Ильшатй Аминов и Марина Коновалова
Ильшат Аминов и Марина Коновалова

«КОНТРАКТ НА ВЕЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ С ТНВ НЕ ПОДПИСЫВАЛА»

Как стало известно «БИЗНЕС Online» вчера у Марины Коноваловой был последний день на посту коммерческого директора медиахолдинга «Новый век». Коммерческую службу ТНВ она возглавляла целых 12 лет, с момента основания телеканала, перейдя сюда на работу из ГТРК «Татарстан». Получить комментарии по поводу смены топ-менеджера от руководства и пресс-службы телеканала нам не удалось. Но, как заявила «БИЗНЕС Online» сама Коновалова, отставка — это исключительно ее личное решение.

Слухи о недопонимании с первым помощником гендиректора ТНВ Ильшата Аминова, программным директором Миляушой Айтугановой (а именно об этом многие, связанные с госканалом, рассказывают в неофициальных беседах) Коновалова опровергает и дает понять, что за место не держалась. По ее словам, нынешнее заявление об уходе, уже подписанное, — это третья попытка за последние пять лет. «Я приняла решение после того, как выполнила все свои обязательства перед компанией и генеральным директором, — говорит она и отмечает, что контракт «на вечное пользование» с ТНВ не подписывался. — Все нужно делать вовремя».

Говоря о завершенных за последнее время проектах, она перечисляет предвыборную кампанию (было много кандидатов-одномандатников с платным и бесплатным эфирным временем), открытие региональных рекламных служб в Закамье и на юго-востоке республики, акцию «Покупай татарстанское!», формирование рекламных бюджетов крупнейших бизнес-партнеров ТНВ.

По словам Коноваловой, ее уход коллеги восприняли, как и везде. «Как бы красиво ты ни уходил, процедура не очень приятная. Кто-то шокирован, кто-то сожалеет, кто-то рад, — говорит она, но новое место работы пока не называет. — Пока в отпуск! Впервые в настоящий отпуск, впервые со всей семьей. Сначала навестим всех крестников и крестниц в Москве, Самаре, Альметьевске, Гамбурге и Казани. Если честно, работа настолько меня любит, что везде найдет. По этому вопросу не переживаю».

«ВСЕ РЕКЛАМНЫЕ ПАУЗЫ БЫЛИ ЗАПОЛНЕНЫ ДО ОТКАЗА»

Коновалова ответила на несколько вопросов «БИЗНЕС Online» по поводу своего ухода.

— Нет ощущения, что еще многое можно сделать на ТНВ и есть куда расти?

— Есть. Как есть и люди, способные сделать очень многое для дальнейшего развития компании.

— Вы проработали здесь 12 лет. Какие обязательства и договоренности держали вас так долго?

— Скорее всего, задачи. Создать эффективную структуру по привлечению доходов, стать одними из лучших на медиарынке, делать из невозможного возможное.

— Имеете в виду выполнение плана, поставленного ТАИФом, при невысоком рейтинге канала?

— Мы называем рейтинг не низким, а скромным и перспективным. И очень любим «Гэллап» (TNS Gallup media прим. ред.), когда видим победоносные показатели. Роль ТАИФа глобальная. Благодаря топ-менеджменту мы стали хоть на чуточку клиентоориентированными, стали понимать, что любой бизнес, даже с серьезными социальными задачами, даже при многосложности содержания, языковых особенностях, должен быть успешным. И финансовое благополучие компании напрямую зависит от современности и качества теле- и радиопроектов. Государственный заказ — это ведь тоже заказ на качественный контент. Это такой же договор, где есть цена и перечень телерадиопрограмм.

— На рынке ходят слухи, что вопрос сферы влияния внутри команды ТНВ стоял и сейчас стоит особенно остро? Это так?

— Тема влияния, скорее всего, волнует руководителей, когда рассматривается годовой бюджет СМИ. А у нас, как в любом деле, результат на поверхности. Включите телевизор, посмотрите. Все влияния и лоббизм на экране в цветном изображении. Зрителей не обманешь: есть качество продукта, ценность, цена, вкус, сила бренда, имя руководителя и спрос покупателя. Телевидение — это тоже покупка телезрителями любимой передачи, любимого телеканала, такой обмен собственного времени жизни на любимых ведущих, телепроекты, получение информации и эмоций.

— По-вашему, это есть на ТНВ?

— Нет же цели заставить людей смотреть только ТНВ. Выбрать по душе что-либо каждому можно однозначно. Иначе бы не были заполнены до отказа все рекламные паузы на канале.

РЕКЛАМНЫЕ ДОХОДЫ — 8 - 9 МЛН. РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ

Уже известно, кто заменит Коновалову на посту. Новым командиром телеканала станет заместитель коммерческого директора по ТВ Эльвира Сайганова. «Она знает весь процесс и компанию. Сайганова выпускницей пришла офис-менеджером, затем работала маркетологом, руководителем отдела маркетинга, потом отдела продаж», — считает логичным такое решение Коновалова.

