«ФЕДЕРАЛЫ ФОРМИРУЮТ ПРОГРАММЫ, А МЕХАНИЗМОВ НЕТ»

Проблемы получения малым бизнесом заказов у российских корпораций стали одной из центральных тем в рамках прошедшей в минувший четверг стратегической сессии Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ЦКР). Мероприятие в Набережных Челнах организовали с размахом — в этом ЦКР помогли минэкономики, минпромторг и минсвязи Татарстана, администрация города, старший брат ЦКР — управляющая компания камского кластера «Иннокам» и челнинское агентство по привлечению инвестиций.

Масштаб и внимание к мероприятию обеспечили приглашенные представители минэкономразвития РФ и российского агентства стратегических инициатив, делегаты от «Оборонпрома», АвтоВАЗа и нескольких машиностроительных корпораций, министр экономики РТ Артем Здунов и руководитель АИР Талия Минуллина. Модератором же выступила координатор российских общественных омбудсменов Анастасия Алехнович. Отметим, что в подобных мероприятиях челнинцы за последние два-три года поднаторели — Алехнович, к примеру, осталась довольна уровнем обсуждений. Беседуя с корреспондентом «БИЗНЕС Online» по итогам сессии, она отметила, что в Татарстане верно чувствуют тенденции российской экономики, сосредотачиваясь на формировании технологических цепочек между крупным и малым бизнесом.

Анастасия Алехнович
Анастасия Алехнович

«Вот сейчас Фомичеву (Олег Фомичев — замминистра экономического развития РФавт.) передали блок МСП, у них основная идея — создать рынок для малого и среднего предпринимательства, заточив заказы под аутсорсинг крупных компаний, — привела пример Алехнович. — Это единственный путь для нашей экономики, других вариантов у нас нет. Простое приземленное решение, и это стандарт. Не так уж эти крупные компании и коррумпированы по закупкам и прочему — они просто тоже не знают, где искать подрядчиков из МСП».

Основную работу участники провели на 6 круглых столах, темы которых были сосредоточены вокруг двух основных тезисов — развитие машиностроительного и IT-кластеров и роль в этом развитии ЦКР. Роль должна быть ведущей, потому что ЦКР для того и был создан в этом году, чтобы объединить между собой предприятия заявленных отраслей. Сегодня камский кластер машиностроения включает порядка 20 малых и средних предприятий, IT-кластер — порядка 15 компаний, и с ними все проще, так как они являются резидентами челнинского IT-парка, где и проходила сессия. Отметим, что собственно перспективы создаваемых кластеров в местном исполнении Алехнович также оценила очень высоко.

«IT-кластер у вас — вообще эксклюзив, если учитывать, что это информационное обеспечение производственных процессов, — сообщила она «БИЗНЕС Online». — Все остальное IT в стране — это софт для сайтов, для баз данных. А нужны именно производственные информационные технологии, они востребованы. Если говорить о конкретных предложениях, прозвучавших сегодня, мне очень понравилась простая идея от Ford Sollers создать совместную базу поставщиков. Очень просто и по-рабочему. Нужно просто заполнить всем типовые формы и тот же IT-кластер сможет быстро эту базу сверстать. Хорошая идея, которую можно реализовать прямо сейчас. Да, она не нуждается в федеральной поддержке, но она задаст тон на федеральном уровне. Федералы не видят таких деталей, хотя это везде звучит — основная проблема для малых промышленных компаний в том, что они не могут войти в технологические цепочки, в том числе из-за информационной изоляции. Федералы формируют программы, а механизмов нет».

ХОЧЕТСЯ ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ И НЕСКОЛЬКО ЦЕНТРОВ

О работе круглых столов отчитывались на заключительном пленуме их модераторы. Наиболее статусную секцию, посвященную заказам от гигантов промышленности, вел президент «Стратеджи партнерс групп» Александр Идрисов. Он первым заявил о необходимости создания упомянутой Алехнович базы поставщиков, отметив, что для формирования базы сначала необходимо провести аудит готовности кластерных компаний, а в каталог включить не только предприятия и их продукцию, но и сведения о финансовом состоянии каждого участника. В этом отношении выводы круглого стола дополнил Сергей Майоров — председатель наблюдательного совета АПИ.

