Свой цветочный бизнес Евгений Сеньковский начал с двух мини-маркетов 12 лет назад
Свой цветочный бизнес Евгений Сеньковский начал с двух мини-маркетов 12 лет назад

«ВЕДЬ ЭТО ДОСТАТОЧНО ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС»

— Евгений Владимирович, цветы — красивый и яркий бизнес, но почему именно они?

— Это было 12 лет назад накануне 8 Марта, когда я отправился за цветами для знакомой девушки. Спустился в подземный переход возле ТЦ «Кольцо», тогда это было самое популярное место продажи цветов, и ужаснулся, насколько цены были завышенными.

— Впрочем, как и всегда накануне и в праздник.

— В принципе, да, но тут я ощутил это на себе. Я попросил сделать какую-нибудь скидку, на что мне с сарказмом ответили: «Приходите девятого». Тогда я позвонил знакомой, которая занималась цветами, и купил у нее цветы хорошего качества и по нормальной цене. Она меня спросила, почему я сам не занимаюсь цветами, ведь это достаточно прибыльный бизнес, и добавила, что как раз продаются два мини-маркета. Предложение меня заинтересовало, не прошло и двух часов, как мы пообщались с продавцом этих магазинов, и на 1 апреля у нас уже была назначена сделка. Вот так я и пришел в этот бизнес.

— А до этого у вас уже был какой-то бизнес, раз вы с ходу начали переговоры и сразу смогли купить два павильона?

— У меня был неудачный опыт: открывал продуктовый павильон, он немного только поработал.

— Почему дело не выгорело?

— Место было непроходное. Магазин работал в ноль, силы уходили в никуда. Именно в тот момент, когда я решил все закрыть, возникло предложение о покупке цветочных павильонов.

Но средств на покупку нового бизнеса не было. Пришлось обратиться к друзьям, родственникам и просить продавца дать отсрочку. Она сказала, что у нее и так много желающих, которые готовы купить сразу и за наличный расчет. Но во время общения выяснилось, что мы с ней земляки, из одного города, и только после этого она пошла навстречу (смеется).

«C виду только красиво и доходно, но цветы — товар скоропортящийся»
«C виду только красиво и доходно, но цветы — товар скоропортящийся»

— О какой сумме первоначальных вложений идет речь?

— Потребовалось порядка 300 тысяч рублей.

— Зачастую цветочный бизнес воспринимается как легкий с точки зрения старта. С чем столкнулись вы?

— Это бизнес нелегкий, на самом деле. С виду только красиво и доходно, но цветы — товар скоропортящийся. Цикл хранения у хорошего продавца не должен превышать одной недели. Более того, чтобы они нормально хранились, в течение недели необходимо создать должные условия температурного режима и влажности воздуха, требуется частая смена воды и обрезка, а это все затратные и трудоемкие процессы.

КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИ СЕТИ

— Сколько сейчас магазинов под брендом «Букет столицы»?

— 42, все в Казани.

— И они в основном сосредоточены в спальных районах? Центр не интересен, или конкуренция высокая?

В центре магазины тоже есть, просто их меньше, потому что там тяжелее приобрести недвижимость и она дорогая. Спальные районы более доступные. Конечно, открыть магазин в центре считается престижным, но я не думаю, что реальный доход будет многим выше.

— Где территориально продажи идут лучше всего?

— В каждом районе свои лидеры, выделить явного невозможно. Есть определенный дух конкуренции внутри сети, сотрудники стараются превосходить друг друга в показателях.

Безусловно, влияет проходимость, наличие парковочных мест, удобство подъездных путей, хорошая обзорность. Были случаи, когда открывались магазины в центрах деловой активности, но жилого массива не было. И хотя проходимость была очень высокая, но продажи не шли. Так что много разных тонкостей.

— На старте вам потребовалось 300 тысяч. Сколько сейчас необходимо вложений для открытия нового павильона?

— Стартовая стоимость составит минимум 5 миллионов рублей.

