В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ

Сегодня КАМАЗ объявил о трехдневном простое на предприятии — 26, 29 и 30 сентября производство будет приостановлено. На такую меру предприятие пошло из-за падения рынка грузовых автомобилей на 20%, сказано в сообщении на сайте компании.

«После изучения ситуации на отечественном рынке грузовых автомобилей, демонстрирующем падение на 20 процентов, учитывая опыт коллег по отрасли и в целях сохранения финансовой устойчивости компании, 26, 29 и 30 сентября объявлены на КАМАЗе днями простоя в отношении отдельных категорий персонала без присутствия на рабочих местах», — говорится в сообщении.

Таким образом, камазовцы уйдут на вынужденные пятидневные каникулы, во время которых им будет оплачиваться две трети от средней заработной платы. В прежнем режиме будут вестись регламентные, ремонтные и профилактические работы, частично будут работать камазовские юристы, бухгалтеры и кадровики. «По обычному пятидневному графику будут работать подразделения, занятые реализацией и отгрузкой товарной продукции, изготовлением запасных частей, автобусных шасси и продуктов диверсификации, а также часть персонала, обслуживающего непрерывно действующие производства в количестве, необходимом для поддержания их работы в дежурном режиме, функционирования систем жизнеобеспечения и сохранности собственности», — сообщается на сайте предприятия.

Отмечено, что при необходимости дни простоя будут отменены.

«Плановый простой вводится для того, чтобы не было затоваривания автомобилей на складах. Это превентивная мера, которая нами применяется с 2008 года, — пояснил газете «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по связям с обществнностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — На сегодняшний день затоваривания складов нет, мы находимся в нормативе, определенном нашими внутренними документами».

Напомним, что КАМАЗ в последний раз по этой же причине вынужден был приостановить работу главного конвейера 28 и 29 августа. Тогда с учетом праздника главный конвейер был остановлен в общей сложности на 6 дней. Кроме того, в мертвый сезон на рынке предприятие ввело корпоративный отпуск: в январе камазовцы отдыхали до 22 числа, а в июле — с 14 по 27. По различной информации, дни простоя планировалось ввести в марте, но предприятию все же удалось загрузить конвейер заказами. Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин ранее сообщал, что компания потеряла темп в первом квартале из-за отпуска в январе, но смогла избежать затоваривания и в апреле-мае начала отыгрывать потери первых трех месяцев. Ранее «Челнинские известия» сообщали, что с 24 ноября на КАМАЗе могут ввести четырехдневку без оплаты пятницы — соответствующий приказ находится на согласовании.

Добавим, что в этом году КАМАЗ планирует продать в 2014 году 43 тыс. автомобилей, что на 1,8% меньше, чем в 2013 году.

РЫНОК КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В КРУТОМ ПИКЕ

Между тем ситуация на рынке ухудшается. По данным Росстата, производство грузовых автомобилей в России в январе-августе составило 99,9 тыс. единиц, что на 20,6% ниже показателя годичной давности. В прошлом месяце с российских конвейеров сошло 13 тыс. грузовиков, это на 24,1% меньше, чем в августе 2013 года.

Выпуск автобусов в России за 8 месяцев 2014 года снизился на 25,4% до 25,6 тыс. единиц. При этом в июле автобусные заводы выпустили около 3,7 тыс. машин — на 31,7% меньше, чем годом ранее.

Не удивительно, что и КАМАЗ на этом фоне сбавляет обороты. Как следует из отчета компании, ее выручка упала на 10,4%: с 53,1 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 47,6 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. При этом с себестоимостью дела обстояли сложнее: основные издержки были урезаны только на 2,5% до 43 млрд. рублей по итогам первого полугодия 2014 года. Если говорить о затратной стороне, то нельзя пройти мимо того факта, что свое отражение в издержках должна найти уплата утилизационного сбора, которая будет компенсирована по итогам года. Напомним, что в отчете по стандартам РСБУ затраты на утилизационный сбор отражены именно в статье коммерческих расходов, но в МСФО заметного увеличения коммерческих расходов мы не наблюдаем.

Отдельный интерес представляют детали выручки группы. Львиная доля (68,7%) приходится на продажи грузовых авто. И тут падение только на 9,7%. Единственное утешение, что по России спад составил 20,6%.

А вот картина по автобусам удручает — минус 40,4%: с 4,4 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 2,6 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. И тут, пожалуй, гордиться не чем. Следует как можно скорее осуществить совместную с ОАО «Газпром» программу по переводу общественного и коммунального транспорта на сжиженный природный газ. Это позволит КАМАЗу получить хорошие заказы как на автобусы, так и на спецтехнику.

На фоне общего провала небольшой отдушиной стали долгосрочные контракты (плюс 133%), за которыми угадывается госзаказ и продукция специального назначения.

В итоге уже на этапе валовой прибыли результат ухудшился вдвое — до 4,6 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. А наличие существенных коммерческих и общих расходов привело к получению операционного убытка в 1,19 млрд. рублей за январь-июнь 2013 года против операционной прибыли в 3,39 млрд. рублей за январь-июнь 2014 года.

Заметим, что не порадовал баланс финансовых расходов и доходов. Доходы по этим статьям упали на 260 млн. рублей, а вот расходы, напротив, выросли на 159 млн. рублей. Вполне ожидаемый результат группы КАМАЗ — убыток за период в 1,5 млрд. рублей в первом полугодии 2014 года вместо прибыли в 2,6 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года.

