Когда на заводе пишущих устройств в Кукморе перестали выдавать зарплату, Ильсур Гарипов в подвале жилого дома открыл магазин автозапчастей. Увидев, что в условиях дефицита «любой товар можно продавать на ура», стал один за другим открывать ларьки. В 2008 году бизнес, построенный на «купи-продай», перестал приносить удовлетворение, и Гарипов запустил производство полимерно-песчаных изделий. Сейчас он строит торговый центр площадью 2 тыс. кв. м с рестораном на 400 посадочных мест, инвестирует в недвижимость и собирается вместе с IKEA завоевать весь мир. О том, как приходилось договариваться с «крышей» в период расцвета ОПГ, почему «Магнит», «Эссен» и «Пятерочка» «задушили» ларечный бизнес и у кого надо учиться бизнесу, директор ООО «Намус» Ильсур Гарипов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
«Если человеку хорошо, он не развивается: поел, поспал — все хорошо. А когда у него возникают проблемы, он начинает шевелиться» |
РАФИНАТ ЯРУЛЛИН И «КУКМОРСКИЙ МУЖИК»
— Широкая публика о вас узнала, после того как вы выступали в 2010 году на заседании научно-технического совета «Татнефтехиминвестхолдинга» под председательством Рафината Яруллина. Тогда он высоко оценил вашу работу, назвав вас «кукморским мужиком», который «не рассуждает, а просто делает».
— Да, это его слова.
— Яруллин на этом заседании выразил уверенность, что ваши обороты вырастут. Он оказался прав?
— В первый год, 2008-й, мы заработали 3 миллиона, а в этом году оборот составил 40 миллионов рублей.
— Он как в воду глядел?
— Ну, конечно, Рафинат Саматович — мудрый человек. Он же давно в инвестиционной политике.
— Можно ли сказать, что на этом заседании вы заручились его поддержкой и протекцией?
— Он меня похвалил перед другими участниками этого заседания, но потом мы с ним не встречались.
— Яруллин обещал дать свое экспертное заключение, а производимые вами люки проверить на прочность в «Химграде». Он исполнил свое обещание?
— Мы установили наши люки в «Химграде», а экспертное заключение... Нам «Мосводоканал» поставил условие — мы сертификации и заключениям никаких предприятий и организаций не верим, кроме НИИ «Мосстрой». И мы получили сертификат от НИИ «Мосстрой». С качеством продукции у нас все в порядке. НИИ «Мосстрой» — это эталон: там договориться невозможно, они все реально испытывают.
«СЛОВО «НАМУС» ОЗНАЧАЕТ «ЧЕСТЬ» И «СОВЕСТЬ»,
МЫ ЭТО НАЗВАНИЕ СТАРАЕМСЯ ОПРАВДЫВАТЬ»
— Ильсур Наилевич, расскажите, как вы создали компанию «Намус».
— Компания «Намус» создавалась в Кукморе в далеком 1994 году. Тогда на предприятиях перестали платить зарплату, семью кормить надо, поэтому приходилось маневрировать, искать варианты.
«В 2008 году решили заняться производством, потому что «купи-продай» — это не вечно» |
— Чем вы занимались до 1994 года?
— В 1986 году я окончил казанский авиационный институт. По распределению попал в Кукмор, на завод пишущих устройств, цех №19 — проработал инженером, технологом, мастером до 1992 года, а уже в 1991 году там перестали платить зарплату. В 1992 году устроился механиком по автокранам на СПМК, проработал там год, и это предприятие тоже перестало выплачивать зарплату, пришлось искать другие варианты.
Если человеку хорошо, он не развивается: поел, поспал — все хорошо. А когда у него возникают проблемы, он начинает быстро-быстро думать, быстро-быстро шевелиться и быстро-быстро развиваться, правда? (смеется — прим. авт.) Когда человеку комфортно, он не развивается, он деградирует. Поэтому я всегда стараюсь выталкивать себя из комфортной среды, тем более бизнес никогда покоя не дает, заставляет двигаться.
— С чего вы начали в 1994 году?
