ШАМАНСКИЙ ПИАР

— Александр, вы самовольно нарисовали Рустама Минниханова в образе степного кочевника, а до этого — бывшего главу минприроды России Юрия Трутнева в обличье сибирского шамана в окружении волков. Зачем?

— Это был грубый, но очень эффективный PR-ход. Дело в том, что я хочу сделать модным наше российское национальное искусство. Я пишу картины на национальные темы. И как человек креативный, талантливый, неглупый, я могу создать моду на это. Только не надо шаблонно «впихивать». Через эти вещи нужно пробудить самоуважение нации, народностей, культур, которые столетиями здесь живут дружно.

Это был один из ходов по привлечению внимания. Минниханова рисовал не с натуры, но видел реакцию — ему понравилось. Два года назад на ипподроме были президентские скачки. Увидел картину — и тут: «Вау!» И остановился. Много вопросов задавали. А Трутнев картину шамана вообще для себя купил. Кстати, теперь он полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, что-то в этом было пророческое.

«Степь». Рустам Минниханов в образе воина-кочевника
«Степь». Рустам Минниханов в образе воина-кочевника

Эти две картины были экспериментом, но я же не рисовал какие-то там палочки. Картины ценны и сами по себе. А так одну мою картину — вид Казани — подарили Минтимеру Шаймиеву для президентской ложи в «Татнефть Арене». Также нарисованный вид Казани подарили Владимиру Путину.

За 30 лет творческой деятельности я нарисовал около 2 тысяч картин. У меня полно энергии. В начале был авангард, потом осознанно пришел к реалистическому искусству. Выставки, премии. Награды — все это у меня есть. Но это не главное.

— У Льва Гумилева есть книги, в которых описывается история азиатских кочевых народов. Ссылаясь на него, некоторые утверждают, что никакого татаро-монгольского ига в действительности не существовало. А был братский союз русского и монгольского народов, которые дружно противостояли опасному Западу. Ваша картина с Миннихановым намек на это?

— В части согласен, но я думаю глубже и шире. Своими картинами я веду войну против уничтожения родовых связей между людьми, которое происходит путем насаждения в нашем обществе так называемых европейских ценностей.

Я говорю про то, что надо хранить наши родовые, национальные, родственные связи и свою историю. Даже, например, слово «язычество» — это плохое ругательное слово, которым обозвали веру, которая была практически на всей территории планеты. К примеру, есть такое обзывательство «урод». А ведь, наоборот, урод — это старший сын, он у рода, он продолжатель рода. На нем вся ответственность. И этими манипуляциями у людей отобран огромный имевшийся у них опыт.

«Голос предков»
«Голос предков»

Вот посмотрите, это моя картина описывает пермский звериный стиль, являющийся огромным пластом культуры, существовавший до прихода христианства. Там столько всего прекрасного. И христианская экспансия уничтожила его. Картина про родовые связи, я ее аллегорично назвал «Голос предков». Бабушка, взяв в ладони голову внучки, передает ей накопленные знания. Старая женщина, она видела войну, голодоморы, ее не обманешь. За ее жизнь историю в книгах уже переписали три-четыре раза. А она передаст внучке правду.

СВОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ НАДО ДЕЛАТЬ МОДНЫМ

— Вы говорите, что наше общество хотят уничтожить. Против кого же воюет Александр Шадрин?

Вы смотрите, как у нас стремительно развиваются события! В тех же новостях сообщают, что госдеп Америки выделил деньги на майдан московский. И эти деньги уже поступили. Ходорковский свои программы выдвигает. Да и далеко ходить не надо: в Казани на площади Тысячелетия поставили шатер Coca-Cola.

Зачем это делается? Для того, чтобы внушить так называемые европейские ценности. И единственная цель этой программы — нарушить родовые связи. Чтобы люди были разобщены, ища так называемую европейскую свободу и прелести.