«Мы первыми на этом рынке организовали работу цветочных магазинов в круглосуточном режиме»
«Мы первыми на этом рынке организовали работу цветочных магазинов в круглосуточном режиме»

— Из чего складывается эта сумма?

— У нас высокие стандарты, мы используем современные материалы, в том числе технологии энергосбережения, начиная от вывесок и заканчивая всеми лампами освещения. Мы используем специальные изолирующие материалы для избежания теплопотери.

И мы уже запускаем не павильоны, сейчас в городе их достаточно сложно открыть из-за жесткой политики в плане выделения земельных участков. Раньше, действительно, были самые разношерстные павильоны, которые портили внешний вид столицы, поэтому в преддверии Универсиады очень многие из них были убраны.

— Ваши павильоны избежали этой участи?

— Нет, и мы тоже были вынуждены закрыть около 8 объектов. В городе действовал план дислокации, наши объекты не смогли попасть в этот документ. Мы были вынуждены их убрать, но потом взамен прежних открыли новые.

— То есть Универсиада со своим общегородским благоустройством подтолкнула вас к реорганизации собственных павильонов во избежание проблем с властью?

— Дело не в том, что власть побудила нас к этому. Была собственная инициатива, мы делали это для удержания лидерских позиций.

— В каком объеме была проведена работа?

— Мы взялись за этот проект в августе 2012 года, и к июлю 2013 года вся наша сеть была реконструирована и обновлена на 100 процентов.

— Сколько потребовалось вложений?

— Более 80 миллионов рублей.

«КАЗАНЬ УЧИТ РАБОТАТЬ»

— В 2002 году вы запустили два магазина, теперь их 42. Какими темпами развивался бизнес?

— Казань, на самом деле, учит работать, проводя масштабные мероприятия. Если к Универсиаде мы провели реконструкцию, то первым испытанием стало тысячелетие города. Именно тогда и возникла идея объединять отдельно стоящие павильоны в одну торговую сеть и начинать работать по единым стандартам. Название «Букет столицы» тоже было придумано в этот период.

«Сейчас же мы сосредоточены на развитие бизнеса изнутри. Снаружи-то мы быстро выросли, но внутри еще не совсем зрелые»
«Сейчас же мы сосредоточены на развитии бизнеса изнутри. Снаружи-то мы быстро выросли, но внутри еще не совсем зрелые»

— Значит, развитие сети пришлось на 2005 год?

— Нет, не совсем. К тысячелетию Казани мы подошли с итогом в 6 павильонов, после чего были закрыты все двери для развития сети. Выделение земельных участков было приостановлено на продолжительный период времени. Мы к тому моменту успели оформить участки, но не освоить. К 2008 году мы смогли открыть еще порядка 7 павильонов. А вот периодом бурного роста можно назвать 2009 год. Нам тогда удалось открыть еще 13 магазинов за год.

— В год после кризиса? В 2008 году у вас не было спада?

— Спад, конечно, был, но мы не ощутили кризис так же остро, как другие сферы бизнеса, люди продолжали дарить цветы. С 2005 года мы планомерно развивались, готовили инфраструктуру, построили базу и новый склад, закупили требуемый транспорт, начали проводить работу с банками для получения кредитов и потом уже приступили к завоеванию рынка. А результат этой работы пришелся на 2009 год. Сейчас же мы сосредоточены на развитии бизнеса изнутри. Снаружи-то мы быстро выросли, но внутри еще не совсем зрелые.

Рассказывая о становлении и развитии бизнеса, вы говорите «мы»...

— Конечно, компания — это всегда команда.

— А начинали вы один?

— Да, но на первых порах я часто обращался к маме за советами, поскольку бизнес я начал еще будучи студентом. Энергия молодого человека и ее мудрость дали такой результат.

«Благодаря обучению мы смогли заметно повысить мастерство наших сотрудников, а учатся они, кстати, бесплатно»
«Благодаря обучению мы смогли заметно повысить мастерство наших сотрудников, а учатся они, кстати, бесплатно»

«НИКАКОЙ ВЫРУЧКИ НЕ БЫЛО СОВЕРШЕННО»

— Магазины вашей торговой сети работают круглосуточно. Это идея себя оправдывает?