— В 1994 году мы арендовали помещение в подвале жилого дома, открыли там магазин автозапчастей, куда привозили запчасти с казанского рынка и продавали с двойной наценкой. В те времена был очень большой дефицит товаров: практически любой товар можно было продавать на ура.
— На какие машины продавали запчасти?
— На отечественные — на «Жигули», на «Москвичи». Позже стали привозить запчасти из Тольятти, и постепенно развивались. В 2000 году мы купили двухэтажное здание и переехали, оказались на поверхности земли, так скажем. Параллельно мы открывали продуктовые ларьки, на большие магазины денег не хватало. В 2001 году построили первый магазин, и к 2006 году их стало 6.
— Под каким брендом вы развивали сеть продуктовых магазинов и магазинов запчастей?
— «Намус», у нас все «Намус». В переводе с очень многих языков это слово означает «честь» и «совесть». Мы это название стараемся оправдывать.
«В 1994 году мы арендовали помещение в подвале жилого дома и открыли магазин автозапчастей» |
— Какой стартовый капитал в 1994 году вам понадобился?
— Около 5 тысяч рублей. Я собрал небольшой капитал на «шабашках», например, ремонтировал и белил фермы. Брался за любую работу, за которую могли заплатить.
«Я И СЕГОДНЯ НЕ ЧУВСТВУЮ КОНКУРЕНЦИИ»
— Как родилась идея продавать запчасти?
— В 90-е годы я приобрел машину, а найти запчасти было проблемой. На СТО, станциях технического обслуживания запчасти продавали с накруткой в 10 раз. Пока я работал в механическом цехе, мы сами изготавливали запчасти и сами ремонтировали свои машины. Рынку нужны были запчасти. Люди стояли в очереди и скупали все.
— Ваш магазин был одним из первых?
— Он был первым.
— В течение какого срока вы оставались без конкуренции?
— Я и сегодня не чувствую конкуренции.
— А как же другие игроки?
— Они открываются и закрываются, открываются и закрываются.
— Почему?
— Причин может быть несколько: или у них недостаточно оборотных средств, или неправильно организован учет. Очень трудно вести четкий учет, чтобы не было краж среди продавцов, например. Раньше мы от этого тоже страдали, сейчас мы установили видеонаблюдение и часто делаем ревизии.
«Со временем мы открыли автосервис с мойкой, с участком шиномонтажа, автоэлектрики» |
— За вашими продавцами следят камеры видеонаблюдения?
— Да, сейчас это очень доступно и просто. Если раньше одна камера стоила порядка 15 тысяч рублей, сейчас нормальную камеру за 3 - 4 тысячи рублей можно купить.
— Сколько у вас магазинов автозапчастей?
— Было 6, осталось 3. Также со временем мы открыли автосервис с мойкой, с участком шиномонтажа, автоэлектрики и слесарным участком на три поста.
«НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЕЗ УЩЕРБА ПЕРЕЙТИ ИЗ «СОВКА» В КАПИТАЛИЗМ»
— СТО не вредничали, когда вы появились на кукморском рынке со своими запчастями, которые были в разы дешевле.
— СТО уже умирали: они все принадлежали АвтоВАЗу, а АвтоВАЗ сел в калошу.
— Конкуренции с ними не было?
— Никакой. Это были интересные времена: приезжали крутые ребята на крутых машинах, предлагали свои услуги.
— Какие? Защиту и покровительство?
— Защиту, «крышу» так называемую. Откажешься, будем добивать. В милицию ходить было бесполезно, потому что милиция сама под замком сидела, закрывалась.
«Пока я работал в механическом цехе, мы сами изготавливали запчасти и сами ремонтировали свои машины» |
— Ну, и у Кукмора была репутация криминального района.
— По-моему, весь мир такой: Казань гремела, в Набережных Челнах была знаменитая ОПГ «29-й комплекс». У людей не было возможности зарабатывать, появились легкие деньги, дележ того, что страна зарабатывала 70 лет. Нельзя было без ущерба перейти из «совка» в капитализм, это революция — все ломается и строится заново.
— Сколько приходилось платить за «крышу»? Процентов 30 от доходов?
— Меньше.
— Это были одни и те же люди из Кукмора или разные?
