На пресс-конференции презентовали новый сезон в театре им. Г. Камала, который откроется 3 октября
На пресс-конференции презентовали новый сезон в театре им. Камала, который откроется 3 октября культовой «Голубой шалью»

«ОРХАН ПАМУК — ЭТО ПОЧТИ ДОСТОЕВСКИЙ»

Новый сезон в театре откроется 3 октября традиционно — культовой «Голубой шалью». Впрочем, труппа уже работает в полную силу: побывали в Москве на днях культуры РТ, на малых гастролях в Алма-Ате, здесь повстречались с татарской диаспорой и дали при аншлагах три спектакля. Сейчас идут активные репетиции новых спектаклей.

Первая премьера пройдет уже 4 октября, это будет трагикомедия Флорида Булякова «Любишь — не любишь...» в постановке Радика Бариева. Вторая премьера, обещающая стать сенсационной, состоится в ноябре. Молодой драматург Ярослава Пулинович сделала инсценировку романа «Меня зовут Красный» лауреата Нобелевской премии, турецкого писателя Орхана Памука. Русский перевод романа сделан известной переводчицей и ученым, пропагандистом турецкой литературы Апполинарией Аврутиной. Над спектаклем работает Максим Кальсин. Ученик Камы Гинкаса сейчас главный режиссер театра в Магнитогорске. Ставить Памука — это было его желание, он предложил проект камаловцам еще в 2012 году.

«Впервые я прочел Памука в 1998 году. «Меня зовут Красный» — это великий роман, Памук — это почти Достоевский. Я не могу объяснить, почему я так хотел его поставить — это какая-то алхимия. Мне было очень приятно, что камаловцы откликнулись, мне кажется, что эта книга им близка», — пояснил Кальсин.

Максим Кальсин работает над спектаклем по роману «Меня зовут Красный» лауреата Нобелевской премии, турецкого писателя Орхана Памука
Максим Кальсин работает над спектаклем по роману «Меня зовут Красный» лауреата Нобелевской премии, турецкого писателя Орхана Памука

Его мнение разделяет главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, полагающий, что тема востока и запада близка и актерам, и зрителям в Казани.

На вопрос корреспондента издания, приедет ли Памук в Казань на премьеру, Кальсин ответил, что сейчас будут вестись переговоры и с писателем, и с переводчицей его книг на русский язык Апполинарией Аврутиной, и их ждут на премьеру в Казани в ноябре.

«ШЕКСПИР — ЭТО НЕ АНГЛИЙСКИЙ АВТОР»

Впрочем, сенсация может произойти уже в октябре. 12 октября на малой сцене театра драматург и режиссер Ильгиз Зайниев покажет свою версию одной из самых «черных» пьес Шекспира — трагедию «Ричард III». В главной роли — Искандер Хайруллин.

Когда режиссера спросили, готов ли татарский зритель к восприятию Шекспира, Зайниев ответил, что «татарский зритель готов ко всему, подтверждение тому — популярность спектакля «Однажды летним днем» по пьесе Йона Фоссе. А Шекспир — он не английский драматург, он принадлежит всему человечеству».

Фарид Бикчантаев готовит премьеру – комедию «Хужа Насретдин» по пьесе Наки Исанбета
Фарид Бикчантаев готовит премьеру – комедию «Хужа Насретдин» по пьесе Наки Исанбета

Главный режиссер театра Бикчантаев готовит премьеру весьма неожиданную — это комедия «Хужа Насретдин» по пьесе Наки Исанбета. Впрочем, кроме канонического текста пьесы, там будет добавлена еще одна восточная притча, которая придаст спектаклю злободневность.

«Делать сейчас из спектакля просто анекдот — это бессовестно по отношению к зрителю. История Хужи Насретдина — она в некотором роде политична. Сейчас такое время, что просто развлекать зрителя — это безнравственно», — полагает Бикчантаев.

ПРЕМИЯ ИМЕНИ МАРСЕЛЯ САЛИМЖАНОВА

Директор театра Ильфир Якупов поделился, что сейчас каждый 10-й билет зрители покупают на сайте театра, оказалось, что публика готова к такой новой форме. И радостная новость для поклонников театра: уже в октябре можно будет зайти на сайт театра и скачать за символическую плату любимый спектакль. Сейчас театр в минкульте РФ утрясает правовую сторону проекта, касающуюся авторских прав. В театре заверили, что сайт будет защищен от хакерских атак, так что просто так, пиратски скачать спектакль будет невозможно, первые спектакли, которые можно будет получить в свою коллекцию — это «Люстра» и «Старик из деревни Альдермыш».

Ильфир Якупов
Ильфир Якупов поделился, что сейчас каждый 10-й билет зрители покупают на сайте театра

Еще одна новость — в театре появилось корпоративное обслуживание. То есть крупная организация может заказать большое количество билетов, можно даже заказать автобус, публику привезут в театр и увезут после спектакля. Особенно востребованна услуга корпоративного обслуживания в сельских районах Татарстана, где часто есть желание посетить спектакли театра, но нет транспорта.

Нынешний сезон был бы юбилейным для многолетнего главного режиссера театра Марселя Салимжанова. 7 ноября Марселю Хакимовичу исполнилось бы 80 лет. Естественно, что Салимжанова вспомнят в театре, в ноябре пройдет вечер его памяти. Но это еще не все, в театре им. Камала учреждают премию имени Салимжанова, сейчас идет работа над ее положением. Таким образом, у камавловцев теперь будет две премии — имени Салимжанова и имени Дамира Сиразиева — премия имени этого режиссера существует уже насколько лет. Сумму премий директор театра отказался озвучить.

Новации коснутся и международного театрального фестиваля «Науруз». Он пройдет в начале июня будущего года. Теперь «Науруз» каждый раз будет посвящен культуре того или иного тюркского народа. «Науруз» будущего года будет посвящен Казахстану, в Казань приедет несколько театров из этой республики, привезут выставки. Ожидается, что страна поучаствует в финансировании фестиваля.

Естественно, количество участников фестиваля не уменьшится, на него так же, как и всегда, приедут театры из самых разных тюркоязычных стран. Что касается почетных гостей, то, очевидно, в Казань приедет театр из Японии и театр им. Маяковского со спектаклем «Кант». Во всяком случае, его постановщик Миндаугас Карбаускас проявил большую заинтересованность, услышав предложение камаловцев.

Что касается поездок самих камаловцев, то в начале будущего года у них состоятся традиционные гастроли в Москве, в филиале Малого театра, будут поездки в Ульяновск, Самару и Оренбург.

21 ноября спектакль «Однажды летним днем» будет сыгран на фестивале современного театра в Шанхае. Причем пригласить его сюда посоветовал сам «второй Ибсен» — Йон Фоссе, который видел постановку Бикчантаева на фестивале в Будапеште.