— Решение перейти на круглосуточный режим было неоднозначным. Мы первыми на этом рынке организовали работу цветочных магазинов в круглосуточном режиме. Но на первых порах никакой выручки не было совершенно.

— Тогда почему вы не отказались от этой задумки?

— Мы понимали, что город развивается, все больше людей активны и ночью. Мы хотели привить людям привычку покупать цветы и в более позднее время.

— Когда это стало приносить прибыль?

— Через полгода мы вышли из минуса на ноль, еще через полгода ночная смена начала приносить прибыль.

«ДОСТАВКА — НАША СИЛЬНАЯ СТОРОНА»

— А оптовые поставки вы осуществляете?

— Да, был опыт. Но в Казани, действительно, конкурентный бизнес. Если заниматься этим направлением, то работу нужно ставить уже по-другому, нужен большой склад, соответствующий всем стандартам, и прочие сопутствующие моменты. У нас есть такие планы, но в данный момент мы этим не занимаемся, мы отказались от оптовых продаж.

— И с юридическими лицами вы никак не сотрудничаете?

— Нет, в рамках работы нашей сети нам это недоступно. У нас все выстроено так, что мы ориентированы на торговлю в магазинах. Возможно, это наше упущение, но пока работа складывается таким образом.

— Доставка вашей сетью осуществляется только по Казани?

— А вот доставка — как раз наша сильная сторона. Помимо того, что мы первыми открыли круглосуточные павильоны, еще и организовали собственную службу доставки полного цикла с диспетчерами и курьерами, и вся работа также осуществляется в круглосуточном режиме. К тому же мы организуем доставку не только по Казани, региону или России, но и по всему миру.

— Какова география?

— Регулярно поступают заказы на доставку цветов в Японию, США, Англию. И меня очень радует, когда удается организовать доставку в сжатые сроки. Если человеку нужно доставить цветы в Сочи или в Лондон, мы стараемся сделать это в течение трех часов. Это практически невероятно, почти режим оnline, но мы делаем это.

«Регулярно поступают заказы на доставку цветов в Японию, США, в Англию. И меня очень радует, когда удается организовать доставку в сжатые сроки»
«Регулярно поступают заказы на доставку цветов в Японию, США, Англию. И меня очень радует, когда удается организовать доставку в сжатые сроки»

— У вас такая широкая партнерская сеть?

— Да, в каждом из городов мы стараемся выбрать одного-двух партнеров среди таких же торговых сетей или крупных цветочных бутиков. Рассматриваем те компании, где собственник бизнеса вовлечен в процесс, лично отвечает за него. Делаем один-два пробных заказа, анализируем и, если компания надежная, переводим ее в разряд постоянных — вот такая бесхитростная схема.

— По какому принципу развивается партнерская сеть, весь мир ведь не объять?

— Мы больше сосредоточены на работу в России. Если речь идет о дальнем зарубежье, то тогда мы прибегаем к помощи посредников: «Флорист.ру» и монстра флористического бизнеса AMF. У нас налажена с ними хорошая связь. Они стараются сделать невозможное, когда это необходимо.

— Это два единственных сильных игрока на рынке?

— Есть еще челябинская компания Megaflowers.

«ОСТАВЛЯЕМ НАЦЕНКУ НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ»

— В свое время завышенные цены перед женским праздником подтолкнули вас к организации собственного бизнеса. Насколько вы сами повышаете цены в период цветочного ажиотажа?

— Мы оставляем норму наценки на том же уровне. Но тут нужно понимать, что если бы мы сами выращивали цветы, то к 8 Марта цены вообще бы не повышались. Мы же закупаем их в компаниях, которые находятся в Эквадоре, Колумбии или Голландии. А перед праздниками к ним поступает очень много предложений со стороны брокеров, покупателей, партнеров. Собственники плантаций, у которых объемы заранее распределены на 100 процентов, свободное количество цветов продают по принципу аукционов. Есть плантации, которые работают только на Россию. Конечно, они ориентируются на наши праздники.