На плечи сменщика Коноваловой лягут непростые задачи. Хотя понятно, что роль ТНВ в развитии культуры и языка татарского народа цифрами не измеришь, но по «смотрибельности» он всегда был в аутсайдерах, по крайней мере, в столице Татарстана. Согласно данным, предоставленным компанией TNS Russia, по аудитории 4+ в Казани доля ТНВ в 2011 году составила 1,8% от всех телезрителей, в 2012 — 2,5%, а в 2013 — всего 1,6%.

Эльвира Сайганова
Эльвира Сайганова

В распоряжении редакции «БИЗНЕС Online» оказались и свежие данные измерений TNS по Казани за период 13 - 19 октября. Доля ТНВ в этот период была самой маленькой среди конкурентов: 1,65% при самом продолжительном вещании среди местных медиа — более 22 часов. Для сравнения: у «Эфира» — 9,1% аудитории при длительности в 5 часов, у ТК «Казань» − 2,2% при длительности в 2 часа 55 минут, и 4,4% у ГТРК «Татарстан» при длительности всего в 54 минуты...

Как следует из отчетности за 2013 год, главный финансовый поток ТНВ по-прежнему состоит из поступлений по линии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Так, государство перечислило холдингу в 2013 году 298,4 млн. рублей (69% от всех поступлений). При этом если радио поддерживали только на 31%, то телевидение — на 71% (спутниковое вещание «ТНВ-Планета» — на все 92%). Есть еще и безвозмездные субсидии, они обозначаются в строке прочих доходов. В 2013 году компания получила помощь от государства в размере 97,33 млн. рублей — почти на уровне 2012 года.

Структура коммерческих доходов ТНВ является тайной за семью печатями, топ-менеджемент не комментирует эти показатели. Но известно, что это не только реклама. Неплохую выручку всегда давала сдача в аренду передвижных телевизионных станций, подготовка телепередач для различных министерств и ведомств. «Рекламные доходы ТНВ составляют в районе 8 - 9 миллионов рублей в месяц. Пиковые значения — 10 - 15 миллионов рублей. В год от рекламы приходит примерно 130 миллионов рублей», — рассказал наш источник, знакомый со структурой доходов ТНВ.

«ЗРИТЕЛЯ ИНТЕРЕСУЕТ КОНТЕНТ ПО ЗАПРОСУ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» уход со своего поста коммерческого директора ТНВ.

Армандо Диамантэ — экс-директор челнинского подразделения ТК «Эфир», директор русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны):

— Марина — грамотный специалист. Я хорошо с ней знаком и высоко ценю. Она была патриотом своего телеканала, человеком, который хорошо разбирается в своем деле. Поэтому в определенном смысле я считаю, что для ТНВ это потеря. Раз она уходит, значит, так решила. ТНВ — это очень трудно продаваемый продукт, но в целом она, конечно, справлялась.

Дело в том, что телевидение меняется, меняются формы, взгляды, а иногда у менеджмента взгляд бывает зашоренный, поэтому периодически необходимо обновление. Все время нужно реагировать на какие-то изменения. Есть падение рейтинга телевидения среди молодежи в связи с появлением интернета, различных интерактивных форм. Поэтому телевидение должно полностью соответствовать, текущему времени, должно быть интересным. Как только будет интересным — будет и рейтинг. Нельзя заставить людей смотреть пусть и правильные программы, но неинтересные.

Андрей Ермолаев — генеральный директор рекламного агентства Global Media:

— Я сталкивался с Коноваловой, когда работал в газете «Вечерняя Казань». Когда шла подписная кампания, нам было необходимо эфирное время, поэтому мы сотрудничали. Она хороший человек.

Думаю, сейчас рейтинги падают не только у ТНВ, а у многих масс-медиа ввиду того, что приходит интернет. Обыкновенного зрителя сегодня интересует контент по запросу. Поэтому сидеть и ждать, чтобы посмотреть свою любимую передачу... По-моему, век телевидения начинает потихоньку сворачиваться. Это общая проблема всех телеканалов — и ТНВ, и «Эфира», и центральных телеканалов. Деловые люди, люди из политики интересуются информацией в интернете, где она оперативна. Так что падение рейтинга связано не с самим телеканалом, а с общей ситуацией.

Лейсан Дусаева — актриса и телеведущая:

— Я шокирована этой новостью! Да, на любой телекомпании существует текучка, но это чаще всего корреспонденты, операторы, монтажеры... Всегда есть «костяк», на котором все держится. И Марина Александровна из их числа. Она очень многое сделала для ТНВ, искренне любила канал, переживала за все, что там происходило. Марина Александровна не просто зарабатывала деньги для канала, она для многих сотрудников была творческим наставником. Я сама не раз приходила к ней за советом. Она умеет и поддержать, и вдохновить. У нее прекрасное чутье на людей, на ситуации, на будущее. Она умеет сплотить коллектив. Всегда радовалась, глядя на дружный коллектив коммерческого департамента ТНВ. Она неравнодушная, а это очень важно. Мне сложно судить, что сейчас происходит на ТНВ, я уже год там не работаю и с мая этого года живу в Москве.