Алевтина Чичерова, проработав долгое время в структурах фирмы «Ильдан», круто изменила собственную судьбу, став хозяйкой оригинального магазина, где можно найти эффектный подарок, который может стать реликвией или положить основу для художественной коллекции. Основательница галереи подарков VITEL Алевтина Чичерова знакомит жителей Казани с работами художников мирового уровня, разоблачает непорядочных антикваров, воюет с нечестными коллекционерами, знает, что кризиса везде и у всех не бывает, а также рассказывает, какой дизайнер надел красные туфельки на животных и на комоды.

НЕ ПОЕДУ ПОКУПАТЬ В ЛОНДОН

— Алевтина Александровна, ваша галерея просто заполнена оригинальными предметами искусства. У кого вы их заказываете?

— Мы на рынке более 10 лет, у нас уже все налажено. А когда мы открывались в 2004 году, то были представителями немецкой компании Goebel в Татарстане. Они предлагают копии картин великих художников, выполненные на фарфоре и на стекле. Мы не просто продавали — мы рассказывали нашим покупателям о художниках и их картинах.

— Все это происходило в этом же помещении?

— Да. Все 10 лет на одном месте. Поначалу у нас были немецкие классические бренды, а через год после открытия у нас появились вещи дизайнера Томаса Хоффмана. Он известен по всему миру, и у нас в Татарстане много его любителей. У него яркие, креативные работы, это расписанные вручную скульптуры, мебель, предметы декора, и они сразу полюбились нашей казанской публике. Его творчество представлено у нас 9 лет, и коллекции ежегодно обновляются. Кстати, среди поклонников Хоффмана Филипп Киркоров, комната дочери певца полностью обставлена его работами. Наши клиенты охотно покупают и создают себе коллекции Хоффмана. Но для того чтобы удержать клиента, нам приходится все время привозить что-то новое, поэтому в галерее появляются новые бренды.

— Вы сами ездите за коллекциями?

— Созданием коллекций для галереи я занимаюсь только сама. Скажем, ехать в Лондон или в другие страны за товаром необходимости нет, ежегодно проходят всевозможные международные выставки, я их посещаю. Все отлажено и нет необходимости везти товар в чемодане. В месяц у меня бывает минимум 6 поставок товара. Несколько лет назад у нас, например, появился текстиль. В сентябре 2013 года я была приглашена компанией Wegwood на торжественный прием к послу Великобритании, где было представлено все самое лучшее, что производится в Англии. И там познакомилась с представителями марки, которая входит в книгу рекордов Гиннеса как старейшая цирюльня в мире, эта марка находится под патронатом королевского дома Великобритании. Бренд Truefitt&Hill — это линейка товаров для мужчин, парфюм и уход за лицом на натуральных компонентах. Коллекцию ароматов уже по достоинству оценили как мужчины, так и женщины, которые покупают их в подарок.

«В 40 ЛЕТ КРУТО ПОМЕНЯЛА ЖИЗНЬ»

— Каким образом у вас родилось желание продавать эти удивительные вещи?

— До этого я не занималась бизнесом как таковым, но обстоятельства так сложились, что в 40 лет я круто поменяла свою жизнь. У меня два высших экономических образования, незавершенная и заброшенная кандидатская диссертация, я работала на руководящей должности. 30 лет назад я начинала работать с Евгением Богачевым в бытность его министром бытового обслуживания.

— Почему вы так резко изменили свою жизнь?

— Я решила, что надо проявить себя как-то по-другому. Мы с мужем посоветовались и создали семейный бизнес. Мы строили квартиру для нашей семьи, и единогласно от квартиры отказались. Мне очень помогли друзья, познакомив с фирмой «ФОН», они меня поддержали, предложили помещение под галерею, и я не прогадала. Деньги, отложенные на квартиру, пошли на помещение под семейный бизнес.

— Каким же получился стартовый капитал?

— 300 тысяч рублей. Это было немного. Я уходила с прежней работы просто по нулям, без каких-либо выплат, по собственному желанию. Стартовый капитал, как я сказала, пошел на строительство помещения, в 2004 году квадратный метр площади в этом доме стоил 7 тысяч рублей, сейчас при черновой отделке — 100 тысяч рублей. В этом плане я очень выиграла... Да, наверное, и во всех планах выиграла.

— Но почему именно торговля подарками, ведь можно было бы и другой бизнес придумать?