Но последние события, в том числе и в Крыму, свидетельствуют о том, что они одно поколение проиграли, которое не стало играть по их правилам. Появился патриотизм, люди начинают соображать: откуда горе-то идет. И это также свидетельствует об огромной роли искусства в этой борьбе. Те, кто стоит за Ходорковским и иже с ними, запускают этот проект заново. Вот обязывали из всех школ детей посетить этот парк Сoca-Cola. Что пролоббировано. И у таких вот деточек 6 - 10-летних начинает формироваться положительное отношение к ложным ценностям. Это ужасно. Маховик запущен.

И против этого надо идти. Свое национальное надо делать модным. У меня семья: жена и трое детей. Мои дети понимают, потому что им я это привил. Но взять, например, подругу моей дочери. Для нее все, что здесь происходит, это ужасно, все, что там, — кажется крутым. Человеку 19 лет. Ей скоро выходить замуж, детей рожать. И она своим детям то же самое расскажет.

Старшего сына мы вообще обучали на дому, не отдавая в школу. Все прекрасно: тоже журналист, он и в Москве на НТВ и Рен-ТВ работал, и книгу даже написал Николай Шадрин, сейчас ведет новости на телеканале «Звезда».

А государство — это семья. В эту семью запускают яд такой. Coca-Cola это один из 10 тысяч сегментов. Недавно на канале «Культура» нарисовался Марат Гельман. Я думал, что он уже все, успокоился. Последняя якобы художественная их акция в Москве — иконы XVI - XVII века испачкали совокупляющимися фигурами. Вот они — те деньги дошли. И Гельман считает фаллос, нарисованный на раздвижном мосту, искусством. А наши картины, рисуемые месяцами, — нафталином.

Картина с видом Казани
Картина с видом Казани

— Чем вам не нравятся европейские ценности? Там же права, свободы, равенство людей, терпимость та же.

— Так называемые в поп-культуре европейские ценности — это никакие не европейские ценности. У них все точно так, как и у нас. Такие же люди хорошие, ничем не отличаются. Те же самые Ротшильды и Рокфеллеры очень берегут свои семьи, до 100 лет доживают. Но, как я говорил, программы так называемых европейских ценностей ведут целенаправленно к разрушению родовых связей. Это самое главное. И самое страшное. Когда тебе 18 лет — иди и живи своей жизнью. И начни с нуля. Но это ужасно! Смотрите: у меня есть сундук с золотом. Это «подушка» для моих детей. Я им дам образование, детям не надо будет сдаваться в рабство мировой финансовой кредитной системе. Потому что весь смысл обрушить это все и забрать в рабство мир. Посадить его на кредиты.

— Многие считают, что надо рано начинать отдельную жизнь, это развивает самостоятельность.

— А ты и будешь самостоятельным. Если вырастешь в полной семье, тебя будут воспитывать и мама с папой, и бабушка с дедушкой, а не воспитательницы в детском саду и разведенная мать. Когда у тебя будет чувство, что ты не один, за тобой стоит твой род. Когда люди начинают с нуля, у них ничего нет: ни материальных, ни духовных ориентиров. И ими легко манипулировать: «Вот это модно! А теперь вот это!»

258.jpg
Юрий Трутнев в образе шамана

Надо поддерживать и усиливать наши ценности: посадить дерево, построить дом (сейчас как раз его строю), вырастить сына. И это еще не все. Обязательно надо передать свои знания внукам, чтобы была настоящая, полная связь поколений. Я пришел из авангарда. Я та самая талантливая жертва этих псевдоевропейских ценностей в искусстве. Думал это красиво, ново, удивительно. Лет 8 жизни искренне авангарду отдал. В конце понял, что там только одно разрушение. И это разрушение специальное.

Я уходил в себя и копался в собственных комплексах неполноценности. Тогда казалось, что это очень ценно. Сейчас же я черпаю темы для картин из генетически накопленного опыта человечества и территории, где мы живем. Которая называется Азия.

— Нет ли в современном увлечении этно искусственности? Ведь многого уже давно нет.

