Рафгат Алтынбаев (в центре)
Рафгат Алтынбаев (в центре): «Вместе с полномочиями нужны и средства»

«ПОЛНОМОЧИЯ БЕЗ СРЕДСТВ — ПУСТОЙ ЗВУК...»

Рафгат Алтынбаев — глава администрации Набережных Челнов в 1990 - 1999 годах, накануне в рамках проекта «Деловой обед для первых лиц» поделился с челнинскими предпринимателями своими соображениями по поводу системы местного самоуправления и места в ней бизнеса. Главным посылом встречи со стороны Алтынбаева и второго гостя встречи, начальника отдела поддержки предпринимательства исполкома Радмира Беляева, стал механизм взаимопомощи между местным самоуправлением и бизнесом. Тема эта получила резонанс после того, как на сентябрьском заседании координационного совета общественности теперь уже бывший мэр Василь Шайхразиев заявил о планах по связке бизнеса с созданным им советом территорий.

ТОСы, по плану Шайхразиева, будут финансироваться бюджетом, но при этом выстраивать взаимоотношения и с предпринимателями на своих территориях, для чего им дается некий мандат от муниципалитета с неопределенными полномочиями. Алтынбаев как член координационного совета общественности тогда сместил акцент в вопросе финансирования в направлении от бюджета к средствам предпринимателей. Он призвал четко разграничить полномочия народной и муниципальной власти и заявил, что «хозяев на территориях должно быть как можно больше, но каждый должен знать свои роль и место». Также он отметил, что для движения в любом случае придется «скидываться по копейке» — так устроено во всем мире. На деловом обеде Алтынбаев, по сути, развил свои суждения.

«Всякая власть тем или иным образом пытается втянуть людей в общественную жизнь, — начал Алтынбаев. — В свое время Василь Гаязович вышел с инициативой о создании территориальных органов самоуправления. Я эту идею, естественно, поддержал. Она, в общем-то, не нова, в России достаточно городов, которые педалируют эту тему так или иначе. Мы в Совете Федерации пытались все это внедрять, я, по сути, был родоначальником закона о местном самоуправлении. Но вся проблема в том, что вместе с полномочиями нужны и средства. Иначе все — пустой звук. Поэтому я был категорически против принятия последней редакции без закона о финансовом обеспечении местного самоуправления. Сейчас вроде есть попытка каким-то образом из бюджета города финансировать эти органы. Но, конечно, на местах активные люди должны сами помогать обустраивать жизнь. Потому что можно день, другой походить с лопатами, а на третий возникнет вопрос: что дальше?»

Напомним, что после руководства городом и поста замминистра сельского хозяйства РФ Алтынбаев стал представлять в Совете Федерации Татарстан (а позже — Рязанскую область) и в 2001 - 2003 годах возглавлял комитет СФ по вопросам местного самоуправления.

Координационный совет
Координационный совет

«КОГДА Я БЫЛ МЭРОМ...»

Отметим, что после ухода Шайхразиева из Челнов созданный им координационный совет остался без председателя. Выступая на вчерашней встрече, Алтынбаев, по сути, подхватил упавшие вожжи, и можно было бы увидеть в его лице преемника Шайхразиева в вопросах самоуправления. Однако на прямой вопрос он ответил, что, по его мнению, эстафету суждено принять руководителю исполкома Наилю Магдееву. «Наиль Гамбарович — достаточно инициативный и творческий человек, я давно его знаю. Я думаю, у него получится. Думаю, так и будет».

Говоря о финансовой ответственности предпринимателей перед жителями города, спикер аккуратно настраивал аудиторию на осознание некого компромиссного баланса. С одной стороны, он говорил, что нельзя видеть в предпринимателях «дойных коров», как сегодня обстоит, поскольку человек, организовавший свой бизнес, уже дает социальную поддержку своим работникам. C другой стороны, для органов самоуправления ждать денег от власти тоже неправильно. При том, что задачей самоуправления является воспитание хозяйского отношения к своей территории, говорить людям, что они хозяева, строго воспрещается.

«Если говорить председателям ТОСов, что они хозяева, это ни к чему хорошему не приведет. Есть люди, которым слово «хозяин» вообще нельзя говорить, их несет. Поэтому я считаю, что задача координационного совета — в первую очередь пообщаться по-человечески с бизнесом. Когда органы местного самоуправления создавали, им сразу сказали: вы будете приглашать директоров, обсуждать перспективы взаимодействия, — напомнил Алтынбаев. — Но я говорю, что прежде всего люди должны прийти к мнению. Предприятие само должно изъявить желание что-то сделать. Когда я работал мэром, все было так же, денег всегда не хватает — у вас, у нас, у города. И было время, когда возникли серьезные проблемы с обеспечением старшего поколения и инвалидов. Довольно много людей остаются в старости без помощи детей, и для них в республике появился дом ветеранов. Как-то я туда приехал посмотреть, как они живут. Меню скудное, телевизора нет. Тогда я собрал автобус руководителей, привез их туда, показал и говорю: «Что будем делать дальше?» Вот тогда они и сказали: «Рафгат Закиевич, это святое». Два или три телевизора сразу появились. И потом, когда приезжал Минтимер Шарипович (Шаймиев — первый президент Татарстана — ред.), мы съездили, посмотрели. У них там и молельные комнаты появились и для мусульман, и для православных. У людей появилась возможность жить созидательно».

