- Долгие годы люди из деревни уезжали, потому не видели перспектив на селе. Но сегодня в городах растет безработица, крупные предприятия останавливают работу, сокращают людей. Как вы считаете, может ли начаться исход людей из городов обратно в село? Во всяком случае, человек в деревне если и не заработает, то с голоду точно не умрет.
- Кризис - самое время возвращаться в село. Но для этого нужна четкая и понятная программа. Скажем, построили бы власти сто одноэтажных домов по 60-70 квадратных метров, спросили, что району необходимо. Кто-то цветы бы выращивал на продажу, кто-то - лук, кто-то столярный цех откроет, кто-то свиней, кур выращивать будет. Создали бы СПК по сбору и сбыту продукции, и жизнь у многих людей наладилась бы.
Проблема в том, что у нас многое делается для отчетности. Сейчас, например, ввели общественные работы для уволенных или сокращенных. Благое дело! Но знакомый предприниматель из соседней республики звонит и жалуется – его чуть ли не заставляют уволить 10 человек, чтобы потом их взять к себе же на общественные работы.
МЫ НАЧАЛИ БИЗНЕС В КРИЗИС
- Ринат Атласович, расскажите, с чего начинался ваш холдинг?
- В 1998 году, как раз в прошлый кризис, мы взяли льготный кредит в Ак Барс банке – один миллион рублей и открыли маленький молокозавод. Арендовали небольшое помещение, поставили два станка для фасовки молока. Собирали молоко в пяти колхозах, а также покупали молоко у населения по рублю. Деньги отдавали сразу, а поскольку "Татарстан-Соте" сразу не платил и расплачивался бартером, все были довольны. По два рубля продавали молоко в Казани. Потом нас поддержал глава администрации района и предложил расширить производство. Мы отремонтировали молочный цех в селе Макулово, где раньше был молокосборный пункт. Запустили линию молока и сливочного масла. Прежний заводик перевезли на новое место за ночь! Ни один день не было сбоев в поставке молока. Закупили оборудование по производству масла, отдельное здание построили для завода сухого молока. Строили на кредит, который был субсидирован - республика нам очень помогла.
- Что входит в структуру вашей компании сегодня?
- Сегодня мы также закупаем молоко у частного сектора, совхозов, колхозов, около 50 тонн в сутки. Перерабатываем, делаем сливочное масло, сухое молоко, разливаем молоко в пакеты, в день по 15 тонн. Молоко реализуем в Казани под маркой "Агрофирма "Верхний Услон". Жирность - 2,5 и 3,5 процентов. Пакет стоит 15 рублей, это самая низкая цена.
Сейчас 45-50 процентов объема оборота нам дает молочный завод и половину розничная торговля в сельской местности. Из них половина – малые населенные пункты (до 100-200 дворов) в Верхнеуслонском, Кайбицком и Зеленодольском районах. Мы входим в систему потребкооперации Республики Татарстан, которая оказывает большую помощь в приобретении оборудования, техники и т.д.
Второе наше производство - мясокомбинат. Закупаем мясо, производим колбасы.
Кроме того, работают заготовительные пункты сельскохозяйственного производственного кооператива, через который мы закупаем у населения мясо, шкуры, шерсть, макулатуру и т.д. Собираем полиэтиленовые бутылки, жестяные банки. Правда, сейчас это нерентабельный бизнес - вот уже три месяца как терпим убытки, без субсидий не обойтись. Стараемся покупать у населения все, что можно. Частник корову зарезал, а шкуру выкидывает. Даже если мы за нее 100-200 рублей заплатим – это лучше, чем частник ее выбросит.
Есть и свой рыбный цех на территории мясокомбината, но мы его пока закрыли. Хотели запустить 50 тонн переработки рыбы в месяц. Около 50 человек на работу хотели взять. С банками договорились на кредит в 10 миллионов. Проект подготовили, а СЭС не подписывает – кто-то дачу построил в
Кроме того, хотим расширить наше автосервисное направление. Сейчас строим на трассе станцию технического обслуживания "Таттранссервис" на три тысячи квадратных метров, для обслуживания импортных сельхозмашин и дорожной техники. Уже затрачено около 40 миллионов рублей. Если мы кредитовались под 14 процентов, то сейчас по уже выданному кредиту проценты повысили до 17,5. В июле будем перекредитовываться. Наверно, еще процентов на 5 поднимут.
Этот проект задумывался как совместный со шведами, но и они из-за кризиса не торопятся вкладывать свою долю. Но мы не унываем, каждый день двигаемся по проекту вперед.
- Какова численность работающих в вашей корпорации? Как на вас повлиял кризис?
- На предприятиях, которыми я руковожу, работает более 400 человек, мы одни из крупных работодателей в районе. У каждого работника по 4-5 человека в семье, то есть две тысячи человек зависят от стабильной работы нашего предприятия. У нас сейчас финансовые трудности из-за сбоев в банковской системе, сбыта продукции. Почему бы государству не оказать нам помощь? Проценты по кредитам банки установили неподъемные. Год назад было 15 процентов, сейчас 25-35. У нас, например, есть проект строительства производства на 200 рабочих мест. Нужно 200 миллионов рублей на 10 лет, под 5 процентов годовых. Пожалуйста, контролируйте отдачу, результат. Около 200 миллионов мы вкладываем в строительство производства, за один год строим, трудоустраиваем 200 человек. За десять лет выплатим кредит, заплатим 180 миллионов налогов. Обеспечим работой строителей, закрутятся другие сферы экономики, а это занятость, налоги, зарплата, потребление газа, электроэнергии.