«Аудит выявит некие несоответствия, из-за которых поставщики не могут контрактоваться с крупными корпорациями, — поделился Майоров опытом. — ЦКР должен понять, что нужно для ликвидации этих «красных зон», как дотянуть компетенции поставщиков до работы с крупными корпорациями. Для этого ЦКР должен иметь понятие о протоколе финансовых инструментов, необходимых для модернизации этих предприятий».

Сергей Майоров (справа)
Сергей Майоров (справа)

Показательно, что, говоря о перспективах заказов от крупных корпораций, участники акцентировали внимание на субподрядах, а именно на участии в поставках для армии. Инициативы камского МСП, требующие участия федеральных ведомств, звучали, как правило, в оборонном контексте. В частности, участники секции Идрисова говорили об отмене схемы «20+1». Напомним, данный механизм был введен минобороны России еще в 2011 году с целью снижения цен на военную продукцию. С тех пор схема вызвала много нареканий, ценовые разногласия между минобороны и предприятиями ОПК регулярно приводят к срыву гособоронзаказов. По схеме «20+1» наценка на продукцию генподрядчика не может превышать 20%, а субподрядчика — 1%. Как довел Идрисов выводы круглого стола, схема вынуждает генподрядчиков, то есть крупные предприятия ОПК, отказываться от субподрядов ради сохранения собственной маржи. В качестве резюме было предложено обратиться в «Рособоронзаказ» с инициативой увеличить квоту малых предприятий, хотя подобные инициативы в ведомстве звучали уже неоднократно.

В адрес «Рособоронзаказа» прозвучал и еще один упрек со стороны бизнеса с рекомендацией сделать прозрачной систему импортозамещения в заказах. По словам Идрисова, участники круглого стола считают странным засекречивание информации о закупках, которые армия делает за рубежом — выходит, что потенциальному противнику можно знать, что покупает российская армия, а потенциальному отечественному поставщику нельзя.

По итогам сразу нескольких круглых столов можно отметить, что участники независимо пришли к единому выводу о необходимости создания силами ЦКР еще одной организации — центра контрактации, который позволит на постоянной основе продвигать продукцию членов кластеров и давать обеим сторонам — поставщику и заказчику — понятие об актуальном спросе и возможностях его покрытия. Вообще контрактация подразумевает заранее заключаемые договора на поставки, под которые производится и заготавливается продукция, а желаемый центр должен эти договоры и партнерские отношения координировать.

Одним новым центром запросы не ограничились, предприниматели попросили еще несколько — второй должен заняться сертификацией продукции кластера, в которую необходимо включить и тестирование выпускаемых изделий, третий, инжиниринговый — созданием промышленных прототипов новых продуктов, в первую очередь из области медицины. Идрисов, выступив модератором еще на одном круглом столе о венчурных инвестициях для МСП, сообщил также, что кластерные компании были бы рады хотя бы раз в квартал собирать татарстанских бизнес-ангелов и презентовать им пакет актуальных инвестиционных проектов.

НОРМАТИВЫ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОБУЧАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ

С круглого стола, посвященного кадровому обеспечению предприятий Камской экономической зоны, отчитался начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Набережных Челнов Радмир Беляев. По его словам, участники заключили, что в целом образовательных и финансовых ресурсов в Закамье достаточно для решения любых кадровых задач, а вот чего не хватает, так это коммуникации. Нет, в первую очередь, органа, способного аккумулировать все кадровые потребности, все конструктивные инициативы и выносить их в виде одного упакованного продукта на суд министерства образования, так как поодиночке бегать с предложениями в министерство нелепо.

Радмир Беляев
Радмир Беляев

«Для этого мы создаем при ТПП города соответствующий центр, и сегодня уже презентовали конкретный программный продукт, который поддержали абсолютно все участники круглого стола», — сообщил Беляев. Однако своя законодательная загвоздка обнаружилась и здесь, как довели со своей стороны вузы и техникумы. «Учебные заведения говорят, что готовы учить специалистов на заказ, но для этого нужно привести в соответствие нормативные акты, — рассказал Беляев. — Сегодня норматив не позволяет, допустим, принимать на работу производственника, чтобы он преподавал студентам — потенциальным работникам своего предприятия. Этот пункт мы выделяем жирным и подаем руководителю нашего города до его следующего визита к министру образования».