— Приезжали из Набережных Челнов, приезжали из Казани... Каждые три-четыре дня появлялись новые лица.
— Вы всем платили?
— Никогда. Если начинаешь платить, ты все время должен это делать. Они будут тебя «доить» до бесконечности, пока ты весь не развалишься.
— Вы же говорите, что соглашались на эту «крышу»...
— Я нашел «порядочных» ребят, которые вынуждены были защищать себя, с ними мы и работали.
«НЕВОЗМОЖНО ОТКРЫТЬ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ БУДЕТ РАБОТАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ»
— Когда вы открыли первые ларьки?
— В 1991 году. Мы попробовали, торговля пошла, и мы продолжили. Один, второй, третий, пятый ларек.
Сейчас в Кукмор вошли «Пятерочка», «Магнит», «Эссен», поэтому ларьки перестали быть выгодными. Когда мы начинали, на весь Кукмор было от силы 10 торговых точек, сейчас на 40 человек приходится один магазин. Мы уже закрыли несколько магазинов: нам выгоднее эту недвижимость или продать или сдать в аренду.
— Ваши магазины — это отдельно стоящие здания?
— Да.
— Кому сдаете в аренду?
— Аптекам, например. Это небольшие здания, 10 на 20 метров. Один магазин вообще продали — он стоял в деревне.
— Сколько было магазинов, сколько вы закрыли и сдаете в аренду?
— Порядка трех магазинов мы закрыли в этом году из-за низкой рентабельности, осталось 5.
Вообще любой бизнес развивается и живет в среднем 5 лет. Все время надо искать новые ниши. Невозможно открыть бизнес, который будет работать всю жизнь. Если ты открыл магазин, твой сосед видит, что к тебе идут люди, он ставит рядом такой же магазин, и у тебя прибыль сокращается в два-три раза.
«Сын курирует автосервис и автомагазины, а жена занимается продуктовыми магазинами и кафе» |
— Какая рентабельность в продаже автозапчастей и продуктов?
— Когда мы только начинали, мы накручивали 100 процентов и более. Когда появилась конкуренция, рентабельность стала уменьшаться: все садится, садится, садится, и в один прекрасный момент, если все затраты посчитать, оказывается, что вы работаете в минус.
— Какая сейчас рентабельность?
— На запчастях процентов 10, а на продуктах — зависит от того, какой трафик. Если магазин на проходном месте, то рентабельность хорошая, если рядом много других точек, то о рентабельности уже разговора нет.
«НЕ СИЛЬНО РУГАЮТ, ТАК СКАЖЕМ»
— В марте на заседании по антикоррупционной политике было озвучено, что вы один из крупнейших налогоплательщиков Кукмора. Как в связи с этим к вам относятся местные власти?
— Мы, как и любое предприятие, должны платить налоги. Администрация не заинтересована в предприятиях, которые их не платят. Мы пополняем республиканский и муниципальный бюджеты, поэтому к нам соответствующее отношение.
— Хорошее?
— Не сильно ругают, так скажем. По вопросам отвода земли, по другим вопросам стараются помогать. Если мы берем землю, они понимают, что это дополнительное пополнение бюджета.
— Они вам землю сдают в аренду?
— Если по строительству здания, то сначала земля берется в аренду, когда здание построено и переведено в собственность, земля переводится в собственность по законодательству.
— Какая площадь земель у вас в собственности?
— Где-то 4 - 5 гектаров.
«КУПИ-ПРОДАЙ» — ЭТО НЕ ВЕЧНО
— Как вы пришли к производству полимерно-песчаных изделий?
— В 2008 году решили заняться производством, потому что «купи-продай» — это не вечно. Взяли кредит на сумму 2 миллиона 200 тысяч рублей, запустили производство, и в первый же год работы мы выплатили весь кредит и остались в прибыли примерно на 800 тысяч рублей.
Мы искали такое направление, чтобы рынок не был ограничен Татарстаном, чтобы рынок был большой. И одними из первых начали заниматься полимерно-песчаными изделиями. Сейчас, конечно, появляется конкуренция, небольшое производство есть в Казани и Набережных Челнах, но наши станки работают круглый год, не останавливаясь, у нас себестоимость продукции получается ниже.
