РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ РАЗМЕЩАЕТ ПО ВСЕМУ МИРУ ЗАКАЗЫ НА ПРОИЗВОДСТВО БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ, ПРЕДЪЯВИЛА ПРЕТЕНЗИИ ФАС

Производитель бытовой техники премиум-класса Bork Electronic попал под подозрение Федеральной антимонопольной службы. Компанию подозревают в нарушении ст. 14 закона "О защите конкуренции", т.е. во введении в заблуждение относительно места производства техники. Электроника с лейблом Bork широко представлена во многих розничных сетях, в том числе и   Казани – М.Видео, Metro , DOMO ... И, по словам ритэйлеров, пользуется популярностью у казанцев.

ЕВРОПА ИЛИ АЗИЯ?

Разбирательство в отношении Bork инициировало ЗАО "Группа СЕБ Восток", входящая во французский холдинг SEB Groupe (производителя бытовой техники под марками Tefal, Rowenta, Moulinex и др.). Этой компании не понравилось то, что Bork указывает местом производства своей продукции Германию. Также в жалобе SEB Groupe также фигурируют производители посуды Vinzer (Швейцария) и Vitesse (Франция), пишет газета "Ведомости". В Группе СЕБ Восток считают,   что упомянутые компании ведут недобросовестную конкуренцию и формируют у потребителей ложные представления о европейских брэндах. Ведь, у всех трех компаний нет фабрик в Европе – утверждают инициаторы жалобы в ФАС.    

По сути, история Bork – это классический пример маркетинговой фирмы, которая размещает заказы на производство бытовой техники на OEM-заводах в Юго-Восточной Азии, Восточной и Западной Европе, где из готовых комплектующих по эскизам составляют собственные продукты. Похожими маркетинговыми компаниями являются "английский" Scarlett, "австрийский" Vitek, "корейский" Polar и "индийский" Binatone.

Формально торговая марка Bork принадлежит зарегистрированной в Германии компании Bork Electronik GmbH. Согласно результатам исследования агентства MASMI, 67% жителей России до последнего времени были уверены, что Bork - немецкий брэнд.

В то же время эксперты говорят, что российским бенефициаром Bork является основатель сети бытовой техники "Технопарк" и "Электрофлот" Максим Бирюлин.

BORK : МЫ НИЧЕГО НЕ НАРУШАЕМ!

До последнего времени представители компании Bork охотно рассказывали о местоположении заводов-сборщиков. По их словам, заказы размещаются в Китае, Корее, Италии, во Франции, в Венгрии: в категории пылесосов порядка 80% — это европейское производство, воздухоочистители и увлажнители производятся в Южной Корее, климатическая техника — в Китае, мелкая бытовая — в Европе, Китае и Германии.

Представители Bork уверяют, что закон они не нарушают, и в соответствии с российским законодательством указывает место производства товара на ценнике и в сопроводительных документах. Юристы Bork уверяет, что "так как юридическое лицо Bork зарегистрировано в Германии, у компании есть право указывать на упаковках "сделано в Германии". По мнению производителя, вся эта история является некорректным поведением конкурента.

"Сегодня производство так называемых OEM-продуктов налажено практически у всех крупных торговых сетей. Так, у Эльдорадо - это Elenberg , у М. Видео – AKAI , у Мира - Trony , у Техносилы - Techno , у DOMO – Электрофрост. Тот же Bork является собственной торговой маркой Технопарка. В то же время Bork в отличие от других торговых марок позиционирует себя техникой премиум-класса, и отличается более высоким качеством, чем private -lable эконом-класса, - заявил БИЗНЕС Online представитель одной сетей по торговле бытовой техникой.

СТАТУС В УЩЕРБ БЮДЖЕТУ

По словам самих борковцев, Bork — это брэнд, созданный в расчете на российский менталитет, на людей, "покупающих статус" даже в ущерб своему бюджету. Поэтому   экономический кризис не мог не отразиться на продажах этой торговой марки: число потребителей, готовых переплачивать за "престиж", стало падать. По мнению пресс-секретаря М.Видео Надежды Киселевой, уменьшение покупок связано с тем, что люди в связи с кризисом стали меньше покупать мелкой бытовой техники, отдавая предпочтение крупной бытовой техники. " Так, в нашей сети выросли продажи холодильников, стиральных машин, жк-телевизоров с большей диагональю, ноутбуков... Можно сказать, что люди, таким образом, спасают свои сбережения, делая инвестиции в предметы первой необходимости", говорит Киселева.

Сейчас ФАС обратилась в торговые сети "Медиа-маркт", "М.видео" и "Эльдорадо" с запросом об информации о Bork, Vinzer и Vitesse. Ведомство запросило юридические и фактические адреса нахождения компаний, имена и фамилии директоров, копии сертификатов соответствия на товары и счета-фактуры. Если нарушения законодательства подтвердятся, то компаниям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб.

БИЗНЕС Online