К Универсиаде у нас будет всё. Даже несмотря на кризис. В этом можно не сомневаться. Всё идёт так, как надо, и президент Шаймиев обещал, что уже за год до Универсиады всё будет готово. Будут построены все необходимые объекты, будет всё готово для размещения участников и гостей, будет разработана, испытана и готова к работе система безопасности. Всё будет.

Кроме одного: понимания того, что нам с этой Универсиадой делать.

Пока я не вижу каких-либо следов того, что наша Универсиада рассматривается как-то иначе, нежели спортивное состязание. Это видно и по сообщениям и с белградской Универсиады: "Лучшая российская гимнастка Евгения Канаева стала победительницей в многоборье на соревнованиях Всемирной Универсиады по художественной гимнастике, которая проходит в столице Сербии. Олимпийская чемпионка Пекина набрала по итогам соревнований 113165 балла…" "Ярославский пловец победил на Универсиаде…" "Дзюдоист Стерхов выиграл "бронзу…"

И что? Олимпийская чемпионка победила студенток — что в этом удивительного? И ярославский пловец — тоже молодец. И Стерхов молодец, и многие другие, кто победил…

Ну и что? Что и кому мы этим продали? Что мы за это получили? Уважение в спортивном мире? Так оно завоёвывается не на Универсиадах. Особенно когда там побеждают олимпийские чемпионы. Конечно, многие из них студенты, и некоторые даже действительно учатся, так что имеют полное право в Универсиадах участвовать, — ну и что это нам даёт? Что принесла России золотая медаль олимпийской чемпионки Канаевой? Привлекла новые инвестиции? Подняла промышленность? Повысила цену на нефть? Подвигла американцев сделать нам уступки в вопросе ограничения вооружений?..

Нет, ничего такого не произошло. Притока инвестиций незаметно, цена на нефть прыгает туда-сюда как-то независимо от Универсиады, промышленность как падала, так и падает, да и Обаму Канаевой соблазнить не удалось.

После крупных спортивных побед всегда повышается производительность труда, оздоровляется атмосфера в обществе, смягчаются социальные противоречия, к здоровому образу жизни приобщаются новые адепты различного возраста. Бывает, что не только дети и молодёжь, но и пожилые люди. Это в любой стране. И это очень хорошо, одно это оправдывает вложения в подготовку профессиональных спортсменов.

Является ли Универсиада достаточно крупным спортивным состязанием, чтобы миллионы граждан вышли на улицы праздновать спортивные победы студентов, чтобы в стране поднялась производительность труда, чтобы массы трудящихся и нетрудящихся приобщились к здоровому образу жизни?

Нет, не является. Таким событием не является даже Олимпиада. Вот футбол или хоккей — это да; победы в этих видах спорта на самом высоком, мировом уровне могут заставить миллионы людей радоваться всю ночь напролёт. После таких побед, действительно, в массовом порядке растёт количество занимающихся в спортивных секциях, могут и инвестиции прийти, и даже не только в спорт.

Универсиада — это другое. Это, собственно, студенческая тусовка — себя показать да на других посмотреть. Разумеется, там непременно попадутся и профессионалы, и даже олимпийские чемпионы, для которых Универсиада — это просто очередной турнир, этап подготовки к чему-то более крупному, или старт в большой спорт, как это было, например, у Валерия Брумеля. Но в основном — это действительно студенты, занимающиеся спортом для здоровья и удовольствия, и спорт вовсе не главное в их жизни.

Поэтому Универсиада сама по себе, как таковая, ценности не представляет. Ни спортивной, ни какой-либо иной. Сделать её самостоятельной ценностью, сосредоточиться на ней самой, — это большая ошибка. Как ни дотачивай напильником кирпич — он всё равно останется кирпичом, алмаза из него ничем не сделаешь.

Поэтому Универсиада не может быть товаром, который можно продать. Нечего тут продавать. Универсиада — это не товар, это продавец. Универсиада должна продать миру не саму себя, а принимающий её город, страну, народ, экономику, культуру. Универсиада — не цель, а средство; не результат, а инструмент. Вот если в итоге успешного проведения Универсиады в Татарстан потекут инвестиции, какое-нибудь очередное уважаемое мировое агентство повысит рейтинг республики, в Казань приедет, скажем, тот же Обама, чтобы изучить опыт тотального мира и согласия, у нас царящего, — вот тогда Универсиаду можно будет считать успешной. А количеством рекордов её ценность не измеряется.

Это похоже на фестиваль "Сотворение мира", за тем исключением, что этот фестиваль сам по себе является немалой культурной ценностью, тогда как спортивная ценность Универсиады крайне сомнительна. Но ни то, ни другое пока не используется в должной мере как инструмент продажи республики. О фестивале даже пресса толком не пишет, телевидение как следует не показывает.   Об Универсиаде, несомненно, будут много писать, и вовсю её будут показывать; но, боюсь, она будет позиционирована всего лишь как спортивное состязание.

Это всё равно, как проводить спортивные соревнования между продавцами. Ну да, им самим интересно и полезно для их здоровья; но кого это будет интересовать ещё? Продавец нас интересует с другой стороны — что, сколько и кому он может продать.

Универсиада — это продавец. Пусть себе соревнуется, это ему полезно; но его работа — не на стадионе.

Пусть продаёт!

14.07.09

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.