На заседании президиума Госсовета был заслушан доклад председателя ЦИК об итогах выборов в парламент республики и назначены даты заседаний высшего законодательного органа власти в новом составе
На заседании президиума Госсовета был заслушан доклад председателя ЦИК об итогах выборов в парламент республики и назначены даты заседаний высшего законодательного органа власти в новом составе

«ПО-МОЕМУ, ЭТО ФИЗИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»

Досрочное голосование и корпоративная газета «Единой России» — вот причина провальных для КПРФ выборов в Госсовет РТ. Именно такой вывод о прошедшей выборной кампании можно было сделать, побывав сегодня на заседании президиума республиканского парламента, которое провел председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.

На президиуме депутаты назначили первое заседание Госсовета нового созыва на 1 октября. Они соберутся, чтобы решить организационные вопросы: необходимо сформировать комитеты, определить их руководителей, избрать председателя парламента. Заседание будет вести старейший по возрасту депутат — 68-летний Марат Галеев. Тогда же будут назначены даты двух других заседаний парламента, которые состоятся также в октябре (напомним, обычно они проводятся один раз в квартал). «Президент Татарстана Рустам Минниханов предложил в октябре провести еще два заседания, — сообщил журналистам по окончании президиума Госсовета Мухаметшин. — Если 1 октября пройдет организационное заседание, на котором мы сформируем структуру, то ориентировочно 9 октября будет послание президента Государственному Совету, а в конце октября — бюджетное послание на 2015 год».

Еще одним вопросом повестки дня стал отчет председателя ЦИК РТ Экзама Губайдуллина о прошедших выборах. Конечно, собравшиеся статистику знали наизусть, но протокол требовал. Губайдуллин кратко напомнил, что по результатам выборов в Госсовет РТ 83 человека представляют «Единую Россию», 3 — КПРФ, 1 — ЛДПР, есть еще 13 самовыдвиженцев. Явка составила 80,8%. Партия власти набрала более 84%, КПРФ — 5,5%. Досрочно проголосовали 12% избирателей.

Губайдуллин кратко напомнил, что по результатам выборов в Госсовет 83 человека представляют «Единую Россию», 3 — КПРФ, 1 — ЛДПР и еще 13 самовыдвиженцев
Губайдуллин кратко напомнил, что по результатам выборов в Госсовет 83 человека представляют «Единую Россию», 3 — КПРФ, 1 — ЛДПР и еще 13 самовыдвиженцев

Вопросы к Губайдуллину возникли только у лидера коммунистов, первого секретаря рескома КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Госсовете РТ (видимо, и в новом ГС тоже) Хафиза Миргалимова. Он спросил о том, почему в некоторых территориальных избирательных комиссиях (ТИК) проголосовало больше избирателей, чем в участковых (УИК), хотя по логике должно быть наоборот: «У нас складывается мнение, что досрочное голосование сделали основным», — заинтриговал Миргалимов. Но Губайдуллин с ним не согласился: на ТИКи пришлось лишь 3 - 4% от всех досрочно проголосовавших, остальная доля — на УИКи, и отказывать желающим досрочно проголосовать причин не было. «Вы недовольны досрочным голосованием? — задал вопрос председатель ЦИК. — Это ваше право. Оно прошло в рамках законодательства».

«Как можно проконтролировать ход досрочного голосования? — возмущался Миргалимов. — Бюллетени, печати, подписи, урны... По-моему, это физически невозможно. На видео в социальных сетях слышно, что люди говорят: не хотели, а пришли». «Честно говоря, на некоторых участках мы не ожидали такого потока избирателей, — согласился глава ЦИК. — Но все недостатки мы оперативно отрегулировали — люди смогли в спокойной обстановке отдать свои голоса. Контроль? 50 процентов членов комиссии — это представители различных партий. В течение дня, пока шло голосование, там сидели наблюдатели, иные лица. Когда заканчивается процедура голосования, конверты закрываются в сейф и сдаются правоохранительным органам. Ну какой еще можно контроль установить над процессом? Будут идеи — рассмотрите их новым составом Госсовета».

«ВЫ ГЛАВНЫЙ ОППОЗИЦИОНЕР»

«Сейчас можно на что-то обижаться, что-то домысливать, но при победе одной партии в 84 процента и при 5,5 процентах за другую партию разговорам о серьезных нарушениях места нет, — развел руками Мухаметшин. — Ну просто нет». Но Миргалимов не успокаивался. Он взял в руки газету «Наша республика», выпускаемую «Единой Россией»:

— Тут говорится, что в республике оппозиции нет, она ничего не делает, ждет только кассу. Вы все слышали мои отчеты — как можно написать от 5 августа, что у нас оппозиции нет?

— Мы считаем, что есть оппозиция. Вы главный оппозиционер, — примирительно ответил Мухаметшин.

