ОАО «Аэрофлот» проиграло УФАС по Татарстану судебный спор по поводу стоимости своих билетов на маршрутах Казань — Москва и Москва — Казань. Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил справедливость претензий антимонопольной службы.

Решение, отмены которого добивался «Аэрофлот», было вынесено 5 июля прошлого года. Ведомство Александра Груничева проанализировало у авиакомпаний, доставляющих пассажиров из Казани в Первопрестольную и обратно, динамику изменения стоимости авиабилетов экономкласса в зависимости от того, за сколько дней до вылета они приобретаются — за два дня, месяц или два. У «Аэрофлота» цена билета за два дня до вылета оказалась в несколько раз выше стоимости билета, купленного загодя.

На этом основании ведомство признало перевозчика нарушившим ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления различных по стоимости тарифов на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок. В том числе цена билетов «Аэрофлота» была названа необоснованно высокой. В пределах экономкласса обслуживания на конец 2011 года уровень тарифов у него варьировался от 2 200 до 19 250 рублей (более чем в 8 раз), на конец 2012 года — от 2 750 до 24 750 рублей (в 9 раз), на конец 2013 года — от 3 000 до 20 000 рублей (более чем в 6 раз). И большинство уровней цен в несколько раз превышало средние затраты общества на перевозку одного пассажира (около 4000 рублей). По мнению УФАС, это ущемляло интересы клиентов авиаперевозчика. Они могли получать одинаковый комплекс услуг (лететь одним рейсом с одинаковым набором услуг по питанию, обслуживанию), но оплачивать их по разным ценам.

Авиакомпании было предписано привязать цену билетов к фактическим затратам, что позволило бы сократить ценовой разрыв между максимальным и минимальным тарифами в пределах экономкласса. «Аэрофлот» с претензиями не согласился и обжаловал решение и предписания УФАС в суде.

Перевозчик объяснял, что цены на билеты не устанавливаются ежедневно и не зависят напрямую от сроков их покупки. Их формирует автоматизированная система управления загрузкой Sabre Airmax на основе спроса и предложения на конкретный рейс. При увеличении спроса она прекращает продажу более низких по стоимости классов бронирования, предлагая высокие. И наоборот: в случае снижения спроса приостанавливает продажу дорогих билетов в пользу дешевых. Не согласился он и с фактом завышения цен, ссылаясь на то, что рейсы по названным маршрутам не бывают загружены на 100% — рентабельность этих перевозок отрицательная.

Арбитражный суд РТ поддержал антимонопольное ведомство. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд занял прямо противоположную позицию: УФАС не доказало ни доминирующего положения «Аэрофлота» на воздушном сообщении между Казанью и Москвой, ни его «необоснованно высоких цен», ни использование запрещенных методов, ни нанесение ущерба пассажирам или конкурентам. Напротив, перевозчик стремится удовлетворить ожидания пассажиров с различной платежеспособностью. Однако Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение татарстанского арбитража.