— Да, это искусственно. Многих вещей не вернешь.. Но оно необходимо, чтобы поднимать на должный уровень достоинство людей. Так еще лет 10 назад удмурты стеснялись своей национальности. Те, которые классически рыженькие, их везде узнаешь, не могли ничего сделать. Имеющие другую внешность говорили, что они, к примеру, русские.

Золотая осень
«Золотая осень»

Да и в России вспомните XIX век. Стыдно было говорить на русском языке. Все высшие слои говорили на французском. Никакого своего искусства вообще не было видно. Бытовало мнение, что русский не способен ни на что. Пушкин там стишки какие-то пишет, Глинка что-то там бренчит.

И старообрядцы Третьяков, Рябушинский, Морозов, Кузнецовы, передвижники — они сделали русское искусство. И раз взрыв — экономический, культурный. Оказывается русский народ такой, что лучшее искусство создал в мире за 50 лет. Потом сезоны Дягилева поехали, лучший балет в мире устроили. Это просто было послабление, потому что перестали убивать старообрядцев.

Одно из переломных событий в нашей истории — церковный раскол и гонения на старообрядцев. Это уже тогда страной через эти псевдоценности пытались разделять и властвовать. А ведь это самые твердые и преданные люди были. Их гоняли, но охрана у царей состояла из старообрядцев, которые и в таком положении понимали свою ценность в защите единства России.

Что мне нравится у татар — так это то, что у вас еще сохранилось уважение к старшим. Я был на Сабантуе, видел, как группа взрослых уже мужчин купили по пути на праздник алкоголь, видно, чтобы после него выпить. Но прятали его, не показывали старшим, и пили вдалеке от праздничного поля.

МАКАРЕВИЧ — ПЛОХО!

— Как относитесь к Андрею Макаревичу, который высказал свою позицию по Украине?

— Он носитель тех же ложных ценностей. Как и многие другие талантливые люди. Вообще талант может быть очень опасен.

— Не приведет ли это к ущемлению свободы слова, к тому же тоталитаризму?

— Я считаю, что не бывает ни социализма, ни коммунизма, ни демократии. Есть только личности руководителей. И нам с Путиным повезло. И конкретно Татарстану с Миннихановым тоже.

Кстати, есть и другая практика воздействия на народ. Когда еще римляне увозили царских детей из завоеванных земель, прививали им псевдоценности, а дети потом этим уничтожали свои народы.

DSC_9902.jpg

— Вы один среди художников пропагандируете семейные ценности или есть и сподвижники?

— Если смотреть по творчеству, изобразительным приемам, то ни в Татарстане, ни в России, ни даже в остальном мире нет художников, рисующих так, как я рисую, в подобном стиле. Но есть люди близкие по духу. Так, в 2010 году я организовал проект «Маша остается жить у бабушки». В объединение вливаются новые авторы. Предпочтение отдается художникам, не ориентирующимся на западные сформировавшиеся стереотипы, а работающим в аутентичном направлении. Причем Маша — собирательный образ, интимная составляющая жизни художника. Маша — это причина, удерживающая от участия в проекте, это бытовые обязательства, привычные круги общения, пагубные привычки, лень. Это то, что должно остаться за пределами творческого развития и взаимного обогащения. Из состоящих в объединении казанских художников могу отметить Ирика Мусина и Альфрида Шаймарданова. Есть прекрасный екатеринбургский художник Леонид Баранов.

— А кто для вас авторитеты в искусстве?

— Это Андрей Рублев, Борис Кустодиев. Родившийся в Казани Николай Фешин, которого очень уважаю.

НЕМНОГО О ДЬЯВОЛЕ

— Для интервью с художником у нас было очень идеологизированное начало разговора. Что послужило поворотным пунктом в изменении вашего мировоззрения?

— Мне правду сказать?

— Да.

— Я разговаривал с дьяволом. Да, это было во сне, но я уверен, что он был настоящим. Потому что я там испытывал такие эмоции, каких нет в жизни. Например, космический холод. В начале два безобразных монстра перенесли меня в одно важное и значимое для меня лично место на природе. Там стоял удивительно красивый мужчина. Красивее я не видел. Чистое лицо, синие глаза, длинные черные волнистые волосы. Дьявол разговаривал со мной только глазами, через взгляд: «Посмотри на небо, где твой Бог? Бог он категоричен. Придумал все и бросил все на произвол судьбы!» Я посмотрел на небо и почувствовал этот космический холод. После долгого разговора я проснулся и, несмотря на жаркое лето, мерз три месяца.