- Вы обращались в банки с этим проектом?
- Да, но длинных денег у них нет, и без трехкратных залогов никто кредит не даст. Трудности даже в получении небольших кредитов для фермеров и СПК. В Россельхозбанке есть программа кредитования кооперативов. До 8 лет дают кредиты до 40 миллионов рублей – на сельскую торговлю, на закупку молочного оборудования, на зерновые. Программа действует около двух лет, до 2012 года будет выделено 180 миллиардов рублей. Но даже мы с хорошими залогами, со штатом юристов, экономистов уже год не можем получить кредит на расширение колбасного цеха. Бизнес-план приходится делать по европейскому стандарту! Ну какой фермер сделает такой бизнес-план? Складывается ощущение, что банки все деньги вложили в валюту… Правительство РФ объявило, что деньги, направленные на поддержку реального сектора экономики в декабре 2008, придут летом 2009 года. Ждем…
УБЫТОЧНЫМ МАГАЗИН БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
- Многие крупные производители в РТ жалуются на диктат торговых сетей. Куда вы сдаете на реализацию свой товар?
- Молоко - в магазины "шаговой доступности". Мясо, колбасу еще и на рынки, но летом это запрещено. У нас есть своя розничная сеть. В Верхнеуслонском районе 55 магазинов и в Кайбицком – 16. В Зеленодольском районе 12 магазинов, 6 месяцев мы их арендуем, но пока прибыли нет. Причину вижу в себе – надо тщательно выбирать кадры. Убыточным магазин не может быть. Может быть убыточным его директор.
Масло реализуем в больших брикетах по
Колбасу пробовали сдавать в торговые сети Казани. Но мы по цене не проходим. Наша колбаса стоит 300 рублей, а у крупных московских компаний – 100 рублей. Потому что у нас, например, нет дорогостоящего оборудования, которое может так перемешать 10 процентов мяса и 90 процентов пальмового жира, что покупатели пальчики оближут – им будет казаться, что это чистое мясо. Даже я, большой любитель колбасы, не отличу ее от натуральной по жесткости, по вязкости, по вкусовым качествам.
- То есть, сегодня производство натурального, а значит, качественного товара невыгодно?
- Только 10 процентов покупателей выбирают натуральный продукт – это те, кто беспокоятся о своем здоровье и те, кто способен платить. Остальные 90 смотрят на вкусовые качества, внешний вид и стоимость.
Еще у крупных сетей есть такое препятствие как пошлина за каждый вид продукции. Кроме того, деньги за поставленный товар они возвращают только через 45 дней. За это время инфляция их съедает. А предприниматель оказывается в убытке. Сколько раз правительство республики собирало по этому поводу представителей торговых сетей, но у большинства из них руководство находится в Москве – а им по сути все равно. Я считаю, что нам в республике на средства государства и инвесторов нужно создавать свои сети – только для местных товаропроизводителей. Пусть там продаются наша мебель, водка, колбаса, мясо, молоко и т.д.
- По какой цене вы закупаете мясо и молоко у фермеров, частников?
- 100-120 двадцать рублей за килограмм мяса и восемь рублей за литр молока.
- А например, у ВАМИНа какая закупочная цена?
- Тоже 8 рублей. Это стандартная цена. На самом деле для нас она убыточна. Год назад, в мае, решением руководства республики закупочная цена с 6 рублей была поднята до 8, для того, чтобы помочь производителям. Переработчикам обещали давать субсидии… Но наш убыток, например, составил 12 миллионов рублей. Молоко – очень сложная отрасль, которая сильно зависит от внешних факторов.
- Слышали, что у вас есть еще охотохозяйство. Это бизнес или все-таки дело для души?
- Для души. Я люблю природу, люблю все, что воспроизводится: жизнь, дети, цветы, животный мир. Бизнес на охотохозяйстве сделать сложно. В год на транспорт, охрану, подкормку зверей, на зарплату егерям уходит около двух миллионов рублей. Есть волки, кабаны, лоси, рыси, косули, зайцы, лисы и т.д. Даже если мы сто лицензий за 10 тысяч продадим в год, только окупим только половину расходов. Хотим сделать охотничий клуб с членскими взносами примерно по 20 тысяч рублей и льготной путевкой за 10 тысяч. Пусть лучше будет 20 постоянных членов клуба, но зато они знают, что такое охота. А то бывает, приедут люди, которые не в теме, курят, по телефону говорят - зверя пугают. Зверя выгоняешь, а они "мажут". А если зверя спугнуть, он с твоей территории уходит и вернется в лучшем случае только через год. И значит, охоте конец, а деньги на его кормление, содержание потрачены.
- Ринат Атласович, судя по всему, вы человек, всю жизнь связанный с селом…
- Я с 16 лет работаю в потребкооперации. Начинал продавцом, закончил техникум советской торговли. От продавца дошел до первого заместителя Татреспотребсоюза. Поэтому мне вся структура бизнеса на селе хорошо знакома. В ней, как и везде, нельзя стоять на месте. Когда я учился в Шведском институте менеджмента, практиковался в Стокгольме, нам говорили так: каждую неделю ты должен готовиться к продаже своего дома, предприятия, даже самого себя как наемного менеджера. С понедельника ты должен работать над тем, чтобы к пятнице все, что у тебя есть, и ты сам было ценнее. Каждую неделю надо становиться дороже, умнее, сильнее. Нужно создавать свой личный брэнд.
Визитная карточка Ринат Нуруллин Дата рождения - 26 апреля 1963г. Работа: |
Ринат Билалов,
Владимир Казанцев,
фото Марии Зверевой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.