Вторым примером Алтынбаев привел дом ребенка. Он рассказал, как ответственность за сирот распределил по предприятиям, как были открыты сберкнижки на каждого ребенка, чтобы по выходу из школы они могли одеться-обуться, доехать до института, поступить и какое-то время прожить на средства благотворителей. Но чтобы это реализовать, Алтынбаев точно так же показал бизнесменам, для чего нужны их средства, и это решило вопрос.

«Мне всегда хотелось, чтобы городские предприятия были равны — что малые, что гиганты, — рассказывал Алтынбаев. — Еще до того, как КАМАЗ сгорел, я думал о том, как выстроить отношения с малым бизнесом, чтобы увеличить поступления в бюджет. Я поставил себя на место бизнесмена и написал все, что мне нужно для развития. Затем перевернул лист и ответил как мэр, что из этого я могу дать. Когда я все продумал, то решил на три года освобождать от налогов начинающих предпринимателей. Для тех, кто запустил бизнес, но затрудняется перевалить через пик рентабельности, — то же самое. Таким образом предприятия были разделены на 10 категорий по принципу их потенциального роста. Но мы не просто так льготы давали, а подписывали соглашение о том, что предприниматель на эти деньги покупает оборудование, еще что-то, необходимое для развития производства, и требовали отчет по расходам. Первой задачей было увеличение числа рабочих мест. Время показало, что эта цель была верной, потому что, когда КАМАЗ сгорел, 54 тысячи работников в одночасье оказались без работы. И таким образом, когда я уходил, бизнес-сообщество давало городу 25 процентов налогов, а когда сгорел КАМАЗ, финансовый провал в бюджете оказался не столь катастрофическим для города, каким мог бы стать».

ПРЕИМУЩЕСТВО МОСКВЫ — ДЕНЬГИ, ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛНОВ — ЛЮДИ

Более предметно к теме благотворительности спикеры подошли вместе. Беляев, в частности, сообщил, что в городе по факту проходит много благотворительных мероприятий и живет много скрытых благотворителей, которые наотрез отказываются заявлять о себе.

«Бывает и наоборот, человек построился, дорогу ко входу проложил, а вокруг хоть трава не расти, — обратил внимание Беляев. — Говорит: это не мое, идите в муниципалитет, а моя территория кончается на крыльце. К таким предпринимателям другое отношение. Вот мы сейчас работаем над программой развития в Челнах делового туризма. У нас рядом свободная экономическая зона, КИП «Мастер», КАМАЗ, деловой туризм для нас — актуальная тема. Согласитесь, ведь чтобы под строительный проект привлечь деньги, нужно иметь прежде проектно-сметную документацию. Также и здесь — если есть городская программа, можно средства привлечь, нет программы — нет и денег. Так разве создание инфраструктуры для комфорта деловых партнеров не помощь бизнесу? Поэтому работа должна быть совместной. Именно для этого мы создаем различные отраслевые ассоциации и общественные объединения».

Почин подхватил и Алтынбаев, напомнив, что власть часто ругают за сбор средств на городские праздники. Он отметил, что под эти цели отдельные средства не выделяются, в бюджете нет ни Сабантуя, ни Нового года. «Я бы рекомендовал участвовать, ведь твои же люди на праздник придут, — сказал Алтынбаев. — Зато ты придешь на елку и будешь знать, что ты тоже принял в этом участие. Это не значит, что тебе письмо прислали, требуют 100 тысяч, ты бежишь платить. Все должно быть соизмеримо. Но в этом городе жить, и в нем надо создавать правильную атмосферу. Социальная помощь бизнеса помогает стимулировать морально-психологический климат в городе».

К теме благотворительности подготовились и другие участники встречи. Так, Алтынбаеву представили оригинальную идею посредничества между нуждающимися в лечении детьми и руководителями компаний. Проект предпринимателя Юлии Ахметзяновой «Солнце внутри. Благотворительный магазин» вызвал аплодисменты экс-мэра. Авторы проекта совместно с культурно-образовательной платформой «Метро» разработали и выпустили рекламный календарь, который они предлагают покупать за 500 рублей в готовом виде или за 5 тыс. рублей — с разработкой на базе имеющегося макета корпоративного календаря на 2015 год. Все вырученные средства организаторы передают на лечение детей.

Интересно, что тема социального климата в городе вызвала у предпринимателей не только вопросы относительно границ собственной финансовой ответственности, но и общего характера. Так, Алтынбаева как жителя не только Челнов, но и Москвы попросили оценить разницу в состоянии гражданского общества в этих городах. В ответ он рассказал, что в Москве сегодня 11 префектур с миллионным населением и бюджет каждой составляет порядка 100 млрд. рублей. Бюджет полумиллионных Челнов — 7 млрд. рублей. Соответственно, в Москве люди более лояльные и выдержанные, поскольку деньги решают многие вопросы — к примеру, той же личной ответственности.

«Однако у Челнов тоже возможностей много, у этого города есть свое уникальное преимущество, — считает Алтынбаев. — Здесь в прошлом поколении сконцентрировались люди самостоятельные — те, кто оторвался от мамки и решил устроить свою жизнь. Вес этого человека совсем другой, и отношения к себе он требует другого. Он пережил строительство КАМАЗа и города, как минимум создал семью, вырастил детей. Это достояние Челнов. Кроме того, люди, которые жили здесь в 1960 - 1970 годах, воспитывались на новых технологиях. То, что они видели на КАМАЗе, можно было увидеть далеко не в каждом городе Центральной России, на юге, в Сибири. Мы с вами носители высоких технологий и другого сознания. Все это нужно учитывать управленцам города».