«Рентабельность на продуктах стала уменьшаться: все садится, садится, садится, и в один прекрасный момент оказывается, что вы работаете в минус» |
— Насколько ниже?
— Я думаю, процентов на 20 - 30 точно ниже.
— Сколько продукции в год производит ваш завод?
— В прошлом году мы продали продукцию на сумму более 40 миллионов рублей.
— Кого считаете своими основными конкурентами?
— Основные конкуренты — Челябинск, Ростов и Самара. У татарстанских предприятий, например, ООО «Ак-Су», маленькое производство, по одному, максимум по два пресса. А у нас их 20.
— Как вы оцениваете емкость татарстанского рынка?
— Сейчас идет рост продаж, рынок еще не охвачен, многие про нашу продукцию еще не знают. То, что мы производим, рынок проглатывает. Летом мы даже не успеваем выполнять некоторые заказы.
— Какую долю рынка вы занимаете?
— Трудно сказать.
— Вы говорите, что есть предприятия, у которых один-два станка. Если считать по станкам?
— Думаю, другие предприятия Татарстана производят 10 процентов нашего объема. Но кроме нас на рынке Татарстана присутствуют Челябинск, Ростов и Самара.
— С учетом их продукции какую долю рынка занимаете?
— 60 - 70 процентов.
«Рынок еще не охвачен: то, что мы производим, он проглатывает» |
«В ОКЕАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЛАСТИКОВЫЕ ОСТРОВА»
— В каком соотношении «замешиваете» полимеры, песок и красители?
— Пластик — от 25 до 50 процентов, остальное заполнение — кварцевый песок, до 1 процента — это стабилизатор с красителем.
— Какие свойства материалу придает высокое содержание полимера?
— Что такое бетон? Это когда каждую песчинку кварцевого песка обволакивает цемент. В нашем случае каждую песчинку обволакивает пластик в жидком виде — получается композитное соединение, у него уникальные свойства. Бетон очень хрупкий, он колется, как стекло. А пластик эластичный: если по полимерно-песчаному люку проедет машина, он может прогнуться и восстановиться.
— В Казани были случаи, когда полимерно-песчаная черепица, которой покрывали крыши, рассыпалась. Как вы это можете объяснить?
— Либо применялся пластик ненадлежащего качества, либо использовалось неправильное соотношение материалов, ну, или не соблюдался температурный режим.
— Как на перепады температуры реагируют ваши изделия? Зимой могут потрескаться, а летом «поплыть»?
— Мы проводили испытания: в холод прочность материала увеличивается в 1,5 раза. В жару, больше 50 градусов, у него появляется текучесть — прочность уменьшается на 20 процентов.
«Бетон очень хрупкий, а пластик эластичный: если по полимерно-песчаному люку проедет машина, он прогнется и восстановится» |
— Какие вы используете полимеры? Это отходы?
— В основном мы используем вторичные полимеры. На очень ответственные изделия через посредников покупаем «первичку» производства «Казаньоргсинтеза», «Нижнекамскнефтехима». Напрямую они продают очень большими объемами, по несколько тысяч тонн. Нам в месяц нужно 40 - 50 тонн.
— Как различается цена на первичный и вторичный материал?
— Если первичный материал стоит 80 рублей за килограмм, то вторичный в два раза дешевле. Если в пластике есть какая-то примесь, и она плохо гранулируется, ее сложно использовать. Например, если пластик смешан с песком, в нашем случае, это очень даже неплохо. Такое сырье может стоить 20 рублей.
— У кого покупаете «вторичку»?
— Например, мы используем отходы казанской компании «Данафлекс». Таких предприятий очень много — и в Москве, и в Санкт-Петербурге и в Ижевске — по всей стране.
Сейчас в океане появляются целые острова из пластика. Я считаю, что мы делаем свой вклад в защиту экологии — используем тот пластик, который уже никто не может использовать. В океане появляются целые острова из бутылок, посуды, ведер — все это вода уносит в мировой океан. Течение циркулирует, и в определенных местах образуются воронки, где и возникают острова.
— А где берете песок?
