«ВЗЯТКИ МЫ НЕ БЕРЕМ»

Известная фраза о том, что «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», отлично характеризует то, что делает сейчас в Доме музыки в Санкт-Петербурге виолончелист и дирижер Сергей Ролдугин. Главная его задача — найти в стране талантливую молодежь и помочь ей подготовиться к международным конкурсам. Не только победа, но и участие в серьезном конкурсе для начинающего карьеру музыканта дорогого стоит. Это бесценный опыт. Ведь если бы Горовиц в свое время на каком-то из международных конкурсов не оказался только седьмым, то и Горовицем-то бы не стал. Так и «птенцы гнезда Ролдугина» имеют преимущество — помощь им обеспечена. Естественно, что речь идет о музыкантах классических специальностей. Нескольких таких солистов Ролдугин, хорошо известный казанским меломанам, привез на этот раз в Казань. Проект был назван «Петербургские ассамблеи». Перед концертом удалось пообщаться с Сергеем Павловичем и задать ему несколько вопросов.

— Сергей Павлович, как родились «Петербургские ассамблеи» и кто их финансирует?

— Автор проекта — Александр Сладковский. А кто финансирует — это такой деликатный вопрос. Но я совершенно точно знаю, что внимание проекту уделил президент РТ Рустам Минниханов, скорее всего, через министерство культуры. Но есть и благотворители.

— Татарстанские?

— Они какие-то интернациональные. Но подробнее знает Сладковский. Он со своим напором этого добился. И «Петербургские ассамблеи» в Петербурге тоже известны, хотя это такой город, который, кроме себя самого, мало что знает.

— «Ассамблеи» будут проходить у нас постоянно?

— Мы проводим их впервые, а дальнейшая судьба проекта зависит от того, как они сейчас пройдут и будут ли пользоваться успехом у публики. Пока все проходит в обычном формате — концерты. Но наш Дом музыки не совсем обычный в том плане, что у нас только солисты. А «Петербургские ассамблеи», очевидно, должны предполагать симфонические концерты, вокальные, хоровые произведения. А сегодня в концерте будут выступать солисты-инструменталисты, но они не петербургские. Например, скрипач из Москвы, но он солист Дома музыки. Сам же Дом музыки тоже чисто не петербургский, он работает на всю страну. В том числе и Казань, ваши талантливые ребята участвуют в наших проектах.

— Как к вам попадают ребята, вы проводите кастинг?

— Слушаем диски, они приезжают на прослушивание, но взятки не берем.

— А что, предлагают?

— Да нет, но я знаю много выдающихся музыкантов, у них есть дети, есть ученики, и вот звонки у нас не проходят. И не потому, что мы с крылышками, мы просто хотим явить пример стране, показать, когда влияет только качество исполнения. Это единственный критерий. Во все высшие и средние музыкальные учебные заведения страны разослана реклама с образцом заявки. Нам обязательно присылают диски, я сам обязательно их слушаю. Плюс два раза в год очные прослушивания. Мы оплачиваем и дорогу, и проживание. Например, где найдет деньги на билет молодой музыкант из Владивостока? И заявки с дисками идут круглый год, у нас много проектов, и в какой-нибудь из них человек может попасть. Например, совсем неизвестные ребята могут попасть в проект «Молодые исполнители России». Им должно быть не менее 16 лет, это обязательно. Обязательное условие — подготовка к солидному музыкальному конкурсу. Но если два эстонца и один корец — это не международный конкурс. Мы слушаем программы наших ребят, приглашаем в Петербург, даем им мастер-класс, рекомендуем приехать еще. А занимаются с ребятами лучшие профессора России и всего мира. Их мы тоже приглашаем за свой счет. У нас есть и бюджет, и благотворители. Жаль, что сейчас все наши благотворители попали под санкции, это и Сбербанк, и Газпромбанк и другие.

— Какова у вас возрастная планка?

— С 16 лет до 27. Почему с 16? В этот период от детей отстают родители. И потом, после мастер-классов у ребят бываю концерты, а это уже работа, надо платить налоги, оформлять документы. А это все возможно после 16 лет. Это очень важно, что у ребят начинаются концерты по всей России, мы специально нанимаем для них оркестры, дирижеров. Ребята получают подготовку не только кабинетную, но и концертную.

— Почему вы выбрали Казань?

— Казань — город с огромными культурными традициями, испокон века известный своими музыкальными достижениями. Халява здесь не пройдет. Казанская консерватория, например, одна из лучших в Европе.

ДВА КОНЦЕРТА ЧАЙКОВСКОГО

На этот раз первый день «Петербургских ассамблей» состоял из концерта в двух отделениях. ГСО РТ дирижировал Ролдугин. В первом отделении был исполнен концерт Чайковского для скрипки с оркестром ре мажор, солировал Павел Милюков. Уроженец Перми, окончивший московскую консерваторию, сейчас учится в университете музыки в Граце. Он лауреат многих международных конкурсов, дважды стипендиат Дома музыки и банка «Россия». Выступал с такими дирижерами, как Владимир Федосеев, Павел Коган, Максим Федотов, наш Александр Сладковский. Кстати, Павел играет на скрипке знаменитого мастера Жана-Батиста Вильома.

Второе отделение было отдано также музыке Чайковского. Прозвучал первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор. Партию фортепиано исполнил молодой пианист Сергей Редькин. Он родился в Красноярске, окончил консерваторию в Санкт-Петербурге, уже шесть лет является участником программ Дома музыки. По направлению Дома музыки стажировался в Италии. В прошлом году стал участником фестиваля Мариинского театра «Лики современного пианизма», а в этом году уже принимал участие в Пасхальном фестивале Валерия Гергиева.

Концерт «Петербургских ассамблей», хотя в нем принимали участие молодые солисты, прошел без скидок на возраст. Оба молодых музыканта показали вполне зрелую игру, в финале Сергей Редькин даже бисировал. Так что опасения Сергея Ролдугина, пройдет ли проект в Казани, оказались напрасными — зал устроил музыкантам длительную овацию. «Петербургские ассамблеи» продолжатся 18 октября. В этот вечер солистами будут Иван Калатай из Новосибирска, Екатерина Эпова из Красноярска, Сергей Митин из Москвы. Место за дирижерским пультом займет дирижер ГСО РТ Михаил Мосенков. В программе второго концерта проекта Рахманинов, Калинкович, Прокофьев.