В итоге еще на плантациях начинают повышаться цены, потом прибавляются транспортные расходы. Тем более товар специфичный, для его транспортировки требуются специальные двухтемпературные большегрузы.

— А зачем две температуры?

— Если везут свежесрезанные цветы, то температура в фургоне составляет 3 - 5 градусов, а если вместе с ними перевозятся горшечные растения, то температура должна быть порядка 15 градусов. Скользящая перегородка позволяет регулировать объем загрузки свежесрезанных цветов и горшечных растений и создавать в каждом отсеке свою температуру. А таких машин на всех не хватает, начинается привлечение, например, фургонов, развозящих фрукты. Разные компании начинают переманивать, цены на услуги соответственно растут.

— То есть повышение цен в вашей сети перед праздниками обусловлено только увеличением собственных затрат?

В преддверии праздников организуется круглый стол, и мы определяем стоимость конкретных позиций, какие цены будут выставлены к праздникам, учитывая все наши издержки, цены конкурентов. Конечно, из корыстных целей можно установить заоблачные цены, но ведь в праздники к нам приходят наши же клиенты, которые ходили к нам весь год, и обманывать их мы не имеем никакого права. Все равно мы стараемся в праздничные дни устанавливать цены ниже среднерыночных. За счет большого количества объектов мы можем себе это позволить.

— На сколько увеличивается выручка в дни праздников?

— В день 8 Марта — в среднем в четыре-пять раз, а в случае остальных праздников — не более чем в два-три раза.

«СРЕДНЯЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ВЫХОДИТ НА 20 ПРОЦЕНТОВ»

— В ваших магазинах помимо цветов продаются сопутствующие товары, как правило, по завышенной цене, учитывая, что вы на этом не специализируетесь. Это направление рентабельно?

Это делается для поддержания ассортимента. Динамика спроса есть, но она не столь ощутима, как хотелось бы.

— Насколько вы оцениваете свою рентабельность?

— Она варьируется в зависимости от объекта и может быть от нуля до 32 процентов. Средняя рентабельность выходит на 20 процентов.

«Несмотря на то, что бизнес красивый и по первым цифрам доходный, тут очень большой процент идет на брак, на списание и другие издержки»
«Несмотря на то что бизнес красивый и по первым цифрам доходный, тут очень большой процент идет на брак, на списание и другие издержки»

— Сколько составила ваша годовая выручка за 2013 год?

— Мы выходим на очень хорошие показатели, но это коммерческая тайна.

— А какова средняя доходность одного магазина?

— Тут все очень индивидуально. Есть объекты, которые работают в плюсе, есть те, которые работают даже в минус. Но я надеюсь, что они наберут оборот и все-таки выйдут на положительные показатели. Что касается средней доходности, я думаю, что в пределах от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Несмотря на то что бизнес красивый и по первым цифрам доходный, тут очень большой процент идет на брак, на списание и другие издержки.

— Каков процент списания от доли доходов?

— От общего объема, думаю, процентов от 5 до 8.

— Значит, вам удается продать практически все?

— Да, мы смогли этого добиться. Если раньше этот показатель был в пределах 15 процентов, то сейчас меньше.

— Какова доля доставки из общего дохода?

— Вообще, служба доставки и интернет-заказы в совокупности дают всего 4 процента от общего объема.

— Основной доход у вас от непосредственной продажи в магазинах?

— Розничная сеть, конечно же.

— Ваши магазины все в собственности?

— Земельные участки, естественно, в аренде у города, а все объекты в собственности.

«СОЗДАНИЕ СЕТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ МАССОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

— Пожалуй, главные ваши покупатели — мужчины...