— Для нас важно, чтобы в песке не было примесей глины. Несколько лет мы закупаемся у предприятия «Доставкин» из Вятских Полян. А вообще, в Татарстане не одна сотня компаний торгует песком.
ПРОЧНОСТИ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ПРОЕХАЛ ДАЖЕ ТАНК
— Пользуются ли ваши полимерно-песчаные люки популярностью?
— Интерес к таким люкам каждый год растет: они дешевле и легче, чем чугунные. Представляете себе чугунный люк? Его крышка весит 30 - 40 килограммов. У нас крышки весят от 9 килограммов.
— Насколько полимерно-песчаный люк дешевле чугунного?
— В 2 - 2,5 раза. Один наш люк стоит от 550 рублей в розницу и от 430 рублей оптом. Очень много вариантов люков — от грузоподъемности в 500 килограммов до грузоподъемности в 15 тонн. Любой «КАМАЗ» на землю одним колесом давит не более 5 тонн, то есть запас прочности 15-тонных люков в три раза превышает этот показатель. Этого вполне достаточно, чтобы по ним проехал даже танк.
— Люки в основном покупают частники?
— Сейчас наши люки устанавливают не только на территории частных домов, но и на дорогах, на проезжей части.
«Крышка чугунного люка весит 30 - 40 килограммов. У нас крышки весят от 9 килограммов» |
— Тротуары каких городов покрыты вашими брусчаткой и плиткой?
— В Казани, например, я хожу и вижу, что это наша плитка лежит. Лестницы покрывают полимерно-песчаной плиткой — она не скользит, не обмерзает.
— Такая плитка дешевле, чем обычная?
— Плитка толщиной 20 миллиметров стоит 360 рублей за квадратный метр, бетонная брусчатка стоит столько же. При этом бетон впитывает в себя воду и покрывается льдом, а пластик отталкивает воду. Если на бетон пролить масло, он разрушается, а пластик нейтрален к любой агрессивной среде, вплоть до кислоты.
— Про плюсы полимерно-песчаных материалов вы рассказали, а какие у них минусы?
— Я не знаю, в чем там минусы.
— Испарений нет?
— Пластиковые окна же стоят на окнах, и ничего. Санэпидстанция никаких противопоказаний не нашла.
Бывает, что плитку неправильно укладывают. Тут нужно оставлять тепловой зазор между плитками: когда укладываешь при обычной температуре — 6 - 7 миллиметров, в жару — 3 миллиметра. Пластик имеет свойство теплового расширения. Бетонная брусчатка от давления линейного расширения трескается, а пластиковая, если не соблюсти тепловые зазоры, может приподняться.
Нашу плитку 50 на 50 сантиметров очень любят дачники: она легкая, из нее просто выложить тропинку на даче. Плиткой 33 на 33 сантиметра покрывают большие площади, дворы, гаражи, автомойки. Например, такой плиткой покрыт колбасный цех в городе Мамадыш.
— Кто ваши крупные клиенты?
— У нас около 300 клиентов, сходу всех не вспомню. «Мосводоканал» и «Мосводосток», «Телесет», ИП Угревский, ООО «Электросвязь». Те же «Агава», «Мегастрой», «СатурнСтройКазань».
— А казанский «Водоканал»?
— Мы с ними пока не смогли найти общий язык. Года три-четыре назад я пытался, но они почему-то не откликнулись.
— Какова география клиентов — Татарстан и Москва?
— Татарстан, Москва, Йошкар-Ола, Чебоксары, Ижевск, Самара, Башкирия, Кировская область — в радиусе тысячи километров.
— Как делятся заказы в вашем портфеле?
— В Татарстане мы продаем 50 - 60 процентов продукции, в Москве — 15 процентов, остальное приходится на другие регионы.
— Какова рентабельность по производству?
— Процентов 20.
— Сколько продукции вы реализуете напрямую, сколько — через оптовиков?
— Ну, где-то 50 процентов на 50.
— Какой средний чек?
— 50 тысяч рублей. Берут обычно плитку, бордюры, люк, кольца — все в комплексе.