До этого я не был религиозным. Но и ранее у меня была цель не картины рисовать, а через это совершенствоваться. После этого разговора и началось осмысление жизни вообще. Только потом осознал, что Бог не бросает людей. Мы отличаемся от животных тем, что у нас есть выбор. У нас есть возможность развивать свою душу или деградировать.

И вот уже больше 20 лет, как я отключился от тех источников, от которых питается авангардизм, и узнал, как свой творческий сосуд можно освободить. Надо в Бога верить. Точнее верить Богу. 10 заповедей — и у тебя чистая голова. И канал открывается. Человек только проводник.

— Сейчас модно, например, делать своими руками, hand-made. Это хорошо или тоже влияние западной культуры?

— Нет, это голос предков. Люди так тянутся к творчеству в этом урбанизированном мире. Я провожу раз в месяц мастер-классы в Казани, очень много учеников, и я вижу, как люди желают творчества.

— Картины все-таки сейчас не особо популярны. Не очень ли узкий сегмент населения охватывается их влиянием?

— Зато картины оказывают намного большее внушающее действие, чем те же фотографии. Например, после просмотра картины Ильи Репина попробуйте убедить человека, что Иван Грозный не убивал своего сына. А ведь он был умнейшим человеком своего времени. Совершал ли он все, что ему приписывают?

СЧИТАЮ СЕБЯ ГЕНИЕМ? КОНЕЧНО!

— Устраиваете выставки в Казани?

— Сейчас самые интересные проекты — это арты. Началось с «Арт-Перми», которому уже 16 лет. В этом году там через рамку прошло 75 тысяч человек. То есть мои картины за 10 дней увидели 75 тысяч людей. В 2014 году на «Арт-Казани» было 7 или 8 тысяч человек. Для Казани это огромная цифра. Следующая «Арт-Казань» будет в феврале. По сравнению с таким вниманием делать персональные выставки — абсолютно бесполезное занятие. Казани надо продолжать двигаться в этом направлении. В той же Перми удалось вырастить, воспитать публику. А ведь по общему среднему уровню город даже не сравнишь с Казанью.

Не знаю как называется, девушка с надкусанным яблоком

— Вы сами родом из Волгограда. Уже с 1990-х живете в Казани. Можете же также взять и переехать в Пермь. Почему не делаете?

— В Казани и вообще в Татарстане очень удобно жить. Вы посмотрите на дороги, на инфраструктуру. Я видел много других городов, но что здесь сделано — это просто замечательно. Это заслуга и руководства, и простых людей. Мне тут очень удобно, есть все условия.

— Откуда берете свои эффектные натуры.

— Я много езжу. Был и в Крыму, не так давно был в Казахстане. Та же Пермь, очень эффектные места. Сибирь.

— Сколько стоят ваши картины?

— Небольшие — от 25 тысяч рублей. Большие стоят 400 тысяч. Есть и более дорогие. Вообще кризис 2008 года хорошо повлиял на творчество. Люди начали покупать не потому что кто-то им сказал, что это круто, что это инвестиции. А стали покупать по-настоящему талантливые вещи.

— Один вопрос я оставил напоследок. В одном из интервью вы сказали, что считаете себя гениальным. Мнение осталось?

— Гением, гениальным художником — да.

— А что такое гениальность?

— (после некоторого раздумья) От творческих материализаций гения хочется жить и становится светло на душе. Гений — это человек, который может максимально приблизиться к космической гармонии. И это не просто красивые слова. Вот «Лунная соната». Мне не очень нравятся бетховенские произведения. Но вот эта. Просто вырубает. Бетховен ее написал, когда был влюблен. И в этот момент, думаю, что-то в нем было особенно открыто.