ТОП-300 КОРПОРАТИВНЫХ САЙТОВ ТАТАРСТАНА

В течение августа этого года юзабилити-лаборатория КФУ «Векстор» совместно с сообществом «Цифровая культура» провели масштабное исследование качества региональных сайтов. В рейтинг попали сайты различных компаний: от микробизнеса до флагманов татарстанской экономики. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Марат Машков — руководитель юзабилити-лаборатории КФУ, исследование проводилось для того, чтобы обратить внимание руководителей компаний на то, в каком состоянии находятся их сайты. «Для многих компаний работа над сайтом стоит далеко не на первом месте, сайтам не уделяется должное внимание. Исследование это подтвердило», — заметил он.

«Данные для исследования мы брали из источников, в которых есть серьезная модерация. Мы взяли компании из каталога «Яндекс» — yaca.yandex.ru, из каталога «БИЗНЕС Online» — business-gazeta.ru/company/, изучили рубрики 2gis.ru. В результате получился список сайтов реально работающих компаний, которые с его помощью действительно могут получать какую-то пользу».

Каждый сайт в ходе исследования оценивался по 51 критерию удобства для посетителей.

«Важность соблюдения этих требований подтверждена сотнями мировых исследований. Мы отбирали универсальные критерии, не связанные с типом сайта или отраслью. Например, один из критериев — обязательные поля в форме должны быть выделены «звездочкой» или как-то еще отличаться от необязательных полей, — объяснил Машков. — Согласитесь, раздражает, когда вы уже третий раз пытаетесь отправить данные, а сайт просит вас заполнить еще какие-то поля? Исследование показало, что 195 владельцев сайтов из 300 не проявляют даже такой простой заботы о своих клиентах.

Как пояснил Машков, для каждого критерия определен коэффициент значимости от 1 до 10. Максимально сайт в ходе исследования мог набрать 186 баллов. Каждый критерий входит в одну из 7 категорий: навигация (насколько легко разобраться в структуре сайта), главная страница (сообщает ли она наиболее актуальную для посетителя информацию), доступность (легко ли воспринимать текст на сайте), контент (полнота и оптимизация для быстрого чтения), интерактив (наличие форм на сайте, их удобство), SEO (оптимизирован ли сайт для поисковых систем).

«Хуже всего дела с контентом и интерактивными возможностями. Большинство сайтов вместо простых и четких описаний продуктов и услуг содержат массу «воды», «лирических отступлений» и цитат из «Википедии». По SEO у большинства татарстанских сайтов не такие плохие позиции. У многих 15 баллов из 15 возможных. Видимо, быть на первом месте кажется более важным, чем успешно конвертировать посетителей в покупателей», — рассказал собеседник нашего издания. Очевидно, что компании нашей республики не используют весь потенциал возможностей своих сайтов даже на 50%, считает Машков.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Что касается выводов исследования, их несколько. «Основной — подавляющее большинство сайтов выполнено на тройку. Только один сайт получил пятерку в ходе нашего исследования. В начале списка стоят банки, крупные компании, которые могут себе позволить вложить больше средств в развитие сайта, привлечь более профессиональных специалистов. Но в Топ-50 попали также и представители малого бизнеса, которые понимают важность удобства сайта для их клиентов», — рассказал Машков. По его словам, явной зависимости между масштабом деятельности компании и качеством ее сайта нет. Кроме этого, сайты крупных и известных компаний могут содержать банальные ошибки, неаккуратность, пущены «на самотек».

Полные результаты исследования будут представлены на семинаре «Ловим сетью» 16 сентября в 9:30 в Grand Hotel Kazan. Мероприятие будет носить не рекламный характер, а просветительский. Компании, которые попали в рейтинг, смогут сразу же узнать о своих ошибках и способах их исправления.

ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Итак, из 300 проанализированных сайтов двойку получили 65, тройку — 160 сайтов, четверку — 74, пятерку — один сайт. В Топ-5 вошли сайты: банк «БТА-Казань», «АК БАРС» Банк, компания «БАРС Груп», Акибанк и компания «Аудэкс».

В число 20 самых удобных сайтов татарстанских компаний также вошли: банк «Девон-кредит», обувная сеть «Спартак», магазин DOMO, кадровое агентства «Экспресс», строительная компания «ЮИТ Казань», МЭЛТ, КМПО, «Евроокно», «МультиПласт», «Колорит», «Мирокон», «Автолига», Evels.ru, «Флэт», СЭНК.

«Чем объясняется, что банки на первых местах? Тем, что банки имеют средства, чтобы привлекать более профессиональных специалистов. Банки активно работают со своими клиентами именно с помощью сайта — и с частными лицами, и с корпоративными клиентами, — объясняет Машков. — Плюс в целом сайты банков более развиты, при этом есть возможность брать пример с федеральных сайтов».

мавлютова.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней

При этом нельзя сказать, что те, кто расположился в последней двадцатке рейтинга, — совсем бедные компании. Так, среди них есть ЗАО «Кулонстрой», «Неон-Арт», клубы «Эрмитаж» и «Желтая кофта». «Самые худшие — не обязательно самые бедные. Значит, они не считают свой сайт возможным источником прибыли», — говорит собеседник газеты.