Есть элитные дома, для них мы по спецзаказу делаем светлые плитку, бордюры, крышки люков. Очень красиво смотрится. На улице Ульянова-Ленина так «обложили» элитный дом. Они нам люки заказали под цвет плитки. Обычно чугунные люки ржавеют и теряют вид, их каждые полгода надо подкрашивать.
С этим мучается «Ростелеком»: их замки ржавеют, резьба вся ржавая. Раньше компания «Телесет» брала наши люки, сейчас она вошла в состав «Ростелекома» и перестала быть нашим клиентом.
«Для элитных домов мы по спецзаказу делаем светлую плитку. На улице Ульянова-Ленина так «обложили» элитный дом» |
— В Казани в рамках программы «Доступная среда» положили тактильные плитки. Вы их производите?
— Нет, но если закажут, то сделаем.
НАДГРОБИЕ ИЗ ПЛАСТИКА: «ОДИН РАЗ УСТАНОВИЛ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
— В вашем ассортименте также есть такой товар, как надгробные памятники. Когда вы запустили производство?
— Полгода назад.
— Сколько стоит такой памятник?
— Комплект стоит 2,5 тысячи рублей, в него входит стела, основание под стелу и цветник. Их не нужно подкрашивать — один раз установил и на всю жизнь. Пластик в земле разлагается 500 лет.
— У вас уже появились первые клиенты?
— Да. Мы продаем памятники через компании, которые занимаются ритуальными услугами. Поставляем их в Башкирию, Самару, Казань и другие города.
— На какую сумму вы продали этих памятников за полгода?
— Не могу сказать. В летний период мы занимаемся основной продукцией — люки, кольца, плитка. А ритуальные услуги почему-то большим спросом пользуются зимой. Готовимся к зиме.
— А как вы вообще вышли на производство таких товаров?
— Захотелось расширить рынок, чтобы он был без ограничений. Китай стремится предложить всему миру свои изделия, это у них неплохо получается.
— Какова рентабельность производства памятников?
— Пока у нас все на стадии отладки, поэтому много расходов: подбирается состав, технология. Почему китайцы быстро налаживают запуск серийного производства? Mercedes конструирует автомобиль до тех пор, пока не создаст эталон — образец, готовый к серийному выпуску. Китайцы берут эту серийную машину и делают копию. Сделать первую серийную машину очень затратно. А снять копию — легко.
Нам нужно доработать технологию и подобрать нужную пресс-форму, чтобы добиться желаемого результата. Мы заказывали несколько пресс-форм, а одна пресс-форма стоит миллион рублей.
— У кого заказываете пресс-формы?
— У Ижевского инструментального завода. Если пресс-форму делать дешевую, то срок службы у нее будет очень короткий. Если пресс-форма дорогая, она выдерживает 5 миллионов циклов.
«ЕСЛИ У IKEA НЕ БУДЕТ НАРЕКАНИЙ,
НАША ПРОДУКЦИЯ ПОЙДЕТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»
— Какие еще изделия вы планируете изготавливать из полимерно-песчаных материалов?
— Мы делаем делиниаторы, которые укладывают в Москве, сейчас их увозят в Пермь. Пешеходные переходы делаем, заключили договор с IKEA. У IKEA большие площади парковок, большой трафик людей, они хотят свои стоянки так оборудовать.
— Это заказ казанской IKEA?
— Нет, московской. Мы плотнее работаем с Москвой почему-то. В Москве уложили эти переходы, по ним ездят машины, а камеры снимают, что происходит с материалом, насколько он прочный. Если в течение полугода у IKEA не будет нареканий, наша продукция пойдет по всей стране, вплоть до того, что по всему миру.
«Мы делаем делиниаторы, которые укладывают в Москве» |
— Ух ты! Какие амбициозные планы. На какую сумму вы подписали контракт с IKEA?
— Я пока не могу раскрывать эту информацию.
«УЧЕНИКИ ПОЛУЧАЮТ ПО 15 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ, МЕНЬШЕ УЖЕ НЕ БЫВАЕТ»
— Сколько в «Намусе» работает человек?
— На производстве работают где-то 50 человек. На других направлениях — 56 человек, всего 100 с лишним.
— Какую зарплату получают работники вашего завода?
