КРИЗИС ЗАСТАВЛЯЕТ КАЗАНСКИХ ОПЕРАТОРОВ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ РАСПРОДАВАТЬ РЕКЛАМНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Казань. Проспект Победы – одна из главных транспортных артерий города. На рекламном щите надпись: "Щит продается в собственность". Такие объявления, как подснежники то тут, то там пробиваются сквозь "сугробы" социальной рекламы и весьма красноречиво напоминают о плачевном состоянии рекламного рынка в Казани. Идти на распродажу рекламных конструкций предпринимателей заставляют долги и резкий спад на рынке "наружки".
Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» связался по телефону с владельцем выставленных на продажу билбордов - гендиректором ЗАО фирма "Вилла" Радиком Мухутдиновым. Он признался, что ввиду сложившегося кризиса компания вынуждена продать несколько своих рекламных конструкций. Дать интервью газете «БИЗНЕС Online» согласился его партнер - директор ООО "Исида-К" Марсель Алеев. На пару бизнесмены владеют 114 рекламными щитами в городе. Вместе их фирмы входят тройку-четверку крупнейших республиканских операторов рынка наружной рекламы Казани. Алеев рассказал, что создавал свой бизнес в 1995 году с 300 рублей (!). Буквально накануне кризиса партнеры серьезно вложились в развитие производства, обслуживающей базы. Разразившийся кризис заставил их провести оптимизацию бизнеса.
СДАНО В АРЕНДУ 50 % РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ
- Марсель, что такого происходит на рекламном рынке, если компании вынуждены продавать свои рекламные носители?
- К сожалению, кризисные явления коснулись многих отраслей промышленного производства и услуг. Рекламная деятельность в этом смысле не исключение. Для того, чтобы поправить финансовую ситуацию, приходится жертвовать некоторыми активами. Кроме того, в настоящих условиях плата в городской бюджет за право размещения рекламного носителя представляется завышенной, а город не идет на снижение ставок.
- А сколько составляет плата за один щит?
- В среднем, 8 тыс. рублей в месяц, а это очень много, учитывая общую тенденцию к уменьшению объемов продаж.
- Насколько у вас упали продажи?
- Вначале на 25-30 %, потом где-то на 40-50 %. Сейчас, в среднем, продажи у всех – 50 %, то есть, продана примерно половина от имеющихся щитов. В прошлом году продажи были, в среднем 90 %, у кого-то даже 100 %.
- Хотите сказать, что работаете в убыток или прибыль все-таки есть?
- Сегодня мы работаем на сохранение коллектива фирмы. Бытует мнение, что если рекламный щит есть, то деньги сыплются, как из рога изобилия, и ничего делать не надо. Наподобие квартиры: сдал ее в аренду, и каждый месяц получаешь деньги. Здесь не так. Со щитом много проблем: обслуживающий персонал, отчетность, платежи в бюджет, налоги. Это же на виду у всего города.
- Вы обращались в исполнительный комитет Казани с просьбой реструктуризировать задолженность, отложить платежи?
- Да, безусловно, обращались. Были встречи, письма, переговоры. Но понижать ставки платежей для нас не стали.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА – РАБОТА РАДИ РАБОТЫ
- В таком положении оказались все рекламщики или вы пострадали сильнее?
- У всех такая ситуация, мы же в одном городе, стране живем и работаем. Даже у федеральных агентств есть такая проблема.
- То, что мэрия размещает на пустующих рекламных щитах социальную рекламу – для вас - поддержка или тяжелое бремя?
- Изначально это было предложение с нашей стороны, чтобы как-то компенсировать платежи в город. Чисто арифметически это должно было быть выгодным. Но по факту выходит так, что содержание щита с социальной рекламой обходится не дешевле, чем с коммерческой рекламой. То есть надо за свой счет изготовить изображение, произвести демонтаж – монтаж. В итоге Ассоциация распространителей наружной рекламы Казани пришла к выводу, что это - работа ради работы. Бизнесу от этого не легче.
- Только ваши работники при деле.
- Да. Наверное, городу нужно больше социальной рекламы давать. Сейчас она занимает 40 % от непроданных сторон. Это в среднем по рекламным фирмам города.
- Продажа рекламных щитов решит проблемы вашей компании?
- В определенном смысле это должно снять напряжение.
- Желающие купить есть?
- Да, безусловно. Даже в нынешних условиях покупка щита очень выгодное вложение. Среди покупателей отдельные представители бизнеса, которые хотят размещать на них собственную рекламу. Например, производитель сайдинга хочет повесить щит неподалеку от своего склада. Для него это - милое дело. Налог за рекламную деятельность он платить не будет, потому что собственная реклама единым налогом на вмененный доход не облагается. Он будет платить только в город.
- Сколько щитов уже продано?
-Продажи стабильные и это радует. Цены от 70 до 150 тыс. рублей. Это зависит от места. Но цены в целом упали. Для сравнения, в прошлом году конструкцию можно было бы купить за 250 тыс. рублей.
"ДЕНЬГИ ЖГУТ ЛЯЖКУ"
- Если отойти от проблем вашей компании, могли бы вы дать прогноз, насколько сузится рынок билбордов Казани в этом году?
- Все прямо зависит от экономической ситуации. Думаю, что на 20% может произойти сужение. Это называется оптимизация рынка. В первую очередь, с рынка могут уйти мелкие компании. Однако, должны появится и новые виды рекламных носителей - это видеотабло, скроллеры и т.д.
- С кризисом как изменилась структура рекламодателей?
- При любом кризисе у нас первым делом покупаются продукты питания. Во вторую очередь – одежда – голым на улицу не выйдешь. Сейчас, когда у людей не хватает денег, например, на покупку квартир, автомобилей, предметов роскоши, у него остается часть денег. Но они, как Шукшин говорил: "Деньги жгут ляжку". Люди начинают покупать предметы быта. Например, есть такая статистика, в конце прошлого года и в январе этого отмечена активность по мебели. Люди замкнулись в своей квартире: начали покупать новые холодильники, диваны и прочие атрибуты интерьера
Мы это почувствовали и на своих рекламодателях. Реклама по мебели оживилась. Пищевики и пиво – они есть и будут, несмотря на кризисы и революции. Чего стало меньше? Рекламы строительных компаний. Отделочных материалов вообще я не вижу. Автосалоны сократили рекламные компании. Увеличилась сфера услуг. Согласно календарю майя, человеческая жизнь состоит из циклов по 12 лет. Через каждые 12 лет происходит повторение. Прошло 12 лет - и снова приблизился кризис.
- А каково было положение в рекламном бизнесе в Казани 10 лет назад?
- Я прекрасно помню 1999 год – все щиты были пустые. Первый заказ у меня был в мае 1999 года: один ресторан предложил разместить рекламу на бартер. Сейчас подобные предложения вновь поступают.
Наталья Голобурдова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.