«В БАЛЕТЕ ДЕКОРАЦИИ ВСЕГДА НАРИСОВАННЫЕ»

На гастроли московская труппа, последний раз выступавшая в Казани в 2006 году, приехала с уже знакомыми казанцам «Сотворением мира», «Весной священной» и «Штраус-гала», а также поставленными позже «Спартаком», «Маугли» и «Жар-птицей». Закрывать гастроли планировали «Лисистратой» — прошлогодней премьерой коллектива. Но, видимо, пьесу Аристофана с 2500-летней историей сочли для Казани недостаточно благонадежной и заменили на «Золушку». Проверенная сказка Прокофьева-Перро обеспечила театру триумфальный финал с аншлаговым «двойником» (спектакль показали утром и вечером). И дети, и родители, дружно и бурно аплодировавшие в финале спектаклей, кажется, были по-настоящему счастливы. Вероятно, дети — потому что на сцене были настоящие «принцессы в коронах», как восторженным шепотом объясняла отцу моя соседка лет четырех, сама наряженная в театр как принцесса в бархатное платье и лаковые туфельки. Взрослые — потому что легко могли объяснить своим чадам, что «в балете всегда танцуют на цыпочках», «в балете всегда животных изображают артисты», «в балете всегда декорации нарисованные», «в балете всегда принц объясняется в любви прыжками».

В спектаклях КасВасов, как зовут театр в Москве, время действительно будто бы остановилось, и хореографы, некогда имевшие репутацию революционеров, застряли в эпохе молодости бабушек и дедушек нынешних зрителей «Золушки».

В соратники они выбрали художницу Елизавету Дворкину, которая, кажется, еще не открыла для себя телевидение и у которой по-прежнему трепещут на театральном сквозняке мягкие дворцы «Золушки» и индийские пещеры «Маугли», Фея появляется в клубах ледяного пара, дракона изображают четыре скрученных статиста, а мыши и змеи носят поролоновые накладки. Это гармонирует с эстеткой хореографов, у которых слон в «Маугли» сначала крутит grand pirouette, а по ходу действия и вовсе пускается в классическую вариацию — именно так был поставлен балет «Аистенок», в котором почтенные хореографы танцевали в годы своей учебы в балетной школе.

КОВТУН ПЛЮС ПОЛУБЕНЦЕВ РАВНО КАСАТКИНА ПЛЮС ВАСИЛЕВ

Московские балетоманы давно привыкли ничего не ждать от премьер Наталии Касаткиной и Владимира Василева, предпочитая, к примеру, другой супружеский дуэт: Пола Лайтфута и Соль Леон — лидеров Нидерландского театра танца. А театр Касаткиной и Василева в последние лет 20 умудряется довольно деликатно существовать хотя и в центре столицы, но не на самых заметных сценических площадках, потчуя публику обязательным туристическим набором «Жизелей», «Дон Кихотов» и «Щелкунчиков».

Но зрителей нынешнего Татарского оперного так давно убеждают в революционности почерка Георгия Ковтуна и Александра Полубенцева, что, глядя на почти их ровесников Касаткину и Василева, обремененных большими званиями столичных мэтров, они не могут не чувствовать успокоительного тепла, что свой балет оказывается на уровне, а подчас и выше знаменитого столичного театра. Впрочем, тех самых «Жизелей» и «Дон Кихотов», как поведали на пресс-конференции перед началом гастролей, москвичей все же попросили оставить дома, вероятно, все же опасаясь, что казанская теорема об уникальном мастерстве своей труппы может быть поколеблена. Потому что КасВасы обладают группой настоящих мастеров (казанцы имели возможность оценить Екатерину Березину, Наталью Огневу, Николая Чевычелова), небеспроблемным звеном солистов и далеким от академического совершенства кордебалетом, так же как Татарский оперный и большинство отечественных балетных театров.

Но для воспитания настоящего понимающего зрителя видеть разные подходы к редактированию классики и разные актерские интерпретации необходимо, чтобы не только восторгаться, но и разбираться в балете. Тем более что многие годы руководители казанской труппы создавалИ для этого почву и собственными спектаклями, и политикой Нуриевского фестиваля, некогда революционного в своей смелости знакомить с танцовщиками разных театров, школ и классических стилей. Этот театр воспитал в зрителях доверие к тому, что представляет образцы мирового уровня.

ПОЧЕМУ ВИШНЕВА БОЛЬШЕ НЕ ПРИЕЗЖАЕТ В КАЗАНЬ

И сейчас, даже несмотря на то, что в эти же дни в двух шагах от оперного, в концертном зале консерватории, шел фестиваль современной музыки Concordia с первоклассной программой и исполнителями мирового класса, зал был полон. Очевидно, что в Казани достаточно зрителей, целенаправленно интересующихся балетом. Это естественно для города, чья труппа с советских времен держала высокий профессиональный уровень. Но уже многие годы обеспечивая европейским городам и весям пред- и построждественские «елки», казанский театр на несколько месяцев оставляет собственного зрителя без собственного балета. На его место уже традиционно заступают гастролеры. Вероятно, если бы руководство казанского балета было уверено в бесспорности собственного курса (хотя сейчас его позицию скорее можно назвать старательным уклонением от любого курса), оно бы заботилось о том, чтобы оставить сцену не собственным двойникам, а расширить кругозор своих поклонников: мир хореографии сегодня многообразен как никогда, и наряду с contemporary dance, интеллектуальным, ярко эмоциональным и порой радикальным, в нем есть и правоверные продолжатели классических традиций.

Символично, что в день отбытия столичных гастролеров из Казани в Москве открывается второй фестиваль «Диана Вишнева. Context». Именно эта балерина и привозит в Россию тот самый дуэт хореографов Лайтфут-Леон, чьи работы сегодня — одни из самых захватывающих в балетном мире. Фестиваль Дианы Вишневой интересен тем, что наряду с самыми именитыми мастерами на него приезжают только молодые, еще незвездные постановщики, а совсем начинающие хореографы получают возможность с помощью фестиваля создать постановки и заявить о себе. Причем этот фестиваль не пытается диктовать, что хорошо, а что плохо в современном балетном мире, он создает возможность для коммуникации искусства и зрителя: чуть ли не большую часть Context составляют мастер-классы, лекции и дискуссии. Вишнева в последние годы стала последовательным борцом с темнотой и непросвещенностью отечественного балетного зрителя. Один из ее первых проектов прошел два года назад в Казани, куда она приехала по личному приглашению президента Татарстана Рустама Минниханова. Но инициатива балерины, благодаря татарским корням которой многие в мире впервые услышали об этой земле, на родине не нашла продолжения. В Татарском театре оперы и балета беспокойству непредсказуемых экспериментов предпочли затухающее свечение легенд полувековой давности.

Анна Галайда