Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов из-за грубой неосторожности последнего.

«Например, гражданин потерял карту, на которой написан пин-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче пин-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме по закону об НПС», — прокомментировал «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

Напомним, 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС), по которому банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.

«Если гражданин намеренно передал пин-код третьему лицу, то банк не должен нести ответственность, и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля. Иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц, и как следствие ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация, когда клиент потерял карту с написанным на ней пин-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме», — считает председатель союза потребителей России Петр Шелищ.

Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент.