«ВСЕ ОБАНКРОТИВШИЕСЯ КОМПАНИИ СТРОИЛИ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИНЦИПУ ФИНАНСОВЫХ ПИРАМИД»

— Главное событие туристического рынка в этом году — это крах и разорение целого ряда туроператоров в ходе летнего сезона. Как вы оцениваете причины этих событий?

— Суть в том, что большинство федеральных операторов, работающих на массовых направлениях, последние годы работают в убыток. Эти направления убыточны изначально, и операторы знают, на что идут.

Причин происходящего много. Самая главная — очень большая конкуренция. Поначалу у операторов появлялись иллюзии, что, демпингуя, они отвоюют себе часть рынка, конкуренты уйдут, а они потом плавно поднимут цены, и все будет хорошо. Но в реальности, как только уходил один конкурент, на его место приходил другой, и начиналось все то же самое. Неубыточным направлением для Татарстана, наверное, была только Турция, потому что наша республика изначально ориентирована на отдых в этой стране. Такая тенденция складывалась десятилетиями, начиная с 1990-х годов.

Туроператоры массовых направлений вынуждены брать чартеры на весь сезон и контрактировать номера в отелях. Если турист не заехал на эти места, деньги сгорают. Чтобы отбить хотя бы какие-то деньги, операторы на определенных направлениях изначально закладывают цену тура ниже себестоимости (особенно это касается низкого сезона), надеясь заработать в высокий сезон. Но высочайшая конкуренция в последние годы не позволяет работать с положительной рентабельностью и в высокий сезон. Таким образом, в среднем каждый отправленный турист приносит убыток. В этой ситуации кто меньше отправил, тот меньше пострадал. В этом бизнесе все поставлено с ног на голову.

— А в мире тоже так?

— Конечно, нет. В России это даже трудно назвать рынком, потому что рынок предполагает наличие правил. А правил нет: кто захотел заниматься туризмом, тот и занимается.

Что касается страхования, то изначально все было задумано правильно: каждый оператор должен страховать свои финансовые риски, иметь финансовую гарантию. Но крупные туроператоры страхуют примерно одну десятую часть своих рисков, а мелкие — 300 процентов, потому что минимальная сумма страхования — 30 миллионов рублей.

— Каковы другие причины?

— Это только кажется, что операторы просто так идут на убытки непонятно почему. На самом деле, каждый человек, отправленный за границу, берет хотя бы одну экскурсию. Каждая экскурсия приносит принимающей фирме чистый доход в среднем в 30 евро — это наличные неучтенные деньги. У первой пятерки операторов средний объем — миллион человек в год. Таким образом, люди получают 30 миллионов евро неучтенных денег. Ну, пусть разорилась компания, но у нее есть деньги за границей. И, как видим, за все эти банкротства еще никого не привлекли к ответственности. Если бы в свое время привлекли к уголовной ответственности руководителей «Капитал-тура» и «Ланты-тура», российский туризм сейчас имел бы совершенно другой вектор развития.

Все обанкротившиеся компании строили свою деятельность по принципу финансовых пирамид. Есть убыток — его можно компенсировать за счет прибыли. Но прибыли нет. Еще можно компенсировать за счет привлечения денег будущих туристов, однако эта схема работает только при росте объемов, а в этом году идет спад рынка. Еще одним источником покрытия убытков является несвоевременная оплата долгов принимающей компании. Это колоссальные задолженности наших операторов. Происходят различного рода манипуляции — приходят к принимающей стороне и говорят, мол, мы должны вам 100 тысяч долларов, давайте перенесем эту сумму на следующий год или заплатим сейчас, но только 50 тысяч.

На все это наложилась еще одна проблема: из-за санкций туроператорам стало весьма проблематично перекредитоваться в российских банках.

Есть долги туроператоров по чартерным рейсам авиакомпаниям, о которых мы ничего не знаем. Например, «Лабиринт» рухнул в самый пик сезона только потому, что «Оренбургские авиалинии» прекратили летать. Никто ничего не может понять в этих перекрученных схемах.

В этом году наложилось несколько причин: накопление больших долгов, спад рынка, сильное влияние изменений курса валют, а также запреты на поездки работников силовых структур. Последнее сильно сказалось. Всего по России их насчитывается примерно 4,5 миллиона вместе с семьями. Поэтому посыпались те компании, у которых финансовая «подушка» была небольшая. Есть и еще одна проблема: если туроператоры будут страховаться на полную сумму, ни одна страховая не захочет их страховать в силу непрозрачного ведения бизнеса. Когда многие годы все делалось неправильно, очень трудно начать делать все правильно.

Казань значительно затронул только крах «Лабиринта».

— Сколько ваших туристов пострадали из-за ситуации с «Лабиринтом»?

— 25 туристов на 1,5 миллиона рублей. Мы возвращаем своим туристам все 100 процентов стоимости. На этой неделе мы закончим возврат половины стоимости, и со всеми оговорена схема, как будет погашаться вторая половина.

Мы возвращаем все деньги, потому что уже давно создавали в компании фонд на случай кризисных ситуаций. В бизнесе в любом случае должен быть резервный фонд. Например, в предыдущий кризис в 2008 году в месяц не было ни одной заявки, а сотрудникам нужно платить зарплату.

Своим коллегам по рынку я бы посоветовал вернуть как минимум комиссию агентства. Нужно делить с туристами это бремя финансовых потерь. Но кроме желания нужно иметь и финансовые возможности.

«ТЕ, КТО ЕЗДЯТ ОТДЫХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ, ВРЯД ЛИ ПОЕДУТ ОТДЫХАТЬ В СОЧИ И КРЫМ»

— Каков ваш прогноз? Могут ли дальше «посыпаться» другие крупные туроператоры?

— Вряд ли кто-то рухнет в ближайшее время, но у всех настолько непрозрачная финансовая документация, которую еще и нельзя посмотреть, что невозможно сделать никаких выводов.

Не стоит особо доверять слухам, которые ходят на рынке. Пока нет никаких признаков, что крупнейшие операторы могут рухнуть. Все-таки это большие компании, входящие в пятерку — «Пегас», «Библио-Глобус», TezТour, Coral Тravel и «Натали турс». Они пока держат очень большой объем рынка России. Каждый из данной пятерки отправляет ежегодно как минимум миллион туристов. Есть другие крупные компании, но они несопоставимы по объему с теми, кого я перечислил.

— Но если все это пирамида, как вы говорите, значит она должна рухнуть?

— Сейчас, когда прозвенели первые звоночки, законодатели озаботились ситуацией и пытаются привести ее в порядок. Крупнейшие туроператоры, как правило, являются многопрофильными холдингами, владеющими различными бизнесами, отелями и авиакомпаниями. Имея иностранные корни, им значительно проще и дешевле получать кредиты в иностранных банках. И хотя сейчас не видно никаких реальных предпосылок для их банкротств, случись они, никто не удивится. Кроме этого, надо четко понимать, что туристический бизнес разделяется на две большие части — это туроператорский бизнес (компании, которые формируют туристический продукт) и турагентский бизнес (реализует турпродукт). Это совсем разные виды бизнеса, и получается, что вход на этот рынок открыт для любого.

В Казани, по приблизительным оценкам (реестра не ведется), сегодня работают порядка 700 - 800 турагентств. Если поделить 120 тысяч выезжающих за границу туристов, то получится не так уж и много на каждое агентство.

Всю ситуацию на рынке спровоцировали в том числе и туристы, это совершенно очевидно. Жадность приводит к тому, что люди ищут, где подешевле, а на надежность никто не смотрит. Туристы поспособствовали тому, что появилось огромное количество небольших турагентств. А они, в свою очередь, поспособствовали появлению авантюристов-туроператоров. И туристы даже не задумываются, как недельная путевка может стоить 200 долларов вместе с авиаперелетом!

Если сейчас поменяется законодательство и будет усложнен вход на рынок, появится контроль за рынком, — в чем лично я сомневаюсь, — и туроператоры будут вынуждены страховать свои риски на положенную сумму, тогда что-то поменяется. Еще важно, чтобы была возможность ознакомиться с финансовыми документами турагентств. Некоторые турагентства не знают, что такое бухгалтерия. 90 процентов работают за наличные, и, естественно, нет затрат на бухгалтерию, налоги не платятся. С ними вынуждены конкурировать те, кто все платит.

Нас еще ждут банкротства турагентств — все это впереди. Планируется вводить финансовые гарантии для агентств. Есть законопроект о получении банковской гарантии на 500 тысяч рублей. Банк попросит посмотреть баланс и попросит положить депозит на эти 500 тысяч. А откуда у агентств 500 тысяч и тем более баланс? В этом случае многие будут вынуждены уйти с рынка. Если законопроект не будет принят, большая часть турагентств все равно уйдет с рынка. Если количество туристов падает на 40 процентов, на всех их не хватит.

— В СМИ публикуются разные версии происходящего. Высказывают даже версии о том, что рынок начали специально рушить из-за санкций, чтобы россияне меньше ездили за рубеж. Что думаете об этом?

— Те, кто ездят отдыхать за границу, вряд ли поедут отдыхать в Сочи и Крым. Думаю, в этой ситуации государство совершенно ни при чем. Все это должно было произойти.

Все это еще мелочи. «Лабиринт» — не самая большая компания. Представляете, что будет, если «упадет» кто-то из пятерки?

«У нас работают профессиональные кадры. Есть молодые сотрудники — хорошая молодежь. В среднем стаж работы сотрудников в компании — 10 лет»

— Верите, что россияне будут отдыхать в Крыму и Сочи? Эти направления выстрелят?

— Данные курорты имеют своих туристов. Крым и Сочи — совершенно разные курорты. Сочи — это место, куда можно легко доехать на машине. Если жить там в частном секторе, это дешевый отдых. К Олимпиаде в регионе было построено очень много отелей, и туристы будут туда ездить, потому что стоимость отелей очень сильно понизилась. Поток в Сочи, наверное, будет увеличиваться, но считать его пляжным курортом можно с большой натяжкой, потому что городские пляжи плохие. Собственные пляжи дорогих отелей, конечно, в порядке.

Крым — это совсем другая история. Это очень хороший курорт с прекрасной природой, климатом, но 23 года там ничего не развивалось. К этому накладывается проблема с перевозкой: на машине доехать туда практически невозможно, а столько самолетов симферопольский аэропорт, конечно, не примет. Когда будет решена транспортная составляющая и будет наведен порядок, это будет замечательное место. Но должно пройти некоторое время. Для пляжного отдыха Крым — прекрасное место.

— Сколько времени должно пройти, чтобы привести Крым в порядок?

— Это больше вопрос не экономический, а геополитический. Будет видно, как будут давить с санкциями. Что-то делается, денег в Крым будет закачано очень много. Нужно будет разобраться с хозяевами отелей, много вопросов лежит в юридической плоскости. Пока все юридические вопросы не будут решены, никто из частного бизнеса не будет вкладывать туда свои деньги.

«С ТУРЦИЕЙ НЕ МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ НИ ОДНО НАПРАВЛЕНИЕ»

— Кто сегодня основные игроки туристического рынка в Татарстане?

— Есть три основных казанских туроператора по выездному туризму — наша компания, «Персона грата» и CompanionSP. Что касается агентств, крупных основных компаний побольше — «Интурцентр», «СТЕН», «Спутник», CompanionSP, «Салават», «Казань-Интур», «Персона грата», «Магеллан». Есть 20 компаний, которые давно работают на рынке. Но на рынке нет ни одной компании, которая занимала бы 10 процентов рынка.

— На сколько процентов в этом году уменьшился поток выезжающих туристов из Татарстана за границу?

— Думаю, Татарстан не отличается от всей России. По оценкам, спад составил примерно 40 процентов. В нашей компании спад по итогам сентября составил 26 процентов по людям. Спада по деньгам нет в силу роста курса валют.

— Как долго будет восстанавливаться рынок?

— Все зависит от общего положения в стране. Конечно, рынок восстановится. Такая ситуация не продлится долго. Мы пережили уже много кризисов.

— Какие направления были самыми популярными у татарстанцев в последние несколько лет?

— Летом это, конечно, Турция, с которой по объему не может конкурировать больше ни одно направление. После Турции обычно шла Греция. В Египет в последние два года сильно упал поток из-за революции, неспокойной обстановки. Люди боятся туда ехать и правильно делают.

Мы сами как операторы ориентируемся на Европу. По Италии, Чехии, Венгрии и Израилю мы давно занимаем лидирующие позиции в Казани. Это хорошие, комфортные страны. Помимо прочего, мы специализируемся на оздоровительном отдыхе, и все больше людей едут на курорты с термальными водами, оздоровительными грязями. С каждым годом спрос на такие туры растет.

— Сколько человек едут в Турцию ежегодно?

— Если считать по турам, которые формируются из Татарстана, в Турцию летают до 75 процентов всех выезжающих за границу на отдых. По моим подсчетам, это около 100 тысяч человек из Казани. С мая до конца сентября из Казани летает по три рейса в день, Турцию продают все крупные туроператоры.

Турки сами в большой степени ориентированы на наш рынок. Когда их правительство пыталось отменить all inclusive, ничего не получилось. Наши бы сразу перестали ездить. Когда каждый год из России в Турцию едет пара миллионов туристов, это, конечно, значительно влияет на турецкую экономику. При этом в Турции недешевый отдых. Помимо всего прочего есть и попутные доходы — магазины, экскурсии.

— Что привлекает туристов больше всего в Италии, Чехии, Венгрии, Израиле?

— 80 процентов наших туристов, выезжающих в Чехию, останавливаются в Карловых Варах и Марианских Лазнях. Остальные выбирают недорогие туры в Прагу, комбинированные туры Прага — Вена, курорты Яхимов и Подебрады.

Италия — очень красивая страна. Есть простые экскурсионки — Рим, Венеция, Флоренция. Но Италия также интересна для совмещения различных видов отдыха. Например, неделю можно поплавать в круизе, затем сойти на берег и пожить неделю на Адриатике, если круиз идет из Венеции. Если идет из Генуи, можно неделю пожить в Лигурии или Тоскане.

Есть замечательные пляжные курорты на Адриатическом и Тирренском побережье. И очень большим спросом сейчас пользуются термальные комплексы, где реально можно поправить здоровье. Цена очень приемлемая.

Венгрия — это страна с прекрасными термальными курортами. На курортах Бюкфюрдо и Шарвар очень сильнодействующая вода. Целыми автобусами туда привозят людей со всей Европы с проблемами опорно-двигательного аппарата. Большой известностью пользуется курорт Хевиз. Как правило, лечение на курортах Венгрии туристы совмещают с экскурсиями в Будапешт, Вену и Братиславу.

Израиль — это курорты Мертвого моря и очень интересные экскурсионные программы.

«75% выезжающих из Татарстана туристов едут в Турцию»

— В связи с санкциями, последними событиями, изменилось ли отношение к россиянам в Чехии?

— У нас пока не было жалоб от туристов на плохое отношение к ним чехов. Наоборот, когда мы в июне этого года посещали Карловы Вары, Мариански Лазни и Прагу, владельцы отелей жаловались на значительное снижение потока из России и просили помочь с загрузкой. Особенно тяжелое положение сложилось в Карловых Варах, где отели многие годы были ориентированы на туристов из России.

«В ТАТАРСТАНЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК»

— Ударила по направлению отмена прямых рейсов из Казани в Прагу?

— Конечно, если бы был прямой рейс, объемы были бы гораздо больше. После отмены прямых рейсов авиакомпании «Татарстан» в Прагу туристы стали летать туда транзитными рейсами «Аэрофлота» и Turkish Airlines: обе авиакомпании летают ежедневно, имеют полный бизнес-класс и дают хорошие цены на билеты.

В Стамбуле у авиакомпании Turkish Airlines хорошая маршрутная карта по всему миру. Они нас выручают по Италии — благодаря им, мы можем доставлять клиентов практически во все уголки Италии. Используя их перелеты, мы делаем круизные программы из Генуи, Венеции, Чивитавекия (Рим) и Пизы.

— Удобны ли рейсы FinnAir? Через Хельсинки можно также лететь в другие страны.

— С FinnAir удобно летать в Северную Европу, Великобританию и США. К недостаткам стоит отнести отсутствие полного бизнес-класса на рейсах Казань-Хельсинки-Казань и короткие стыковки на обратном пути на многих европейских направлениях (55 минут — 1 час 10 минут).

— Почему, по-вашему, с казанского рынка ушла авиакомпания Lufthansa?

Не выдержала конкуренции с другими авиакомпаниями.

— Аэропорт хочет развивать китайское направление. Верите, что это будет интересно жителям республики?

— Переговоры еще только начинаются, вопрос не проработан серьезно. Совещание было совсем недавно, и оно больше говорит о намерениях. Наверное, это интересно, но Китай далеко. Насколько направление будет востребованно, время покажет.

Нормальные, удобные перелеты, слоты можно осуществить, только если летает свой национальный перевозчик. Такой компании у нас сейчас нет. Концепция развития «Ак Барс Аэро» пока не вписывается в международный туризм.

— Почему, на ваш взгляд, в Татарстане до сих пор не удалось создать национального перевозчика?

— Есть собственники, у которых есть свои мысли по развитию. Я не знаю, почему выбрали именно такие самолеты. Наверное, они планируют развивать перелеты на недалекие расстояния по России и получили нужные субсидии. Может быть, это выгодно, но это совершенно другой бизнес.

Конечно, в Татарстане должен быть свой авиаперевозчик с авиапарком, позволяющим обслуживать в том числе средне- и дальнемагистральные направления.

— Реконструкция аэропорта положительно сказалась на потоке?

— Конечно. Но в казанском аэропорту нет нормального зала для пассажиров бизнес-класса. Если республика планирует привлекать к перелетам в Казань серьезные авиакомпании, этот вопрос надо решать как можно быстрее. Хотя основной терминал сейчас в Казани очень неплохой.

«НОВЫЙ ГОД ПРОДАЕТСЯ ОЧЕНЬ ХОРОШО — ЛЮДИ УСПОКОИЛИСЬ»

— Куда татарстанцы ездят зимой? Что сейчас популярнее всего?

— Возрастает поток туристов в ОАЭ. Это направление стало даже не столько модным, сколько выгодным. Во-первых, сейчас в Эмираты летает FlyDubai и AirArabia. Это авиакомпании с новым самолетным парком, очень удобные. Лететь до Дубая недолго. ОАЭ конкурирует с Египтом в качестве основного зимнего варианта отдыха.

— У FlyDubai и AirArabia рейсы загружены?

— Сейчас на октябрь очень большая проблема с местами, хотя Fly Dubai летает четыре раза в неделю. На ноябрьские праздники уже практически все продано — это самый сезон, комфортная погода. Ноябрьские каникулы пользуются гораздо большим спросом, чем январские, потому что в январе есть проблема с погодой. Особо в новогодние каникулы в море не покупаешься.

— Что выбирают туристы на январские праздники?

— Едут и в Эмираты, и в Европу. Новый год сейчас продается очень хорошо, мы даже сами удивлены. После затишья в первой половине августа, когда люди действительно испугались, сейчас постепенно все успокаиваются. Хорошо продаются горнолыжные курорты. В основном, это Альпы — Франция, Италия, Австрия.

— Сегодня набирает популярность самостоятельное планирование путешествия — покупка авиабилетов, бронирование жилья без помощи турагентств. Составляет ли это какую-то конкуренцию агентствам?

— Конечно, составляет. Часть клиентов это оттягивает, но пока это нестрашно. Когда люди бронируют в оnline-системах, они не понимают, что это та же самая туристическая фирма, но в которую вы не можете прийти и посмотреть в глаза работникам. То есть можно продавать билеты в офисе, а можно через интернет. Они так же разоряются. Был случай, например, с разорением «Эвитерры», у которой был большой долг, было аннулировано 6 тысяч билетов.

Есть люди, которым просто нравится самостоятельно путешествовать. Для них это элемент творчества — сам себе все подобрал и поехал. И ни на кого уже не обижаешься — хочешь, не хочешь, но все нравится.

На Западе все системы оnline-бронирования работают уже давно, но турфирмы там живы.

«НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ НЕКУДА ЛЕТЕТЬ — ОНИ ВИДЕЛИ ВЕСЬ МИР»

— Как и кем была основана компания? С чего все начиналось?

— Мы работали в Казбизнесбанке с Мариной Князевой в отделе международных отношений. В 1996 году нам стало скучно. Мы подумали, что нужно сделать что-то свое. Месяца два подумали, разбирались в том, как работает бизнес. Туристических компаний в Казани было уже около 20. В январе 1997 года была основана компания. С того времени мы вместе и работаем на этом рынке.

«Раньше туристический бизнес в Татарстане был другой, так как на рынке не было федералов, и туристов было не так много»

— Как менялся рынок, ваша компания за эти 18 лет?

Объемы росли постепенно, с естественными падениями в кризисные годы (1998, 2008, 2009). Самым удачным был прошлый 2013 год. В этом году мы, наверное, выйдем на уровень 2012 года, хотя октябрь и ноябрь должны дать хорошие результаты.

Раньше бизнес был совсем другой. Во-первых, здесь не было федералов. И туристов не так много было. Ездили в Эмираты, Турцию. В Европу практически не ездили. С приходом на рынок федералов и западных авиакомпаний в 2005 - 2006 году, той же «Люфтганзы», бизнес поменялся и стал другим. Неоднократно менялось законодательство.

Сейчас у нас основная финансовая подпитка — это индивидуальные туры. Это совершенно безрисковый вид деятельности. Мы все делаем напрямую — у нас контракты с авиакомпаниями, отелями, принимающими сторонами.

— Каким был самый необычный индивидуальный тур? Может быть, кто-то ездил на Северный полюс, Гималаи?

— Гималаи — это не что-то экстравагантное. Люди и туда летают, и в Бутан, и в Непал. Заряжаются там чем-то — им так кажется.

Люди летают по всему миру, и у некоторых даже есть проблема с выбором — куда же полететь, потому что они посмотрели весь мир, а другого земного шара нет. Хорошим спросом пользуется Европа — там хорошо, все отлажено, вкусная еда, очень много достопримечательностей, спокойные люди.

Китаем тоже нужно заниматься. Мы регулярно отправляем туда людей как турагенты, но это индивидуальные туры. А сейчас, как я понимаю, стоит вопрос о том, чтобы придать этому направлению массовость. Самый главный вопрос — прямой перелет из Казани в Пекин или Шанхай. Если не будет прямого перелета, говорить о массовом туризме в такую далекую страну нельзя. Кроме того, нужно как-то решать визовый вопрос — оформлять китайские визы в Москве, а летать из Казани очень неудобно.

