А. Ситников. Конструкция. Холст, темпера, дерево, бумага, металл, кожа. 2014 г. Москва
А. Ситников. Конструкция. Холст, темпера, дерево, бумага, металл, кожа. 2014, Москва

АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕЙНСТРИМ

Программа мероприятий, сопровождающая выставку в Казани, была насыщенной — кроме традиционных пресс-конференции и вернисажа, состоялись награждение лауреатов премии Николая Фешина, круглый стол, посвященный проблемам современного искусства, семинар по правовому обеспечению творческой деятельности. Выставка «Красные ворота» проходит не первый раз, однако впервые в ее названии появилась вторая часть, метафорически раскрывающая пафос кураторского высказывания. Назвав свою выставку «Красные ворота/Против течения», организаторы проекта декларируют некое противодействие художественному мейнстриму (англ. — основной поток), под которым понимается массовое, преобладающее направление.

В понимании авторов проекта, сегодня мейнстрим — это современное/актуальное искусство. Как считают художники-академисты, искусство это поверхностное и неглубокое и, самое главное, непрофессионально исполненное. Еще хуже то, что оно, по мнению академистов, сегодня мощно поддерживается обществом и меценатами, оставляя профессиональных художников-реалистов на обочине процесса распределения средств. Это послание неоднократно звучало и на пресс-конференции, и на круглом столе, состоявшемся на следующий день после вернисажа.

Ю. Винтер. Андерковер. Холст, масло. 2013 г. Москва
Ю. Винтер. Андерковер. Холст, масло. 2013, Москва

В общем, налицо были и явная обида на ушлых современных художников, купающихся в достатке, и презрение к художественной ценности их произведений, и желание взять реванш, доказав на деле, что советская реалистическая академическая школа еще жива и еще потрясет мир своими высокопрофессиональными и высокодуховными шедеврами.

Презирая современное искусство, организаторы антимейнстримной выставки тем не менее подсмотрели новые технологии и форматы проведения «проектов», как в 1990-е годы стало модным называть художественные выставки, и озаботились «концепцией». Раньше ничего этого в советское время не было. Подготовка к выставке происходила так: собирался в Союзе художников выставком, состоявший из уважаемых заслуженных художников, отбирались работы, которые сначала экспонировались в своем региональном зале, а потом отправлялись на зональные или союзные выставки в Москву.

О.В. Тобрелутс. Красная собака. Холст, масло. 2009 г. Санкт-Петербург
О. Тобрелутс. Красная собака. Холст, масло. 2009, Санкт-Петербург

«НА САМОМ ДЕЛЕ, ЗАТЕЯ СТРАННАЯ»

В принципе, так была собрана и эта выставка, только отбор был сложный. Поскольку в выставке принимают участие художники из 12 регионов, отборочной комиссии пришлось просмотреть более 6 тыс. произведений 500 художников, чтобы выбрать самые ценные. Но сложность заключалась не в объеме работы, а в оценке соответствия поданных работ заявленной концепции. Кураторский замысел ошеломляет и потрясает. Как пишет в тексте, сопровождающем выставку, заслуженный деятель искусств, заведующий отделом русского искусства Саратовского государственного художественного музея им. Радищева Ефим Водонос, «не знаю, к кому в голову пришла эта необычная и плодотворная идея использовать в качестве программы очередной конкурсной выставки «Красные ворота/Против течения» гениальный познавательный замысел основателя всей современной педагогики Яна Амоса Коменского, который додумался использовать визуальное сопровождение всех изучаемых предметов и понятий».

А.В. Учаев. Над обрывом. Холст, масло. 1991 г. Саратов
А. Учаев. Над обрывом. Холст, масло. 1991, Саратов

На самом деле, затея странная. Замысел чешского педагога Коменского заключался в создании иллюстрированной энциклопедии для маленьких детей, в которой все объекты живой и предметной среды, окружающей ребенка, были структурированы, тематически разделены на 150 блоков. Книга «Мир чувственных вещей в картинках», выпущенная в середине XVII века в Нюрнберге — широко известное издание, одна из первых иллюстрированных энциклопедий.

Такую же энциклопедию для взрослых зрителей попытались создать устроители выставки, концептуально базируясь на труде Коменского. Только теперь они задумали создать новый, современный визуальный ряд, соответствующий сознанию человека XX - XXI века. Впервые проект, связанный с этой книжкой-азбукой, прошел в 1997 году в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Тогда кураторы проекта дали задание участникам проекта художественно осмыслить и «проиллюстрировать» век XX. Теперь пришел черед XXI века.