— Тираж 1 миллион 750 тысяч! В каждую квартиру! Мне задают вопросы... — продолжил Миргалимов.

Фарид Мухаметшин: «Можно только сожалеть, что количество коммунистов будет в два раза меньше: значит, им надо будет удвоить свои усилия»
Фарид Мухаметшин: «Можно только сожалеть, что количество коммунистов будет в два раза меньше: значит, им надо будет удвоить свои усилия»

— Слабовата была активность во время предвыборной кампании. Слабовата! — перешел в наступление глава парламента РТ и единороссов. — Мы вам, нашим оппозиционерам, говорим, что вы не объехали всю республику так, как это сделала ведущая политическая партия. Полторы тысячи сходов провела! Вы поищите внутренние резервы, — посоветовал он и примирительно добавил, что можно только сожалеть, что количество коммунистов будет в два раза меньше: значит, им надо будет удвоить свои усилия, а единороссам — в два раза внимательнее слушать.

— Может быть, когда-нибудь я увижу, что «Единая Россия» будет в оппозиции к власти, — предположил Миргалимов.

— Оставьте это следующим поколениям, — отреагировал Мухаметшин.

— У нас трибуна — авторучка и телефон! — обрисовал ситуацию лидер коммунистов.

— Выходите из оппозиции, — посоветовал Мухаметшин.

— Тогда у «Единой России» вообще 100 процентов будет! — засмеялся гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков.

— Как в Черемшанском районе — там 103 процента, — ухмыльнулся Миргалимов. Его могли бы поправить — за ЕР там проголосовало 99,12%, но спорить с ним больше никто не стал, и Миргалимов поспешил на свою первую после прошедших выборов пресс-конференцию.

«ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ПЕСТРЫЕ ЦИФРЫ!»

Сегодня же после президиума Госсовета РТ коммунисты провели свою пресс-конференцию. Напомним, что по горячим следам они этого не сделали, хотя первоначально приглашали журналистов встретиться на следующий день после выборов, но потом пресс-конференция была отменена, а лидеры татартанского КПРФ тогда буквально исчезли и долго не отвечали на звонки на мобильные телефоны.

На пресс-конференции татарстанского регионального отделения (ТРО) КПРФ, наконец-то, спустя неделю после выборов в татарстанский парламент, подвели их итоги. «Как видите, мы не ушли в подполье», — не без иронии заметил Миргалимов. Как выяснилось, в региональном отделении партии категорически не согласны со словом «поражение». Да, коммунисты получили на выборах в Госсовет РТ вместо обещанных 5,55%. И теперь фракция КПРФ в ГС РТ будет состоять не из шести, как раньше, а всего из трех депутатов. Однако, как заявил Миргалимов, «мы не верим этим цифрам, кто бы что ни говорил». «Посмотрите, какие пестрые цифры! — указал он. — Что, у нас избиратели разные, что ли? Город — до 13 процентов, а если районы посмотреть, то от 0,46 до 12,5. Что, в своем родном районе процветающий капитализм?»

Миргалимов также возмущался досрочным голосованием, этим новшеством в избирательном законодательстве: «Досрочное голосование — это было основное голосование. Основное голосование! Исход выборов был предрешен до 14 сентября. В Нижнекамске в рабочее время привезли и голосовали. Одного-двух опросили — отвечают: «Если не проголосую, меня уволят с работы». Негодование Миргалимова вызвало и то, что в депутаты прошел основатель теперь уже рухнувшей молочной империи «Вамин» Вагиз Мингазов: «Фракция КПРФ была против его избрания в Совет Федерации. Я тогда задавал вопрос: где 60 тысяч тонн зерна? Где 12 уголовных дел?»

Артем Прокофьев: «К сожалению, получается, что крупный капитал у нас получил еще большее представительство в Госсовете... Это кривое зеркало нашего общества»
Артем Прокофьев: «К сожалению, получается, что крупный капитал у нас получил еще большее представительство в Госсовете... Это кривое зеркало нашего общества»

«С ЛОМОМ МЫ НЕ ВЫЙДЕМ...»

На пресс-конференции особо отметили тот факт, о котором газета «БИЗНЕС Online» рассказывала еще при выдвижении кандидатов: самую мощную часть кандидатского корпуса ЕР составляют гендиректора, их замы и владельцы крупного бизнеса. Прокофьев в связи с этим отметил: «Социальные лифты сломаны. А впереди у нас сложный период, надвигается кризис. Мы фактически уже видим попытку переложить тяжесть этого кризиса на плечи простых людей. Именно тот расклад, который сегодня сложился в Госсовете, этот процесс сильно упростит власти. К сожалению, получается, что крупный капитал у нас получил еще большее представительство в Госсовете. Такая система фактически лишена гибкости, а в условиях вызовов гибкость необходима. Мы увидели, какая маленькая скамейка запасных у действующей власти...» «Не должен Государственный Совет превращаться в собрание генеральных директоров с мандатами, — заявил Артем Прокофьев. — Потому что это представительный орган, он должен представлять общество Татарстана. А у нас он представляет генеральных директоров. Это кривое зеркало нашего общества». «Председатель Госсовета на сегодня, если посмотреть состав парламента, должен называться председателем совета директоров», — предложил идею Кострин.