— Да, естественно, мужчины — большая часть наших покупателей. Но, как говорится, любви все возрасты покорны, поэтому к нам приходят как совсем молодые ребята, так и уже люди в возрасте. Но и женщины тоже бывают у нас нередко. Они интересуются комнатными растениями, горшками для цветов и другими сопутствующими товарами, которые помогают им в создании уюта.

«Как говорится, любви все возрасты покорны, поэтому к нам приходят как совсем молодые ребята, так и уже люди в возрасте»
«Как говорится, любви все возрасты покорны, поэтому к нам приходят как совсем молодые ребята, так и уже люди в возрасте»

— На людей какого уровня достатка ориентирована ваша сеть?

— Когда я начинал бизнес, четко определил для себя одно правило: если хочешь обслуживать людей высокого уровня, то у тебя должен быть один, максимум два салона, где твое участие будет стопроцентным. А создание сети предполагает массового потребителя. Но я не ошибусь, если скажу, что наша сеть работает на потребителя самого разного уровня достатка.

— Как вам это удается в рамках одной сети?

— Мы регулярно проводим различного рода акции, которые, возможно, ценят люди со средним достатком или ниже среднего. Мы думаем и о тех, кто любит делать широкие жесты и предпочитает роскошные композиции, поэтому проводим регулярное обучение наших флористов у признанных талантов отрасли. Приглашенные мастера проводят занятия на наших площадях. Благодаря обучению мы смогли заметно повысить мастерство наших сотрудников, а учатся они, кстати, бесплатно.

«ПОЛУЧАЕМ ЦВЕТЫ НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ»

Как часто в ваши магазины завозят свежие цветы?

— У нас всегда свежий товар, потому что мы получаем цветы несколько раз в неделю. За счет больших объемов мы покупаем цветы по ценам производителей. В этом заключается наше отличие от конкурентов, ведь, чтобы выйти на такие цены, они вынуждены покупать цветы более низкого качества.

— С какими поставщиками цветов вы работаете?

— В основном это Эквадор и Голландия. Есть плантации, с которыми мы работаем напрямую, где-то — через посредников. По их меркам, плантации в 20 гектаров — это еще средний показатель. Несмотря на такой объем, она вся разделена между поставщиками еще до того, как что-то вырастет. Есть брокеры, которые консолидируют объемы и потом распределяют между покупателями.

— С местными поставщиками не работаете?

— Мы пробовали обращаться к местным поставщикам, наладить с ними партнерство, но не вышло. У них цветы растут не перманентно, нет стабильности в исполнении заказов. Теплица, к которой мы обращались, ни разу не выдерживала сроки и объем. В Подмосковье мы берем цветы, но лишь на добор.

Эквадор и Голландия два мировых поставщика. Но мы регулярно пробуем заказывать цветы из разных стран. В последний раз заказали кенийские розы. Но Кения, как и три года назад, не очень балует качеством. Да, цветы стали чуть больше, цены — чуть ниже, но не для массовых закупок. Что касается Колумбии, они, подтягивая качество, повышают и цены. На сегодняшний день бесспорный лидер — Эквадор. В Голландии развиты агрономия, селекция, они выращивают шикарные хризантемы, лилии, розы у них тоже хорошие, но имеют свою особенность. Они мельче, чем из Эквадора. И хотя их селекционерам удалось вырастить крупные бутоны, они не стойкие, быстро вянут. Те из покупателей, кто спрашивает голландскую розу, часто их и в руках не держали. В основном их везут из Эквадора или Колумбии.

— Южная Америка с погодой не подводит, сбои с поставками бывают?

— Лет 10 назад на Эквадор нахлынули дожди, а в основном там всегда ровная, теплая погода. Многие плантации, которые дорожат своим именем, тогда в период дождей закрылись. Они потерпели убытки, но сохранили свое имя. Вот это мне в них очень нравится.

— С какими перевозчиками сотрудничаете, какие схемы транспортировки используете?

— Если Эквадор — Амстердам, то авиаперелеты, а если Амстердам — Москва, то грузовые перевозки наземным транспортом. Перевозчиков сейчас очень много, они научились четко выполнять функции. Период, когда эта ниша была еще не заполнена, прошел.