К.В. Худяков - руководитель проекта
К. Худяков – руководитель проекта «Красные ворота/Против течения»

НЕВООБРАЗИМАЯ СТИЛИСТИЧЕСКИ-ЖАНРОВАЯ МЕШАНИНА

Как пишет в своем тексте один из генераторов этой идеи, руководитель проекта председатель Поволжского отделения Российской академии художеств Константин Худяков, «с 2013 года ежегодно при помощи жребия разыгрываются 10 из 100 объектов, которые становятся поводом для создания одноименных произведений изобразительного искусства и литературы. Для 2014 года определены следующие 10 тем: «Жажда и голод», «Животные», «Летающие», «Натюрморт», «Охотник и жертва», «Пейзаж», «Пресмыкающиеся», «Растения», «Обитатели рек и морей», «Существо (нечто)».

В тексте Худякова заявлено, что «ощущение окружающего мира у современного человека (в том числе у художника) представляет собой калейдоскоп, как правило, не связанных друг с другом фрагментов». А целью проекта является «попытка средствами изобразительного искусства обратить внимание на фундаментальные человеческие ценности, на необходимость уяснения наиважнейшего положения о том, что мир представляет собой единое целое, где все элементы связаны друг с другом множеством качеств и понятий, где все взаимозависимо и неповторимо».

А. Гарунов. Гости Вавилона. Холст, акрил, ковер. 2014 г., Москва
А. Гарунов. Гости Вавилона. Холст, акрил, ковер. 2014, Москва

На деле же происходит обратное — экспозиция выставки представляет собой невообразимую стилистически-жанровую мешанину, в которой произведения художников соцреалистической закваски соседствуют с работами ведущих представителей московско-питерской актуальной сцены, формально хоть и являющимися живописными полотнами, но фактически чуждых академической эстетике. Так, например, было странно увидеть работы московских художников Дианы Мачулиной и Аладдина Гарунова, петербургской художницы Ольги Тобрелутс — представительницы знаменитой Новой Академии, организованной лидером богемного сообщества Петербурга 1980 - 2000-х годов Тимуром Новиковым, в одном экспозиционном пространстве с работами казанских и ульяновских соцреалистов, таких, как Фиринат Халиков и Виктор Сафронов. Трудно объяснить, не только то, что побудило актуальных художников принять участие в этом конкурсе, но и критерии конкурсного отбора, ведь сами устроили выставки отрицают художественную полноценность современного искусства, тем не менее привлекая к своему проекту громкие «актуальные» имена.

ЭТОТ ПРОЕКТ — СОЦИАЛЬНАЯ ЗАБОТА

Словом, налицо очевидное противоречие целей и задач художников-академистов, заложивших в проект одни идеи, а на деле реализовав иные. Отрицая современность и апеллируя к традиции, они тем не менее премию Фешина, вручаемую по итогам конкурса в Казани, позиционируют как премию «в сфере современного изобразительного искусства». К слову, логичнее было бы связать подобную премию не с именем Фешина, а с именем одного из представителей казанского авангарда 1920-х годов, например, с именем Константина Чеботарева, Александры Платуновой или Фаика Тагирова — по аналогии с российской премией имени Василия Канадинского, так как понятие «современное искусство» восходит прежде всего к абстрактным и футуристически-конструктивистским экспериментам в искусстве первой четверти XX века.

В.Ю. Грачев. Антоновские яблоки. Холст, масло. 2008 г., Н. Новгород
В. Грачев. Антоновские яблоки. Холст, масло. 2008, Н. Новгород

Кстати, лауреатами премии им. Фешина, впервые в этом году учрежденной правительством Республики Татарстан, стали 8 художников: казанцы Александр Артамонов, Газиз Губайдуллин, Ирик Мусин, москвичи Станислав Морозов, Леонид Семейко, Алексей Князев из Самары, Виктор Сафронов из Ульяновска и Вячеслав Цай из Самары.

Часть из них к академической традиции не имеет никакого отношения. Надо сказать, что и сами художники-академисты основательно запутались в своих сентенциях, выдавая представленные в экспозиции сюрреалистические произведения за реалистический академизм. Очевидно, что они находятся в состоянии профессиональной растерянности, путая терминологию, стили, виды и жанры, что проявилось во время круглого стола, когда обсуждались проблемы влияния искусства авангарда на современное искусство.

З.К. Церетели. Все жду и жду. Холст, масло. 2013 г. Москва
З. Церетели. Все жду и жду. Холст, масло. 2013, Москва

Потеряв советский государственный заказ, когда были определены шаблоны тем и разработана иконография образов, прежде всего связанных с производственно-крестьянской проблематикой, художники-академисты старшего поколения явно не знают, какие темы и герои соответствуют настоящему времени. Злясь на ловких и бездуховных современных художников, при этом не зная ни самого современного искусства, ни его теоретических азов, они иллюстрируют заново детскую азбуку XVII века.

На самом деле, этот проект стоит оценивать не как эстетический манифест, а как социальную заботу. Взяв за основу книгу Коменского, Худяков попытался направить своих заблудившихся коллег по новому пути, дать им новые темы и сюжеты. Цель благая, правда реализация ее неоднозначная.

Гузель Файзрахманова
Фото автора