Валентин Кострин пообещал, что фракция КПРФ в новом парламенте, хоть и будет состоять только из троих депутатов, станет действовать жестче
Валентин Кострин пообещал, что фракция КПРФ в новом парламенте, хоть и будет состоять только из троих депутатов, станет действовать жестче

На пресс-конференции ответили также на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о планах на муниципальных выборах. Речь идет, как заметил Прокофьев, о многолетней кадровой, организационной работе по укреплению партийных рядов, о продолжении объединения гражданских активистов, общественных организаций вокруг ТРО КПРФ. Правда, возможностей объединиться с другими партиями, хотя бы для контроля за выборами, в региональном отделении КПРФ не видят, тем более что такая попытка перед выборами в ГС РТ закончилась ничем. «КПРФ — не политический винегрет», — заметил Миргалимов и пригласил тех, кого другие партии не устраивают, вступать в ряды КПРФ.

Кострин пообещал, что фракция КПРФ в новом парламенте, хоть и будет состоять только из троих депутатов, станет действовать жестче: «Власть не добилась того результата, которого она хотела, — коммунисты в парламенте Татарстана есть... И к следующим выборам власть еще дала нам толчок для собственного развития. Мы поняли, еще резче обозначили свои недостатки». Отвечая на вопрос, будет ли ТРО КПРФ оспаривать итоги выборов, Прокофьев сообщил, что нет, не будет, хотя факты, дающие такую возможность, с их точки зрения имеются. Первый секретарь рескома также добавил: «Мы не хотим Болотной площади в Татарстане... С ломом мы не выйдем. Лом на лом пойдем — получится майдан».

Вызвала нарекания Миргалимова газета «Единой России», которую он продемонстрировал и на заседании президиума Госсовета, и на пресс-конференции ТРО КПРФ
Вызвала нарекания Миргалимова газета «Единой России», которую он продемонстрировал и на заседании президиума Госсовета, и на пресс-конференции ТРО КПРФ

А ЧТО ОНИ МОГЛИ СДЕЛАТЬ РАНЬШЕ, С 6 ДЕПУТАТАМИ?

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить заявления коммунистов:

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

— Думаю, что, говоря о факторах поражения КПРФ, нужно сказать как минимум о трех вещах. Во-первых, это почти раскол в их рядах. «Параллельные компартии» были на выборах и раньше, по-моему, в 2004 году — и тогда КПРФ получила примерно столько же голосов, что-то около 6 процентов. Произошло распыление голосов. Во-вторых, голосование за КПРФ у нас проходит циклично. Если взять выборы 2003 года, то на них было собрано больше голосов, на других выборах меньше. Эта цикличность, видимо, связана с уровнем недовольства властью, уровнем напряженности в обществе. Ну и третий фактор, который сказался на поражении КПРФ, — это административный ресурс. С 1996 года он традиционно направлен против КПРФ как одной из основных оппозиционных партий. Все эти факторы, как я думаю, и сказались на итогах выборов. Если же говорить о том, что теперь депутатов от этой партии в Госсовете Татарстана станет меньше, то здесь уместен риторический вопрос: а что они могли сделать раньше, с 6 депутатами? Почти то же самое, только теперь эти законопроекты будут подавать три человека. Что три человека, что шесть — это почти ничего не изменит. Даже если к ним какие-то одномандатники присоединятся, не изменится почти ничего.

Олег Зазнаев — политолог, доктор политических наук, профессор КФУ:

— Три человека для парламента — это, безусловно, очень маленькая фракция. Понятно, что ее КПД не может быть очень высоким. Слишком многого от нее требовать нельзя. С другой стороны, как говорится, на безрыбье и рак рыба. О какой-то согласованной политике сложно вести речь. Слишком большие надежды на них трудно возлагать, но это все-таки позитивный момент прохождения хоть маленькой, но все-таки фракции в парламент. Лучше, чтобы в парламенте хоть так была представлена оппозиция, чем если бы ее не было совсем или она была бы представлена одним человеком. Элдэпээровец там погоды тоже не делает... Если же говорить о причинах поражения, это сложный вопрос. Можно сказать, что причиной этого стал административный ресурс в достаточно широком смысле слова. Все повторяется, как это было и на предыдущих выборах. С точки зрения отношения власти к выборам и с точки зрения самой кампании КПРФ каких-то революционных изменений нет.