ПОЗИТИВНЫЙ МОМЕНТ НА ОТДАЛЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Возможно, несколько оживит рынок запущенная КАМАЗом программа по утилизации в рамках госпрограммы обновления парка колесных автотранспортных средств. При сдаче бывшего в употреблении транспортного средства потребитель получает значительные скидки: 350 тыс. рублей по схеме утилизации или 300 тыс. рублей в рамках схемы «трейд-ин». Перечень автотехники для реализации в рамках участия в программе по утилизации включает в себя технику, произведенную в 2014 году: бортовые автомобили, седельные тягачи, самосвалы, пассажирские автобусы Bravis и «НЕФАЗ», а также некоторые виды спецтехники (автобетоносмесители, автотопливозаправщики, автоцистерны и др.). На них распространяются все традиционные условия доставки, предпродажной подготовки, ТО и гарантийные обязательства, предлагаемые дилерами компании при обычном режиме реализации.

Программа стартовала с 8 сентября и будет действовать до конца года, однако существует запланированный лимит по реализации автомобилей — 5,5 тыс. грузовиков. В настоящее время уже поступило около тысячи заявок. КАМАЗ планирует получить 2 из 10 млрд. рублей, выделенных на новую утилизационную программу.

Отметим, что вчера совет директоров КАМАЗа принял решение о размещении облигаций, исполнение обязательств по которым будет обеспечиваться государственной гарантией Российской Федерации в соответствии с распоряжением правительства РФ от 11 августа 2014 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ о предоставлении ОАО «КАМАЗ» госгарантий по заимствованиям на инвестиционный проект по развитию модельного ряда и модернизации мощностей. Сумма составила 35 млрд. рублей. Это очень позитивный момент, но на отдаленную перспективу.

Но для хорошего объема реализации даже обновленной техники нужен общий подъем деловых настроений. Пока же мы видим геополитическое давление, неуверенность инвесторов, отток капитала, урезание капитальных программ, как результат снижение спроса и убытки производителей техники.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ о предоставлении КАМАЗу госгарантий на сумму 35 млрд. рублей

ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖИТСЯ

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» аналитики считают, что падение на рынке грузовых авто продолжится до конца года.

Роман Гринченко — аналитик потребительского сектора аналитического агентства «Инвесткафе»:

— Объем производства грузовых автомобилей в этом году снижается. По данным Росстата, количество выпущенных грузовых автомобилей за январь-август 2014 года снизилось на 20,6 процента год к году.

Можно предположить, что в условиях замедления роста экономики и нестабильности на рынках предприятия, которые являются основными покупателями грузовиков, предпочитают снизить объем инвестиций в обновление или пополнение автомобильного парка. Впрочем, стоит отметить, что снижение спроса на коммерческий транспорт наблюдалось и в прошлом году. Я ожидаю, что в случае отсутствия кардинальных перемен в вопросе санкций по отношению к России такая динамика продлится до конца года.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Рынок грузовых автомобилей, как и весь авторынок, переживает не легкие времена. Спрос на отечественные грузовики упал на 20 процентов с начала года, заводы выпустили чуть больше 99 тысяч грузовых автомобилей. А это меньше на 20,6 процента, чем за аналогичный период в прошлом году. По данным Росстата, в августе этого года было произведено и продано порядка 13 тысяч грузовиков, что на 24,1 процента меньше прошлогодних показателей. Падение спроса вызвано экономическими трудностями. Грузовые автомобили — покупка дорогостоящая, компании и физлица сейчас предпочитают не тратить деньги.

Пока экономика страны не начнет восстанавливаться, рассчитывать на улучшения в отрасли не стоит. До конца года перспективы туманные, велика вероятность того, что спрос будет падать дальше. Первое потепление на рынке грузовых автомобилей наступит не раньше конца 2015 года.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Ситуация на автомобильном рынке страны традиционно является отличным индикатором того, что происходит в экономике. Если продажи автомобилей снижаются, то, значит, в экономике все совсем плохо, там либо стагнация, либо кризис. Если продажи растут, значит, положение улучшается, потребители, как частные лица, так и юридические лица, видят дальнейшие перспективы, уверены в своем будущем и готовы приобретать товары длительного спроса, в том числе и автомобили. Посмотрев на текущую статистику продаж, можно с уверенностью утверждать, что пока стагнация никуда не ушла из экономики и немногие потребители готовы приобретать новый автомобиль. В данном случае можно говорить о том, что авторынок переживает временный кризис, который напрямую связан со стагнацией в экономике, то есть восстановление его возможно, но вот когда именно это произойдёт, сказать нельзя.

Пока ситуация на отечественном авторынке начиная со второй половины 2014 года не дает поводов для оптимизма: стагнация не проходит, а напротив, увеличивается, ухудшилась политическая ситуация, которая напрямую влияет на экономику и намерения покупателей приобретать товары долговременного пользования. Так что не исключено, что в целом продажи автомобилей в 2014 году окажутся хуже, чем в 2013 году. Причем это касается и легковых автомобилей, и грузовиков, а также различной спецтехники.
В этих условиях, автопроизводителям ничего не остается, как различными способами уменьшать собственные расходы, в том числе и сокращая производство, отправляя персонал в отпуск. Ведь к чему омертвлять капитал, производя автомобили на склад, если их не покупают. Естественно, что в случае улучшения ситуации автопроизводители вернутся к привычному для них графику работы, который позволит удовлетворить растущие потребности клиентов в новых автомобилях.