jpg
TNA_2601.jpg
MMB_6432_1.jpg