ПЕСНИ СО ЛЬДОМ

В Казань Йоав приехал в рамках своего российского тура по 6 городам в поддержку своего нового сингла — Dopamine. По словам музыканта, ему нравится посещать города, в которых он никогда не был, и за полтора дня, которые израильтянин провел у нас в гостях, он успел отведать местной кухни, и эчпочмак ему очень понравился. На вопрос журналистов, слышал ли он что-нибудь до этого о татарах, музыкант сделал удивительное заявление: «В детстве я читал книжку Жуля Верна, и там что-то было про татар».

Йоав Садам — один из тех музыкантов, которых нужно воспринимать не по студийным альбомам, а живьем. То, что он вытворяет на сцене при помощи акустической гитары и различных «примочек» к ней, процессоров и луперов, а также своего голоса, иначе как чудом не назовешь. С виду — типичный инди-бард с гитарой наперевес, он мешает в своем творческом коктейле огромное количество стилей — от модернового рока и фолк-рока до современного R&B и drum and bass в хорошем дискотечном звучании. Возможно, потому, что родился Йоав в Израиле, детство провел в Кейптауне, начинал музыкальную карьеру в Нью-Йорке, а популярным стал в Лондоне...

Свои песни Йоав рождает прямо на глазах у зрителей, такт за тактом. Гитару он использует в качестве перкуссионного и шумового инструмента и в какой-то степени синтезатора, сэмплируя различные звуки через компьютерные «примочки» и закольцовывая их. Поэтому каждая его композиция имеет довольно продолжительное вступление, чтобы за это время можно было создать полноценное музыкальное сопровождение для своих песен. В Казани Йоав вышел на сцену в зимних ботинках, снял их и отыграл весь концерт босиком, такое музыкант практикует на каждом своем выступлении. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» он рассказал, что делает это не для того, чтобы лучше ощущать природу или зал, как это практикуют некоторые коллеги: «Просто на сцене передо мной установлено большое количество примочек, которыми приходится управлять ногами. Я раньше и на сцену выходил босиком, но после одного случая перестал это делать. Как-то давал концерт в американском Солт-Лейк-Сити, на хоккейном стадионе. И до места выступления в центре площадки пришлось идти по голому льду. Пока добрался, ног уже не чувствовал. Теперь от греха подальше перестраховываюсь».

«Я ИГРАЮ НЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, А ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ»

Публика с удовольствием наблюдала за экспериментами Йоава. А израильтянин порой доводил зрителя до исступления, превращая с помощью различных звуков поначалу нежную романтичную композицию в мощный дискотечный блокбастер. Конечно, Йоав стал не первым, кто подменяет собой целый музыкальный коллектив. Даже в Казани таких музыкантов достаточно. Первой на этом поприще заявила о себе группа Jukebox Trio, уехавшая несколько лет назад покорять Москву. Они с помощью голоса, звуков, издаваемых ртом, и электронных «примочек» перепевали различные хиты. Потом появился Альберт (Берт) Ильясов, распустивший свою группу «Две башни» и в одиночестве со своей гитарой выступавший на казанских (и не только) сценах. Сейчас в тренде — битбоксер Митя Бурмистров, который с помощью микрофона и голоса может устраивать целые дискотеки. Бурмистров, к удивлению многих, в середине концерта Йоава тоже вышел на сцену, музыканты устроили совместный джем-сейшн. Публика была в восторге. «Я все равно собирался на концерт Йоава, а тут организаторы предложили сделать совместный сет, я не отказался», — рассказал Митя после выступления.

Израильтянин называет свой стиль «альтернативный электронный поп». «По сути, это симбиоз жанров и направлений, которые постоянно проигрываются в моем плеере», — рассказывает он. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как пришла в голову идея выступать с одной гитарой, используя достижения электроники, Йоав ответил: «Это рождалось долго. Я играл в различных группах, не всегда мне это нравилось. В какой-то момент я оказался абсолютно потерянным диджеем в Нью-Йорке и решил попробовать издавать различные звуки с помощью гитары. Мне понравилось, как с помощью корпуса можно делать звук различной тональности, выстукивать различные ритмы, и эту идею постепенно начал развивать».

AMO_1291.jpg

Гитара у израильтянина не совсем обычная. В некоторых местах на корпусе специально сделаны шероховатости, чтобы с помощью них можно было делать определенные звуки. «Всего у меня три сценических инструмента, но одной гитаре уже 18 лет, по сути, ею уже можно наливать в баре, или со скольки лет у вас можно покупать алкоголь?» — пошутил музыкант. По словам Йоава, его много чего связывает с Россией. Во-первых, его мама с русскими корнями и буквально влюблена в русскую классическую музыку и литературу. Так что Булгакова и Толстого он читал уже в детстве. Во вторых, именно в России впервые разглядели уникальность музыканта, первые минуты славы он почувствовал именно у нас. Ну и, в-третьих, российская публика для него — идеальный вариант: «У россиян есть хорошая особенность. Когда нужно, вы можете слушать задумчиво, а на дискотечных композициях тут же пускаться в пляс. В других странах часто бывает, что зрители либо стоят молча, либо слишком много шумят». Но с русским языком у него пока не заладилось: кроме дежурных «привет» и «спасибо», Йоав больше ничего не произнес и общался с казанской публикой на английском. Четверть зала даже понимала те шуточки, которые он иногда отпускал.

Израильтянин утверждает, что абсолютно не боится гастролировать в странах, где политическая обстановка неспокойна: «Я слежу за тем, что происходит в мире, не только в России или на Украине. И если обращать внимание на какие-то детали, тогда вообще надо сидеть дома и не гастролировать. Я играю не для политиков, не для государства, а для зрителей, которые полюбили мои песни. Достаточно того, что у меня израильский паспорт, а потому меня в некоторые страны просто не пускают, хотя моя музыка там тоже популярна».