— Что включают в себя индивидуальные туры?

— Индивидуальные туры включают в себя то, что захочет турист. Многие берут напрокат машины — для этого у нас есть прямые контракты с компаниями по прокату автомобилей. Кто-то заказывает просто индивидуальный трансфер. У людей совершенно различные запросы.

Очень многие сейчас заказывают короткие туры — едут на оперу в Милан или Вену. Люди выбирают нужное им представление, а все остальное организовываем мы — билеты, перелет, проживание. Очень многие едут просто поужинать в хороших ресторанах с мишленовскими звездами. Правда, я не считаю, что мишленовские рестораны намного лучше просто хороших ресторанов.

— Заказывают поездки на подводных лодках?

— Есть экскурсии на подводных лодках. Например, в Израиле можно покататься на подлодке два-три часа — это совершенно стандартная экскурсия.

— Занимаетесь ли вы внутренним туризмом?

— Внутренним занимаемся. Отправить человека куда-то в России очень просто. Въездным почти не занимаемся. Этому есть много причин. Мы занимаемся бизнесом — направление, с которым мы работаем, должно приносить прибыль. Но въездной туризм нужно развивать. Периодически мы принимаем наших партнеров или туристов наших заграничных партнеров.

Если говорить о массовом въездном туризме, то им заниматься можно начинать только сейчас. Казань очень преобразилась, стала европейским городом с хорошей транспортной инфраструктурой, построено огромное количество отелей. Правда, им бы еще научиться работать не в условиях дефицита, а в условиях профицита. Есть Прага, которая по количеству населения примерно такой же город, как Казань, правда, там больше исторических достопримечательностей. И стоимость проживания в Праге дешевле, чем в Казани! И поесть там тоже дешевле — в хорошем, приличном кафе. Это ненормально, что у нас так дорого.

Когда все будет приведено к нормальному знаменателю и будут несколько снижены цены, тогда и можно говорить о массовом туризме в Татарстане. Но, конечно, важна транспортная составляющая — как попасть в Казань? Основной поток, который сюда едет, — это автобусные туры из близлежащих городов на день-два. Статистику они улучшают, но бюджет наполняют очень слабо. Аквапарком сейчас никого не удивишь, люди едут посмотреть красивый город. Мы думаем над этим, серьезно занимаемся вопросом. Торопиться в этом деле не надо.

— Вы как профессионал, как считаете, есть что посмотреть в Казани иностранцам?

— Конечно, есть. У нас интересный город. К сожалению, туры в Казань не могут быть длительными, поэтому нужно их совмещать.

— Болгар в этом плане интересен?

— С транспортной составляющей вопрос, по крайней мере летом, решен. Туда едут паломники. И для этого места надо разделять обычных туристов и паломников.

К сожалению, в Казани нет объектов размещения на природе. Я имею в виду не агротуризм. В агротуризм я, если честно, не верю. Привозить людей в деревню неинтересно... Туристы привыкли к определенному уровню сервиса и удобств.

А вот наличие нескольких санаторных комплексов высокого уровня недалеко от Казани, на мой взгляд, придало бы дополнительный мощный импульс для развития въездного туризма.

— Можно возить людей посмотреть на верблюдов на верблюжью ферму.

— В Эмиратах верблюды по улицам бегают, так что этим не удивишь.

«СИНГАПУР — ГОРОД НЕ КУРОРТНЫЙ, НО ЕЗДЯТ»

— Сколько у вас составляет средний чек на одного туриста и как он растет из года в год?

— В силу роста валют средний чек, конечно, растет. У нас средний чек на туриста — 64 тысячи рублей. Туры недешевые. Мы работаем с турами среднего и выше среднего уровня.

— Сколько стоил самый дорогой проданный вами тур?