«Эквадор и Голландия— два мировых поставщика. Но мы регулярно пробуем заказывать цветы из разных стран»
«Эквадор и Голландия — два мировых поставщика. Но мы регулярно пробуем заказывать цветы из разных стран»

— А раньше с перевозкой проблем было больше?

— Значительно. В основном из-за скачков температуры. Бывало так, что водитель по ошибке мог заглушить машину, а она без автономного холодильника. Сейчас, конечно, абсолютно новые фуры стандарта «Евро-5», холодильники оснащены сверхтехнологичным оборудованием. Доходит до того, что у этого холодильника есть блок управления, откуда можно вытащить информацию о том, в какое время и какая была температура. Тогда совершенно точно можно определить вину транспортной компании, производителей или логистического центра.

У нас достаточно много расходов, связанных с тем, что цветы — продукция скоропортящаяся. Мы эту статью умышленно немного расширили, чтобы не продавать увядшие цветы. Если вдруг вид совершенно некондиционный, то мы не будем брызгать блестками, сажать на клей. Это не в наших правилах.

— Но у вас, наверное, все равно есть свои методы, как вы реанимируете цветы?

— Никаких методов нет. Есть одна компания в Санкт-Петербурге, ее учредитель и основатель по образованию химик. И он благодаря своим способностям придумал химический состав, который позволяет в Эквадоре или Колумбии «усыпить» цветы и погрузить их в контейнер. Что интересно, это единственная компания, которая перевозит цветы морем, а это путь в 25 суток. И вот он их привозит к себе на склад, и через день цветы у него «оживают». Это какая-то фантастика.

— А уже дома они завянут, как и многие, ведь в магазинах они хранятся в холодильниках.

— Вянут они потому, что дома за ними тоже нужен уход. Есть определенные правила хранения цветов даже дома. Если это зимний период, то, естественно, их нельзя охлаждать, они должны быть упакованы. Мы же их заворачиваем в два слоя бумаги. Дома не стоит сразу убирать упаковочную бумагу. И обязательно нужно подрезать цветы косым срезом, чтобы площадь соприкосновения стебля с водой была выше. В воду многие добавляют белизну, водку, аспирин... Но мой совет: добавляйте все-таки средство, которое предоставляется в нашей сети бесплатно, — «Кризал». Он продлевает жизнь цветам за счет того, что борется с вредоносными для них бактериями, которые ускоряют гибель цветов.

«ЦВЕТЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

— Ваш бизнес сезонный, или сейчас эти границы стираются?

— Когда мы только начинали наш бизнес, ощущалось влияние лета, люди уезжали в отпуска, на дачи. Зимой же у людей повышался спрос на цветы. Сейчас ситуация совершенно выровнялась: летом и зимой стабильный спрос. Единственное, летом в середине недели он немного снижается, но и это компенсируется свадьбами.

И потом, если раньше было вполне нормальным пойти 1 сентября в школу с астрами или гладиолусами, то сейчас в своих магазинах от покупателей я часто слышу: «Неужели, сынок, ты пойдешь в школу с гладиолусами? Давай мы купим розы». Наверно, растут благосостояние граждан и наша общая культура.

— Какие цветы пользуются наибольшим спросом?

— Розы. Вот уж, действительно, цветы на все времена. Сейчас становятся популярными экзотические цветы, которые мы везем из Таиланда, Бали. Это стрелиции, орхидеи ванды, дендробиумы, фаленопсисы, джинджеры. Люди постепенно привыкают к этому многообразию.

— Были какие-нибудь интересные случаи? Миллион алых роз у вас кто-нибудь покупал?

— Был случай, когда мужчина каждый день покупал огромные букеты роз в течение 10 дней. Начал он с 101 розы, а через 10 дней их было уже 1001.