— Поначалу я даже думала, что построю помещение, сдам его в аренду, и на эти деньги буду строить квартиру, квартира все же нужна. Но за полгода до этих событий мне дочь из Швейцарии привезла в подарок шкатулку, как раз этой немецкой марки Goebel. Эта шкатулка хранится до сих пор на самом видном месте как реликвия. Я была просто влюблена в эту вещь, а через полгода на выставке познакомилась с представителями этой компании. И я решила все поменять, очевидно, ситуация назрела. Я уходила в неизвестность от стабильного положения, от стабильной зарплаты, но у меня был багаж — хорошая менеджерская школа. А вот карманы были пустыми, и я взяла первый кредит в 500 тысяч и закупила товар у фирмы Goebel. Это был кредит в одном банке, потом были еще кредиты, надо было раскручиваться. В банковской сфере меня хорошо знали и помогли в плане кредитования. Я взяла кредит на ремонт этого помещения, закупила оборудование, товар и начала.

«НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ПУСКАТЬ НА САМОТЕК»

— Место у вас не самое оживленное.

— Когда мы начинали, здесь вообще ничего не было! И мне в то время пришлось очень много денег потратить на рекламу. Я давала рекламу в глянце, на телевидении, было очень много роликов. Результата не было. Но вот вышла статья в так называемой «татарстанской вкладке» одного федерального издания, автор был искусствоведом, эту статью прочитали в Госсовете и сразу же приехали ко мне за подарками. Это были первые серьезные клиенты. Впрочем, я с самого начала ориентировалась на VIP-клиентов.

— Кто из VIP-персон получал подарки, купленные в вашем магазине?

— Очень многие. Например, «символы года» и у первого президента РТ, и у ныне действующего были куплены у нас. И у других первых лиц республики тоже есть эти вещи. Это произведения Томаса Хоффмана.

— Вы изначально назывались галереей VITEL?

— Нет, мы открывались как салон-магазин «Наш дом». Мы поначалу здесь просто дневали и ночевали, об отдыхе и отпусках речи быть не могло, в этом плане у меня все жестко. Если хочешь хороший, долгосрочный бизнес, ему надо посвящать всего себя, постоянно надо быть в теме, знать финансовую ситуацию. Ничего не должно пускаться на самотек.

—Где вы искали сотрудников?

— Это моя семья, вся техническая часть лежит на моем муже, финансы и маркетинг на мне. В бизнесе занята и моя дочь, она сейчас директор галереи.

— Сколько сотрудников работает у вас сейчас?

— Коллектив небольшой — четыре человека.

— А ваш принцип подбора кадров? Рекомендация?

— Даже с рекомендациями не всегда берем. Мне нужно, чтобы человек умел общаться — это главное.

— А понимание искусства?

— Этому я могу научить, а заодно и многому другому. Главное, чтобы человек умел разговаривать, улыбаться, был контактен. Это обязательное условие.

— Когда больше всего покупателей, перед праздниками?

— Это не имеет значения. Праздники — само собой, но народ идет круглый год, есть семейные праздники, есть дни рождения, и мы должны быть готовы. На все случаи.

— Просто покупатели с улицы к вам заходят, у вас вход по звонку в дверь?

— Конечно, так было изначально заведено. Надо просто позвонить к нам в дверь, и, если наши клиенты просят нас задержаться или открыть раньше галерею, мы готовы.

— Вы бываете в Европе в аналогичных магазинах?

— Да, заглядываю. И клиенты, возвращаясь из поездок, мне рассказывают. Очень приятно бывает, когда клиент вернулся, скажем, из Ниццы, и говорит, что наш магазин может сравнить только с магазинами на Лазурном берегу, например. За эти годы многие клиенты уже стали нашими друзьями, мы знаем всех по имени, кто когда женился, когда родились дети. Люди ходят к нам годами.

«У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОИ ПОНЯТИЯ О ЦЕНЕ ПОДАРКА»

— Каков ваш месячный оборот?

— Приблизительно 1,1 миллиона рублей.

— Какова рентабельность вашего бизнеса?

— Около 25 процентов. Мы делаем весьма приличные вложения, покупаем товар, а не берем его на реализацию, условия жесткие. У меня есть партнеры, с которыми мы работаем годами.

— Партнеры в России?

— Дилеры. Если вам скажут, что товар «оттуда», то наврут. Товар-то «оттуда», но растаможивают его в России, сертификация в России, поэтому заключаю контракты с дилерами. Есть марки, которые привозятся в Россию только дилерами. Можно раз-два переступить через его голову, но зачем, если есть дилер, который закупает товар на миллионы евро, ценник даже бывает дешевле, чем в самой Европе. Мне ведь постоянно нужно обновлять ассортимент, нам нужны новые бренды. Например, в 2013 году появились две новые марки. Дизайнер из Соединенных Штатов Michael Aram. Уникальная, качественная марка. Мы продолжаем работать с Truefitt&Hill — это мужской парфюм.