Плодотворно прошел круглый стол с наиболее прикладной темой о замещении российскими аналогами импортных компьютеров и программного обеспечения. Один из двух его модераторов Сергей Маслехин — руководитель консалтинговой компании «Верное решение», резюмировал дискуссию тезисно, как готовые пункты проекта резолюции всей сессии, ориентированные на софинансирование минэкономразвития в 2015 - 2017 годах. В этой сфере первым пунктом тоже стал системный учет — IT-специалисты решили создать каталог ПО и аппаратно-программных комплексов местной разработки. Каталог они намерены распространять на порталах профильных федеральных и региональных министерств, а ЦКР со своей стороны должен издавать журнал по обоим кластерам, также продвигая его в министерствах, ведомствах и госкорпорациях.

Сергей Маслехин
Сергей Маслехин

«У нас родился еще один кластерный проект, — сообщил Маслехин. — Нужно заменить импортные внутрицеховые профессиональные программы продуктами отечественной разработки, в частности, продуктами нашего IT-кластера. Более того, необходимо разработать интеграционную шину между продуктами этой категории, потому что часто программы не дружат между собой. Общая платформа под них — это уникальный и дорогой проект, за который не каждый заказчик готов платить. Разработка такой универсальной платформы в конечном итоге положительно скажется на стоимости владения программным обеспечением».

Обращение к федералам со стороны айтишников свелось к просьбе о формировании национального проекта по импортозамещению ПО и аппаратуры на уровне минпромторга и минобороны РФ.

«Задача Центра кластерного развития — включить сформулированные нами проекты в программу, а мы готовы написать под них смету и переложить их на дорожную карту, — заявил Маслехин. — Понятно, что только на уровне Татарстана такие проекты не решить, поэтому мы рекомендуем минпромторгу РФ, минэкономразвития РФ, минэкономики РТ, управляющей компании ОЭЗ «Алабуга» и исполкому Набережных Челнов совместно разработать программу по импортозамещению в машиностроительной отрасли программного обеспечения. И мы предлагаем разработать стимулирующие механизмы для резидентов наших промпарков с тем, чтобы им было выгодно использовать аппаратуру и программы местных разработчиков».

«НЕ НАДО «РЕКОМЕНДОВАТЬ» ФЕДЕРАЛЬНОМУ МИНИСТЕРСТВУ»

Отдельно участники круглого стола адресовали министерствам экономики РФ и РТ просьбу разработать механизм финансирования проектов ЦКР, поскольку традиционно бюджетные средства приходят лишь в конце лета, а у новой организации собственных финансовых возможностей пока нет. Алехнович, закругляя сессию, со своей стороны отметила, что встреча и каждая из ее секций определенно состоялись, и выразила приятное удивление интересом крупных компаний Закамья к своим коллегам, занятым в МСП. При этом она поделилась практическим советом, обратив внимание на нескромные аппетиты участников.

«Формат получился шире, чем стратегическая сессия по отдельным кластерным инициативам, — отметила Алехнович. — Может быть, это правильно для тех субъектов федерации, где уровень развития позволяет ставить и обсуждать такие задачи. Единственное, я попросила бы аккуратнее быть с формулировками. «Рекомендовать федеральному министерству» — таких формулировок не надо писать даже в проектах. «Выступить с инициативой» — так правильно, у всех своя ответственность».

Куратор омбудсменов предложила несколько «заземлить замечательные идеи и ожидания» и параллельно выработать понимание оптимального пакета мер и господдержки на всех уровнях. Также она посоветовала приступать к реализации одного-двух ключевых проектов по каждому из двух кластеров, не дожидаясь утверждения стратегии. «Зачастую есть опасность, что поставив цели и подведя под них огромное бюджетное финансирование, загоняешь себя в нерабочую конструкцию, — поделилась Алехнович. — Со своей стороны мы поможем, если будут предложены интересные меры, синхронизировать их с действующими госпрограммами».