А однажды поздно ночью мужчина позвонил и попросил 1001 розу. Сначала серьезно к нему не отнеслись, наверное, потому что голос был несколько развязный. Но ему предложили приехать на склад. Каким-то образом через 20 минут после звонка он без пропуска появился на складе. У мужчины за песцовой безрукавкой был виден бронежилет, сам коротко стриженный, в татуировках и с серьгой в ухе. Купил — уехал.

«Под торговой маркой работает около 400 человек»
«Под торговой маркой работают около 400 человек»

— А у вас большой склад?

Около тысячи квадратных метров.

— Случались ошибки с доставками?

— Бывало (смеется). Но это смешно вспомнить только по истечении времени. Когда человеку доставляют не по адресу, нам не до смеха. Мы стараемся не допускать таких ошибок, никогда не предугадаешь последствия таких промахов...

«ЯЗЫК УЛЬТИМАТУМОВ МЕНЯ НЕ УСТРОИЛ»

— При приеме на работу вам требуются люди с некими навыками флориста, или достаточно быть улыбчивым человеком со вкусом?

— Мы всему учим, но у нас жесткая дисциплина. Пока человек не пройдет должным образом стажировку, не подтвердит свои навыки, не наберется определенного опыта работы с помощником, ни в коем случае не встанет за прилавок.

— Какую зарплату вы платите своим сотрудникам?

— От 25 тысяч рублей и выше.

— А сколько у вас всего сотрудников?

— Под торговой маркой работают около 400 человек.

— Вас и вашу компанию обсуждают в интернете. Комментаторы недовольны работой, пишут, что вы оформляете не по Трудовому кодексу, кидаете людей, большая текучка... Прокомментируйте.

— Человек, который спровоцировал эту массу негатива в интернете, работал у нас в должности ревизора. Она инспектировала работу торговых точек, проводила уценку цветов. За счет того, что продукция скоропортящаяся, в процессе ревизии выявлялась недостача в размере 20 - 30 тысяч рублей, что сопоставимо с зарплатой сотрудника. И тут же ревизор предлагал вступить в сговор, выплатить 10 тысяч и закрыть глаза на недостачу. Это доподлинно известные факты, которые были установлены после ее увольнения.

Многих не устраивала складывающаяся ситуация, потому что уже был сформирован серьезный костяк людей. Причем многие из них работают с первых дней. Да, текучка у нас есть, но в рамках нормы.

Уже после увольнения эта женщина пришла ко мне и сказала, что ей нужны отступные: «У меня тяжелая ситуация, будьте любезны, 150 тысяч мне выдайте, и у вас не будет никаких проблем». Но язык ультиматумов меня не устроил. Она же решила пойти в суд, предъявила нам иск на 1,5 миллиона рублей. При ее зарплате ей минимум нужно было работать три года. Суд, рассмотрев это дело, не определил ей ни рубля. Она вышла из зала суда в раздосадованном состоянии и начала собирать вокруг себя массу таких же людей, которые начали подавать на нас в суд. Большинство разбирательств заканчивались для них ничем. Были случаи, когда в силу каких-то обстоятельств мелкие суммы выигрывались, но мы их сразу же возмещали.

— А другие заявления в суд тоже были связаны с ревизорами или с рядовыми сотрудниками?

— Это продавцы, которых уличили в недостаче, воровстве или в получении левого товара. Они были уволены и объединились с этим человеком.

— В вашем бизнесе очень легко подворовывать. Как вы с этим боретесь?

— Мы боремся с этим на протяжении всех 12 лет. Но голь на выдумку хитра, постоянно возникают новые случаи, это как игра в кошки-мышки. У нас в штат внедрен сотрудник безопасности, установлена система наблюдения, четче поставлена работа управляющих, часто проводятся ревизии. И теперь мы избирательнее подходим к выбору ревизоров. А из целей безопасности все павильоны оборудованы кнопкой тревожного вызова.

— Какие-то ЧП были?

— Нет, но бывает, что иногда фанаты разрисовывают магазины. Или был у нас случай в 2005 году, когда в результате ДТП в наш павильон въехал автомобиль, полностью! Никто не пострадал, отделались испугом и удивлением.