— Соня Рикель говорит, что делить парфюмы на женскую и мужскую линию — это атавизм.

— Это Соня Рикель может себе позволить. Как Мона Лиза, которая уже выбирает, кому ей улыбаться. Да, унисекс есть, но он для молодежи. Подарочный бизнес очень сложный. Когда ты закупаешь, ты должен чувствовать клиента, даже тех, кому он будет дарить. Предмет, который дарится, он все равно приносится в дом. И оценивать его всегда будет вторая половина. Это надо учитывать.

— Какое направление самое ходовое?

— Это же не продуктовое направление, это хлеб и молоко всегда будут покупать. В моем бизнесе мы рискуем всем.

— Как вы пережили кризис 2008 года?

— Кризис мне создал банк, где я брала кредит в это время. Но я все пережила, это банк со мной поступил непорядочно, ведь я брала кредит на развитие. Что касается кризиса, о котором вы спросили, то его везде и у всех не бывает. У одного есть кризис, а у другого его нет, кризис у нас в голове. Ситуация меняется, кто-то отходит от дел, но приходит тот, у кого нет кризиса. Люди живы, события происходят, подарки нужны, придя на день рождения, не станешь объяснять, что у тебя кризис. Люди стремятся сохранять отношения. Мы не просто продаем подарки — мы каждый раз объясняем, что это за предмет. Первые годы я даже готовила миниатюрные аннотации о художниках, о марках. Если мы продаем икону, мы даем к этой иконе молитву, если суры из Корана — значит с переводом. Я все это сама готовлю.

— У вас есть понятие среднего чека?

— Наверное, нет. У каждого человека свои понятия о цене подарка. Мы можем найти подарок от 100 рублей и намного дороже. Мы привозим под заказ и вещи для коллекционеров и развиваем это направление.

«КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ НЕ БЫВАЕТ СТЫДНО»

— То есть коллекционеры к вам заглядывают?

— Да, некоторые бывают. Один известный коллекционер, был такой комический случай несколько лет назад, дешевый Китай преподнес нам как военный трофей одной вдовы-генеральши. Он принес эти вещи, чтобы мы их выставили и продали. Поэтому я сама периодически хожу по антикварным магазинам.

— И кто раскрыл этот обман?

— Я сама раскрыла, и мы тут же убрали вещи с витрины. Я нашла поставщика, который эти вещи возит.

— Коллекционеру не было стыдно?

— Думаю, что нет. Коллекционерам не бывает стыдно. Если вещи не фамильные, не достались от родственников, это все делается для получения прибыли. В Казани я знаю только одну семью, где действительно занимаются коллекционированием — это Пономаревы. Я иногда прихожу в антикварный магазин в одном крупном торговом центре и прошу убрать с витрины китайское барахло, не выдавать его за известный немецкий бренд Meissen. Скульптурки ценой в тысячу рублей продавали за 25 тысяч и выше.

— А ваши вещи коллекционеры покупают?

— К нам приходят люди, которые, например, коллекционируют фигурки или какие-то определенные бренды, но это скорее не коллекционирование, а просто хобби. Коллекционеры — это особая когорта людей, которые не «несут искусство в массы».

— Вы общаетесь с казанскими искусствоведами?

— В этом нет необходимости. Из художников мы работаем только с Вадимом Бжассо. Это наш казанский художник, живущий в Испании, мы представляем его картины в технике жакле — это авторские копии его картин. Мы очень успешно продаем его работы.

— В Казани магазинов подарков очень много. Что собой представляет рынок подарочного бизнеса?

— Рынок большой, но когда товары привозят в чемодане... Я видела, как закрывались такие магазины. Перспективы у подарочного бизнеса есть, но продавцам надо уметь выстраивать контакты, у нас многое строится на взаимоотношениях. Рынок наш цивилизованный. Подарки можно, наверное, купить и на Вьетнамском рынке, хотя я там ни разу не была.

«Я НЕ БОЮСЬ КОНКУРЕНЦИИ»

— Кто ваши конкуренты?

— Не постесняюсь сказать, что конкурентов для меня нет. Я не боюсь конкуренции. Я не смогу даже сосчитать, сколько у нас клиентов в базе. Мы не делаем никакую рассылку, но всегда стараемся создавать для клиентов дисконтные программы и условия, чтобы клиент возвращался к нам снова и снова. Когда к нам приходит кто-то от кого-то, на нового покупателя распространяется скидка того человека, который его прислал.

— У вас бывают распродажи?

— Нет, никогда. На искусство распродаж быть не может. У нас бывают скидки постоянным клиентам, накопительные, от 3 до 15 процентов.

— Какова площадь вашей галереи?

