НЕВЕСЕЛЫЙ РЕКОРД НА ФОНЕ КРИЗИСА

Большинство финансовых показателей КАМАЗа за первые три квартала этого года оказалось хуже прошлогодних результатов. Согласно отчетности КАМАЗа по РСБУ, выручка снизилась на 9%: с 77,2 млрд. рублей до 70,2 млрд. рублей. Чистая прибыль, как уже отмечалось выше, снизилась на 40%. Долги компании также выросли: долгосрочные заемные средства увеличились почти на треть до 13,341 млрд. рублей, краткосрочные — в 1,7 раза до 9,87 млрд. рублей. Расходы на обслуживание кредитов выросли на 17% до 927 млн. рублей.

Однако порадовала валовая прибыль, которая подскочила за январь-сентябрь на 29% до 13,63 млрд. рублей. Для КАМАЗа этот показатель — исторический рекорд. Менеджмент автогиганта провел достойную оптимизацию основных издержек. Так, себестоимость продукции за первые 9 месяцев этого года снизилась к на 15% до 56,6 млрд. рублей.

Отметим, что КАМАЗ вдобавок хорошо заработал на собственных инвестициях. Участие в капитале других предприятий (например, «Кнорр-Бремзе КАМА», «ЦФ КАМА» и других) в этом году принесло заводу 2,58 млрд. рублей — втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Руководитель департамента КАМАЗа по связям с общественнностью Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» акцентировал внимание на том, что у компании по итогам первого и второго кварталов был большой убыток, а по итогам третьего квартала удалось выйти на пусть небольшую, но прибыль. Этого, как подчеркнул Афанасьев, удалось достичь за счет выполнения программы снижения издержек. В частности, только электроэнергии сэкономлено на 700 млн. рублей. Кроме того, увеличение доходов от деятельности дочерних компаний, по словам Афанасьева, свидетельствует о повышении эффективности управления совместными предприятиями. Также на прибыль в третьем квартале удалось выйти благодаря грамотному управлению долгами компании, на чем было сэкономлено около 200 млн. рублей.

На финансовом положении компании сказалась и стартовавшая 1 сентября этого года госпрограмма утилизации автотранспорта, в которой участвует и КАМАЗ. Проблема этого благого для автопроизводителей дела оказалась в том, что федеральное правительство не смогло вовремя принять необходимые документы. Поэтому утилизационные скидки компании сейчас предоставляют за свой счет. КАМАЗ в своей отчетности показал рост коммерческих расходов в 3,5 раза до 9,8 млрд., отметив, что туда включены и «утилизационные» суммы. Глава минпромторга РФ Денис Мантуров обещает, что к концу года производителям будут компенсированы эти расходы. Напомним, что программа утилизации завершится 31 декабря 2014 года.

Необходимо подчеркнуть, что проблемы КАМАЗа являются следствием общего кризиса на российском авторынке, где весь год фиксируется спад продаж. Так, спрос на грузовики за январь-сентябрь 2014 года снизился на 26%. Глава КАМАЗа Сергей Когогин прогнозирует, что по итогам года рынок упадет примерно на треть, но продажи компании сократятся лишь на 6,4%: с 43,8 тыс. штук до 41 тысячи.

УТИЛИЗАЦИЯ ЕМУ ПОМОЖЕТ

Некоторые аналитики полагают, что КАМАЗ вполне может получить прибыль по итогам года несмотря на кризис на рынке. В этом ему должна помочь та самая программа утилизации. «В сентябре правительство России возобновило программу утилизации автомобилей, которая нацелена в том числе и на грузовики. Размер скидки на новый КАМАЗ при сдаче в утилизацию бывшего в эксплуатации грузовика составляет 350 тыс. рублей, которые будут компенсированы за счет субсидий из федерального бюджета. «Программа будет работать до конца 2014 года и поддержит продажи в четвертом квартале, — говорит руководитель экономического департамента «Института энергетики и финансов» Марсель Салихов. — Парк грузовых автомобилей в России имеет довольно высокий средний возраст. По данным «Автостата», на начало 2013 года 68 процентов грузовиков было произведено до 1998 года. Можно констатировать, что парк грузовых автомобилей довольно стар и нуждается в обновлении. Это создает предпосылки для роста спроса на продукцию КАМАЗа, особенно при предоставлении ценовых стимулов в форме скидки».