«ДОЛЯ РЫНКА СОСТАВЛЯЕТ 12 - 15 ПРОЦЕНТОВ»

— Кого вы считаете своим прямыми конкурентами?

— Они хорошо видны. Это салоны цветов, которые называются в зависимости от той улицы, на которой они находятся, и «Аллея роз», у которой достаточно обширная сеть. Мне нравится магазин цветов на улице Лобачевского, около «Черного озера». Там очень широкий ассортимент, серьезный подход к работе, опять же в силу вовлеченности собственника бизнеса в процесс.

«Мы всему учим, но у нас жесткая дисциплина»
«Мы всему учим, но у нас жесткая дисциплина»

— Какова, по вашей оценке, доля рынка, которую вы занимаете?

— Я задавался этим вопросом. Мы даже проводили самостоятельно локальные исследования. Мы пришли к тому, что наша доля рынка составляет 12 - 15 процентов. Хотелось бы верить, что эта доля больше.

— Каким вы видите развитие рынка? Есть ли на нем место для новых игроков?

— Даже несмотря на высокую конкуренцию, все же есть место для профессионального подхода.

«...НО УЧИТЬСЯ КАК ПОПАЛО ТОЖЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ»

— Вы начали бизнес еще будучи студентом, а когда у вас вообще начали проявляться склонности к предпринимательской деятельности?

— Когда мне было 10 лет, я обратил внимание, что в одном из магазинов удобрения для цветов продаются по 25 рублей. Через четыре остановки в похожем магазине это же удобрение продавалось за 10. И я начал покупать там и продавать за 17 - 20 рублей. Я сам себе не верил. Представляете, мальчик договорился со взрослыми людьми! Однако все получилось, и спрос на эти удобрения был хороший.

Мы как раз в это время переехали в Казань. Изначально мы приехали, чтобы погостить у родственников, вот до сих пор и гостим (смеется). Казань — малая родина моей мамы и бабушки. Они переехали на короткий период в Казахстан, а когда приехали в Казань, решили остаться. Естественно, здесь комфортнее, стабильная и спокойная обстановка, к тому же у нас татарские корни.

— А где вы учились?

— Я учился в КГУ, поступил на физический факультет. До этого учился в лицее имени Лобачевского. Это была невероятно интересная школа. Я думаю, что она дала мне ничуть не меньше, чем университет. Там из детей делали людей, способных носить в себе не только знания, но и применять их на практике.

А когда поступал на физический факультет, меня даже взяли на перспективное направление «физика медицины», куда я набрал необходимое количество баллов. Но я понимал, что нужно работать. Как я уже рассказывал, в бизнесе я начал себя пробовать еще будучи студентом. Но учиться как попало тоже не хотелось, и я перешел на другой факультет — международных отношений и политологии, где мне удавалось совмещать и учебу и работу.

«ВСЕ ПРОИЗОШЛО 8 МАРТА»

— Расскажите о своей семье. Чем занимается ваша супруга?

Она воспитывает детей. Сейчас у нас двое сыновей: Богдану четыре, Платону год.

— Как вы с ней познакомились?

— В собственном магазине. У нас работала девушка-флорист, а моя будущая супруга была ее подругой. И опять знаковое событие — все произошло 8 Марта (улыбается). В канун праздника я приехал в один из наших магазинов. Увидел девушку, стоящую за прилавком, она собирала букет. Я знал всех сотрудниц по именам, узнавал по лицам, а тут новое для меня лицо. Но она быстро ретировалась, так как я достаточно строгий руководитель. После этого продолжительное время мы не виделись, но я ее запомнил (улыбается).

— У вас есть хобби? Чем любите заниматься в свободное время?

— До того как сломал ногу, увлеченно занимался хоккеем. Люблю плавать, кататься на беговых лыжах.

— И наш последний, традиционный вопрос: в чем, по-вашему, заключаются три секрета успешного бизнеса?

— Ответственность, постоянный труд и стремление сделать лучше, чем у конкурентов.