— В зависимости от выработки. Есть ребята, которые получают по 35 - 40 тысяч рублей. Ученики получают по 15 тысяч рублей, меньше уже не бывает.
— Какую квалификацию требуете от сотрудников? Обучаете на практике?
— Да, на месте. В основном месяца через 1,5 - 2 люди включаются в работу.
— Средний возраст какой?
— Около 40 лет.
«НАДО УЧИТЬСЯ У ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ»
— Сначала продажа запчастей, потом ларьки, магазины, производство. Вы сами лично реализуете все эти проекты?
— В основном сам, просто пытаюсь учиться у людей, которые в этом успешны.
— Назовите своих учителей.
— Например, я читал книги Брайана Трейси, Роберта Кийосаки, Бодо Шефера, Наполеона Хилла и других. Надо учиться у людей, которые добились определенных результатов и продолжают развиваться, а не просто пишут книги.
— Ну, вот, например, Роберт Кийосаки пишет, что занимается недвижимостью. Вам не кажется, что он на самом деле сколотил свой капитал на продаже книг?
— В том числе, но он практик. Первый его бизнес — производство бумажников, которые на липучках приклеивались к одежде или обуви. Кийосаки — американец японского происхождения, он служил в морской авиации, в те времена он жил трудно, его тоже нужда заставила развиваться. Позже он стал инвестировать в недвижимость. Я сейчас тоже пытаюсь заниматься инвестированием.
— Во что вы инвестируете?
— В коммерческую и жилую недвижимость. Покупаем квартиры, сдаем в аренду.
— О каких объемах инвестирования идет речь?
— О нескольких миллионах.
Также мы строим торговый комплекс «Намус» площадью 2 тысячи квадратных метров с рестораном на 400 посадочных мест. Собираемся к Новому году его запускать.
— То есть к зиме вы готовите открытие ресторана и надгробные памятники?
— Да.
— Ресторан в Кукморе на 400 мест, не многовато ли?
— Это развлекательный комплекс, где можно будет проводить свадьбы, торжества, приглашать артистов. Для кого-то мы разработаем более бюджетный вариант праздника, для кого-то более торжественный.
— Вы в роли event-агентства будете выступать? Не только сдавать в аренду, но и быть организатором?
— Да, мы готовы организовать мероприятие.
ИДТИ К ЦЕЛИ, НЕ БОЯСЬ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ
— Как вы проводите свободное время?
— По субботам я хожу в баню, у нас есть дача на берегу Вятки.
Мой пес Дольф — кандидат в чемпионы Российского Союза любителей немецкой овчарки, он выступает на соревнованиях, занимает призовые места. Дрессируют его дрессировщики, а живем мы вместе (смеется — прим. авт.). Кстати, пол в его будке выложен полимерной плиткой.
«Дрессируют Дольфа дрессировщики, а живем мы вместе» |
— Чем занимаются члены семьи?
— Сын курирует автосервис и автомагазины, а жена занимается продуктовыми магазинами и кафе.
— Назовите три секрета успешного бизнеса.
— Нужно ставить цель и идти к ней, не боясь совершать ошибки. На чужом опыте еще никто не научился. Достигнув одной цели, нужно ставить следующую, и так всегда.
Справка
ООО «НАМУС Плюс»
Сфера деятельности: оптово-розничная торговля продуктами питания, автозапчастями, услуги автосервиса, услуги общественного питания.
Уставный капитал: 300 тыс. рублей.
Выручка от реализации (за 2013 год): 103,6 млн. рублей.
Количество сотрудников: 58 человек.
Средняя зарплата: 15 тыс. рублей.
Учредитель: Гарипов Ильсур Наилевич.
ИП Гарипов Ильсур Наилевич
Сфера деятельности: производство полимерно-песчаных изделий.
Годовой оборот (за 2013 год): 40 млн. рублей.
Общее количество сотрудников: 45 человек.
Средняя зарплата: 18 тыс. рублей.
Ильсур Гарипов
Дата и место рождения: 13.02.1963, деревня Люга Кукморского района.
Образование: Казанский авиационный институт.
Семейное положение: женат, воспитывает сына.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.