— Позвольте не отвечать на этот вопрос. А вообще есть, например, Эмираты, где люди живут в фешенебельных отелях со стоимостью в сутки больше двух тысяч долларов. И живут не по неделе, а гораздо дольше. Есть дорогие Мальдивы, Маврикий.

— Насколько вообще популярны острова у казанцев?

— Мальдивы в последние два-три года очень популярны. Туда относительно недалеко лететь по сравнению с Карибами. Люди раньше летали туда через Москву, но сейчас с полетами FlyDubai стало еще удобнее.

— В Сингапур ездят?

— Сингапур — город не курортный, но ездят. Обычно поездку в Сингапур совмещают, например, с поездкой на Бали. В Сингапуре можно находиться 72 часа без визы транзитом, то есть посмотреть город за три дня. Также его можно совмещать с Гонконгом или Пхукетом.

— На какие месяцы в году приходятся пики активности туристов?

— Спрос сейчас идет практически постоянно. Легче назвать месяцы, в которые спрос минимальный — это с конца ноября до 20-х чисел декабря и со второй половины января до праздников 8 марта. Хотя в конце января и начале февраля хорошо идет горнолыжка.

Самый большой спрос в России и во всех странах, конечно, в августе. Так же хорошо, как август, продается сентябрь. В Турцию, например, лучше ехать в сентябре, когда самая сильная жара спадает.

Очень хорошо продаются майские праздники. Люди отдыхают с конца апреля до Дня Победы. Июль, октябрь — хорошие месяцы. Ноябрьские праздники, как всегда, тоже хорошо идут.

— Сколько в вашей компании составляет процент постоянных клиентов?

— 90 процентов. На улицу мы практически не работаем. Мы не заинтересованы в скачкообразном увеличении объемов, так как это ведет к потере качества.

«Количество постоянных клиентов компании - 90%»

— Сколько сотрудников работает в вашей компании?

— 13. Это очень профессиональные кадры. У нас есть молодые сотрудники — хорошая молодежь. В среднем стаж работы наших сотрудников в компании — 10 лет.

— Сколько составляет выручка вашей группы компаний?

— Консолидированная выручка за 2013 год составила порядка 239 миллионов рублей по всем компаниям.

«НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ РЫНКУ ТО, ЧТО НЕ ПРЕДЛАГАЮТ ДРУГИЕ»

— Где вы учились?

— Я учился в 131-й физико-математической школе. Затем учился на механико-математическом факультете — окончил в 1976 году мехмат Казанского государственного университета. Работал по специальности в радиотехнологическом институте, пока не началась перестройка. Проработал в банке три года, затем в 1997 году мы создали турфирму.

— Какие у вас увлечения?

— Времени ни на что не хватает, я работаю 6 дней в неделю по 10 - 11 часов. А вообще я мастер спорта по шашкам, был чемпионом СССР среди студентов. Но сейчас играю в шашки изредка по воскресеньям с компьютером.

— Где вы сами предпочитаете отдыхать?

— В Италии. Мне очень нравится эта страна, она комфортна, с хорошей кухней, вином. Люблю дегустировать итальянские вина. Там есть очень много небольших винодельческих ферм, выпускающих порядка 100 тысяч бутылок в год. Я люблю ездить в такие места. Италия — удивительная страна.

— Поделитесь секретами успеха в бизнесе.

— В бизнесе секрет только один — надо все делать правильно. Так, как написано в самых простых учебниках. Самое главное — понимать, что это бизнес, и надо относиться к нему, как к бизнесу. Нужно платить налоги, платить зарплату. Обязательно надо развиваться — предлагать рынку то, что не предлагают другие.

Самый главный актив любой туристической компании — это постоянные клиенты. Кроме того, каждый год мы открываем новое направление как туроператоры. Добавили к Италии Гарду — это очень красивое озеро в пригорье Альп. Будем комбинировать, например, экскурсионку с Гардой. В следующем году планируем активно заниматься французской провинцией — Провансом.