ТЕАТР МАЛОГО ЗРИТЕЛЯ

Сегодня многие современные театры ищут форму для того, чтобы наиболее точно донести содержание своих работ до зрителя. Театр «Акт», существующий в Казани уже два с половиной года, нашел свою «фишку» в камерности. Максимальное количество зрителей, которые могут посетить его представления, — 40 человек. В «Антигоне» их и вовсе 17. Отсюда такие недешевые для сравнительно молодого проекта цены на билеты в 600 рублей. Понятно, что существует поверье, что настоящий актер должен быть голодным, но, видимо, не в современных условиях...

Ряды зрительских стульев располагаются прямо на сцене, и все действие происходит, что называется, перед носом у публики. И оказывается, это требует определенных усилий и честности как с одной, так и с другой стороны. Зритель вынужден внимательно следить за происходящим. Потому что на шепот с соседом или на набор SMS отключиться ни в коем случае нельзя, иначе это будет неуважение к актеру, который смотрит тебе в глаза. Признаться, порой публика злоупотребляет подобными вещами, когда есть возможность раствориться в огромном зрительном зале.

По словам режиссеров постановки Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова, актеры не стремились играть в этом спектакле, они старались прожить свою роль. Это больше похоже на некую документальность, и в таком случае у зрителя больше шансов найти в том или ином герое себя. «На таком близком расстоянии видно все, — говорит Ангелина, которая является не только режиссером и худруком «Акта», но и одной из актрис. Если актер будет играть или использовать иные средства выразительности, то зритель тут же почувствует фальшь. Может быть, эти средства выразительности были бы хороши на большой сцене, но не здесь».

Ощущение от такой интимности поначалу очень непривычные. Плюс ко всему зрительские стулья стояли прямо на самом краю сцены, и у корреспондента «БИЗНЕС Online» было постоянное ощущение легкой опасности, потому что, откинувшись назад, можно было бы упасть со сценической высоты, что, согласитесь, малоприятно. Правда, в театре пообещали устранить эту проблему. В общем, погружаться в «Антигону» пришлось в некотором напряжении...

ХОРОШЕЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

«Антигона» основана на трагедии Бертольта Брехта и одноименной пьесе Жана Ануя. По словам создателей спектакля, эти авторы в связке богаче раскрывают разные стороны психического состояния героев на происходящие события, о которых мы узнали еще от знаменитого грека Софокла. После смерти Эдипа его сыновья Этеокл и Полиник должны были по очереди править Фивами. Но как это иногда бывает, не поделили власть и убили друг друга. Новый царь Креон распорядился, чтобы старшего брата Этеокла похоронили с почестями, а тело младшего «мятежника» отдали на съедение воронам и шакалам. Кто ослушается этого указа, будет казнен. У братьев были две сестры, и старшая, Антигона, захотела похоронить своего младшего брата. И вокруг ее поступка разворачиваются философские размышления героев. В спектакле не расставлены акценты, что хорошо, а что плохо, а есть только сплетенные жизнью обстоятельства. Каждый герой вынужден бороться за свою веру, схлестываясь в яростных поединках с врагами и любимыми, теряя все самое ценное и в итоге приходя к полному одиночеству. Эта «сказка» со «счастливым» концом. И совершенно неожиданно в размышлениях героев ты видишь отголоски своей собственной жизни. О том, о чем порой приходится спорить с друзьями, пытаясь найти ответ: что же такое настоящее счастье, и не проживаешь ли ты свою жизнь попусту. Это открытие тебя завораживает и оставляет то самое послевкусие, для чего люди и приходят в театр. Прибавьте сюда необычный формат повествования — и хороший вечер вам обеспечен.

В КЛАССИКЕ ПО-РАЗНОМУ МОЖНО ПОДОЙТИ К МАТЕРИАЛУ

«Мы работали над одним современным материалом на протяжении полугода, а потом поняли, что нужно приостановить репетиции, — призналась режиссер Мигранова, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему именно «Антигону» решили поставить в «Акте». — Мы поняли, что зашли в тупик. Когда мы берем какой-то материал для спектакля, прежде всего для себя должны что-то открыть и познать. А с современным материалом этого не произошло. Спектакль должен развиваться вместе с тобой. И мы решили обратиться к мировой классике. Там всегда есть чему учиться, «копать», стремиться и расти. Классика тем и хороша, что там по разному можно подойти к материалу, а общечеловеческие проблемы всегда остаются актуальными».

«У нас один и тот же спектакль от раза к разу видоизменяется, это живой организм, — вторит ей соратник по сцене и жизни Сабиров. — Не так, чтобы один раз что-то «сколотили» и так играем от вечера к вечеру. Театр для нас — это все-таки поиск. Как и для любого художника. В каждой постановке мы пытаемся найти новый формат, язык выразительности. Постоянно существовать в одних и тех же рамках неинтересно. При этом мы хотим, чтобы зритель приходил к нам, чтобы спектакли окупались. Это непростая задача. За время своей работы, нам кажется, у театра появилась своя публика».