— 160 квадратных метров. Это собственность, строилась, как я уже говорила, взамен квартиры. Но в итоге квартиру я тоже построила.

— Вам не страшно было открывать свой бизнес?

— Да, наверное, не очень... Когда я начинала, у меня был минусовой баланс.

— Вы рискованный человек?

— В чем-то да. Но играть, как в рулетку, не буду. Когда рискуешь, надо помнить об ответственности перед окружающими.

— Муж вас поддерживает?

— Конечно! У нас семейный бизнес. Муж делает одну часть работы, я — другую, но мы делаем общее дело и все проговариваем. Все строится на терпении и взаимопонимании. По-другому не получится.

— Каковы перспективы у подарочного бизнеса в Казани?

— Магазины будут и открываться, и закрываться. Но если не вложить душу, если не заниматься самой этим бизнесом каждый день, ничего не получится. Бизнес этот трудный, он требует много сил и здоровья, планировать отпуск, например, невозможно. Отдыхаем тогда, когда получается. Это как в семье: не будешь вкладывать душу и работать над созданием и сохранением семьи — семьи не будет. Так и в бизнесе. Бизнес — это твое дитя, а детьми надо заниматься. Иначе непонятно кто вырастет. Можете мне поверить, я 33 года замужем, у меня взрослая дочь и внучка.

«ЕЩЕ ЕСТЬ КОМОДЫ В КРАСНЫХ ТУФЕЛЬКАХ»

— Вам хотелось бы расширить бизнес?

— Да, но финансовых возможностей пока на расширение нет. А брать кредиты больше не хочу. Хотя потенциал у меня есть.

— Какие подводные камни ждут новичка на рынке подарков?

— Как и в любом другом бизнесе, надо помнить, что придется платить. Налоги, зарплату, коммунальные платежи и так далее. Придется реально смотреть на вещи.

— Ваш бизнес подходит людям определенного склада, или он подойдет каждому?

— Подойдет тому, кто научится чувствовать покупателя, ведь приходят разные люди.

— Чаще всего у вас делают покупки женщины?

— 50 на 50.

— Женщина приходит в магазин, и она, как правило, знает, что хочет купить. Особенно в таком магазине, как у вас. Мужчины не всегда знают.

— А мы им помогаем. Интересуемся, кому предназначается подарок.

— Вы даете рекламу?

— В свое время очень много давала в глянцевые журналы. У меня целая библиотека собралась из публикаций. На местных телеканалах шла наша реклама.

— Помогло?

— Нет, вложенные деньги (не буду озвучивать эту сумасшедшую цифру) отбились на 15 - 20 процентов. На первых порах помогла еще и поддержка друзей.

— Вы можете назвать самый экзотический подарок, который у вас был куплен?

— Это фаллос с крыльями от Томаса Хоффмана. Например, животные в красных туфельках. Поначалу люди бывают ошарашены такой экзотикой, а потом начинают собирать коллекции. Кстати, у него еще есть комоды в красных туфельках.

— Ну, это просто какой-то отсыл к Сальвадору Дали.

— Нет, это совершенно другой стиль и направление в искусстве. Дали — мой самый любимый художник с детства.

«ТРУД. ТРУД. ТРУД»

— Вам самой какие подарки дарят?

— Мне подарок нетрудно подобрать, если призадуматься. Впрочем, я больше люблю сама дарить подарки. Когда собираешься что-то подарить, надо представить глаза человека, надо его почувствовать. Мне бывает очень приятно, когда мне говорят, что в подарках из салона чувствуется моя рука.

— У вас дома есть предметы из вашего магазина, или вы от них устаете?

— Не устаю, я наслаждаюсь. А мой дом — это работа, я провожу здесь по 12 часов, это немало. Но даже если я не здесь, то все равно как бы присутствую, каждую минуту надо помнить, что приходит срок платежей, срок налогов, надо распределять силы. Надо помнить, какие праздники впереди, надо закупать к нему подарки.

— Существует ли мода на какие-то подарки?

— Мне кажется, что нет, могут купить все что угодно.

— У вас есть в ассортименте подарок, который вам самой очень нравится?

— Да, таких много. Я когда заказываю товар, то ориентируюсь на свое внутреннее ощущение, мне важно, чтобы вещь нравилась мне самой, нашла бы я ей применение.

— Какой вы видите перспективу развития вашего бизнеса?

— Расшириться хочется, хочется открыть еще интерьерный салон. Но нужны помощники, а ни для кого не секрет, что сейчас кадровый голод. Он существует, и это не только в моей сфере. Поэтому наш салон такой камерный, все выстроено на отношении, на общении.

— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?

— Три Т: Труд. Труд. Труд.