По мнению Салихова, выручка КАМАЗа по РСБУ в 2014 году, вероятнее всего, снизится на 6% до 100 млрд. рублей против 107,2 млрд. в 2013 году. «Скорее всего, КАМАЗ покажет нулевую прибыль или небольшой убыток по итогам года», — считает он.

В качестве дополнительного фактора повышения конкурентоспособности «КАМАЗов» Салихов называет ослабление курса рубля. Если в начале июля курс рубля по отношению к евро держался около отметки 46, то к середине октября он достиг уже 51,5 рубля, а курс к доллару — 40,5 рублей. «Это увеличивает рублевую цену импортных грузовиков и повышает ценовую конкурентоспособность КАМАЗа, — считает Салихов. — В последние годы импорт грузовых автомобилей быстро рос, лидерами были MAN, Huyandai, Shaanxi, DAF, Scania, Mercedes-Benz, и это в числе прочего привело к снижению доли КАМАЗа на рынке».

Старший аналитик инвестиционной группы «Норд-Капитал» Роман Ткачук также ожидает, что четвертый квартал позволит КАМАЗу улучшить финансовые показатели. «Должна принести плоды запущенная правительством программа утилизации. КАМАЗ намерен реализовать более 5 тысяч автомобилей по программе утилизации, а это эквивалентно росту продаж на 10 процентов. Поэтому мы прогнозируем, что выручка за 2014 год по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности) составит 120 миллиардов рублей, EBITDA — 9,7 миллиарда, а чистая прибыль — порядка 5 миллиардов», — полагает он.

ПЕССИМИСТЫ ЖДУТ УБЫТКОВ

В то же время Ткачук подчеркивает, что если программа утилизации так и не наберет оборотов в этом году, то по его итогам КАМАЗ может показать убыток. В компании «Аудэкс», не один год выступавшей официальным аудитором КАМАЗа, высоко оценивают работу менеджмента компании, но говорят о сохранении негативных тенденций на рынке.

«Конечно, хотелось бы дать оптимистичный прогноз по финансовым результатам ОАО «КАМАЗ» за 2014 год, учитывая усилия менеджмента общества практически во всех направлениях, — заявил «БИЗНЕС Online» директор по аудиту Виктор Тимохин. — Это и маркетинговые мероприятия, и привлекательная для потребителей сбытовая и ценовая политика, предусматривающая гибкую систему скидок и бонусов, и системная работа по оптимизации расходов, и многое другое. Однако общее состояние рынка, прогнозируемый спад практически во всех отраслях экономики, скорее всего, не позволят как самому обществу, так и связанным с ним организациям достичь финансовых результатов даже на уровне прошлого года. Тенденция к снижению выручки, вероятнее всего, сохранится к концу года примерно на уровне 7 - 10 процентов».

Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова говорит, что ожидания по финансовым показателям КАМАЗа в 2014 году очень сдержанные. «Для КАМАЗа суммарная рентабельность производства и в лучшие экономические времена была невысокой, в текущих же фискальных условиях ситуация представляется минорной, и по итогам года вполне можно ждать достаточно весомых убытков автопроизводителя. Не исключено, что показатели рентабельности упадут в 1,5 - 2,5 раза в годовом сопоставлении за счет низкой покупательской способности в стране и сокращения бизнесом расходов», — считает она.

Кризисная ситуация на российском рынке может самым негативным образом сказаться на годовых показателях компании. Особенно, если брать консолидированные результаты по МСФО. К примеру, по итогам первого полугодия КАМАЗ демонстрировал по РСБУ символическую, но все же прибыль в размере 11 млн. рублей, в то время как по МФСО предприятие понесло 1,5 млрд. убытков. Следовательно, те же заявленные 1,5 млрд. рублей прибыли за 9 месяцев вполне могут обернуться нулевым или отрицательным значением в отчетности по МСФО. То же самое вполне может произойти и по итогам года.

КАМАЗ прогнозов по своим финансовым результатам не дает. На данный момент даже не решен вопрос о пересмотре текущего бизнес-плана автогиганта. Афанасьев говорит, что, вероятно, совет директоров и не станет корректировать его. «В этом случае просто будут констатированы реальные результаты по итогам года относительно показателей, внесенных в действующий бизнес-план», — сообщил он.

В любом случае ожидать какого-то резкого улучшения ситуации в четвертом квартале этого года не стоит. Поэтому менеджменту КАМАЗа не остается ничего другого, кроме как продолжать политику сокращения затрат и еще больше активизировать свои усилия в области маркетинга и сбыта.

==table411==