Если проанализировать Топ-50 лучших по удобству сайтов, то получается, что среди них: банков — 6, сфера торговли — 18, услуги — 24, строительные компании — 2.

Среди Топ-20 худших в рейтинге сайтов: сайты, представляющие компании в сфере услуг, — 10, торговли — 5, строительные компании — 2, сфере развлечений — 3.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«МЕЛКИХ ОШИБОК МНОГО НА КАЖДОМ САЙТЕ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» результаты исследования удобства сайтов.

Рустем Биктагиров — ООО «Марк Вебер»:

— Набор критериев исследования достаточно адекватен. Правда, считаю невозможным делать однозначный вывод о качестве сайтов, опираясь только на внешнюю аналитику. Ведь эти 7 критериев не играют никакой роли, если сайт не решает бизнес-задачи его владельца. Это первый и самый важный критерий. Явной закономерности по группам отраслей в лучших и худших сайтах я не вижу, кроме той, что больше хороших сайтов закономерно приходится на отрасли с большими деньгами, а также на компании, чьи процессы сильно завязаны на привлечении клиентов через интернет или прямой интернет-торговле. Частыми ошибками веб-разработчиков я бы назвал дизайн ради дизайна, непогружение в процессы клиентов и нечеткое определение целей сайта. А ведь это самое главное.

Нияз Гараев — директор «Реаспект»:

— Для каждого пункта указано количество критериев, по которому оценивался каждый пункт, но они не раскрыты. Так как нет методики исследования, в нем мы видим только субъективную оценку исследователя. Конечно, в списке лучших по этому рейтингу есть ряд созданных нами проектов.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

В целом закономерность проследить просто: чем выше рейтинг компании в списках самых богатых компаний Татарстана, тем более качественный у нее сайт. Очевидный вывод, продиктованный как объемами выделяемого бюджета на создание сайта, так и наличием специализированных отделов, которые более-менее четко ставят задачи и внимательно контролируют работу исполнителя.

Лучшие сайты (как в рамках этого рейтинга, так и в рамках наших собственных наблюдений), которые созданы для регионального бизнеса, сильно отстают по уровню от лучших примеров в тех же отраслях, но сделанных для федерального или московского/питерского бизнеса. Чаще всего это продиктовано тем, что компетенции у интернет-маркетологов из центральных регионов выше, что позволяет предъявлять другой уровень требований к продукту и следить за безупречным исполнением. К тому же в центральных регионах отношение к интернет-маркетингу сильно отличается от того, что мы видим на нашем рынке: коллеги из Москвы или Питера зачастую ставят инструменты интернет-маркетинга на первое место.

Выделенные 10 самых популярных ошибок, которые обозначены в исследовании, неплохо отражают частный уровень проблем. Таких мелочей, которые обозначены в конце исследования, можно найти очень много и почти на каждом сайте. Причем не все они будут негативно влиять на бизнес.

Самые большие проблемы при разработке на региональном рынке.

1. Отсутствие четкого понимания задач, на решение которых направлен интернет-ресурс. Эта проблема встречается даже в самых крупных компаниях.

2. Отсутствие четкого понимания целевой аудитории, для которой делается сайт, и проблем этой аудитории, которые должен решить сайт.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

3. Часто отсутствует понимание своих отличий и конкурентных преимуществ у владельцев бизнеса.

4. Практически полное отсутствие понимания, что сайт должен жить и развиваться. Следствием из этого является желание создать один раз и на несколько лет.

Артур Баширов — генеральный директор компании «Ай Ти Эс»:

— Данные, изложенные в отчете по исследованию, создают больше вопросов, нежели ответов на них. Например, методика и инструментарий исследования не изложены в полном виде. Перечень компаний не структурирован по отраслям. А ведь ни для кого не секрет, что это очень важно. Например, даже для банковской сферы: сайты финансовых организаций, работающих с физическими лицами и с юридическими лицами, порой разнятся очень сильно. И это диктует специфика их работы. Из этого можно сделать вывод, что единые критерии оценки неуместны порой и для одной сферы деятельности, не говоря уже о сравнивании всех со всеми.

Также в исследовании не указано, какая методика расчета выборки применялась, соответствует ли генеральной совокупности выборка в 300 сайтов компаний Татарстана. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что, скорее всего, это пилотное маркетинговое исследование удобства сайтов. Подобные исследования важны для участников рынка веб-разработки в целом. Будем ждать нового, более полного.

Существуют примеры сайтов, которые по результатам такого исследования не вошли бы даже в первую сотню. Но при этом они имеют конверсию в 50 - 80 процентов. Можно ли говорить о том, что данные сайты являются худшими?

В нашем портфолио имеются работы, выполненные как для грандов экономики Татарстана, так и для малых организаций. Оценить их можно лишь с точки зрения грамотности заказчика в инструментах интернет-маркетинга и веб-разработки. На сегодняшний день лишь небольшая часть маркетологов используют сайт как мощный инструмент продвижения и позиционирования их компании. Еще меньшее число из них знают, насколько можно оптимизировать маркетинговый бюджет, начав пользоваться данным инструментом правильно.

Самой большой проблемой часто является попытка заказчиков научить нас тому, как и какие делать сайты, а также как их продвигать. Согласитесь, самолечением заниматься бесполезно. И в случае интернет-маркетинга врачом является производитель сайтов.