КРЕДИТОВАНИЕ СУЖАЕТСЯ, ПРОСРОЧКА РАСТЕТ

На фоне общей стагнации (употребим этот эвфемизм) экономики в стране и в Татарстане заметно осложняется ситуация в сфере малого и среднего бизнеса. Такой вывод можно сделать, изучив данные о просроченной задолженность по кредитам в этом сегменте малого и среднего бизнеса. За год она увеличилась на 6,1% и к 1 августа составила 5,2 млрд. рублей (просрочка, находящаяся на балансах банков) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в республике просрочка росла сильнее, чем в целом в Приволжском федеральном округе, где ее рост составил 4,5% — с 46,3 млрд. рублей до 48,4 млрд. рублей, сообщили «БИЗНЕС Online» в агентстве «Секвойя кредит консолидейшн», которое, в свою очередь, ссылается на данные Центробанка.

Всего же в Татарстане выдано кредитов МСБ на 141,2 млрд. рублей — снижение к аналогичному показателю прошлого года 15,9%. Республика находится на первом месте в округе по выданным кредитам — на РТ приходится более 20% от общего объема выданных кредитов в ПФО. На втором месте — Нижегородская область (110,7 млрд. рублей против 131,1 млрд. рублей на 1 августа прошлого года), на третьем — Самарская область. Чаще всего в ПФО банки выдают кредиты торговым и производственным компаниям, а также предприятиям сферы услуг.

В России за год с 1 августа прошлого года по 1 августа текущего года рост просрочки по кредитам составил 17,7%, объем задолженности МСБ по кредитам превысил 455 млрд. рублей. По итогам года просроченная задолженность малого и среднего бизнеса перед банками составит порядка 490 млрд. рублей. По прогнозу аналитиков, по сравнению с итогами прошлого года рост составит не менее 34% (в 2013 — 3%, в 2012 — 19,8%, в 2011 — 10%). Лидером по объему просроченной задолженности является Москва (на 1 августа текущего года — 81,6 млрд. рублей), затем идет Краснодарский край (39 млрд. рублей) и Санкт-Петербург (23,2 млрд. рублей).

НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Рост задолженности происходит на фоне сокращения темпов кредитования МСБ. В ПФО снижение кредитования произошло на 0,1% (с 685,50 млрд. рублей до 684,7 млрд. рублей), тогда как год назад рост был на уровне 22%. Ситуация в ПФО сходна с ситуацией в целом стране. В августе темпы роста объема выдаваемых кредитов малому и среднему бизнесу упали практически на 11% по сравнению с предыдущим периодом. По данным Центробанка, на 1 августа 2014 года банками было выдано кредитов на сумму более 4,5 трлн. рублей, тогда как на этот же период прошлого года — 3,7 трлн. рублей. Таким образом, рост составил не более 4,5% (за аналогичный период 2012 - 2013 года данный показатель увеличился более чем на 15,3%).

Интересно, что рост просрочки у МСБ происходит на фоне сокращения ее в целом по кредитам бизнесу, так, общая просроченная задолженность юрлиц (включая и крупные компании) и индивидуальных предпринимателей по Татарстану сократилась на 16,2%: с 19,8 млрд. рублей на 1 июля 2013 года до 16,6 млрд. рублей на 1 июля 2014 года (по данным ЦБ РФ).

В «Секвойя кредит консолидейшн» отмечают, что рост просрочки с одной стороны, и снижение темпов кредитования с другой происходят из-за «негативных процессов в российской экономике». Это повышение уровня инфляции (ожидаемые 7 - 8% по итогам года), низкий прирост ВВП (не более 1%), колебания курса валют и ослабление рубля, обострение политической ситуации, введение санкций

«На протяжении долгого времени МСБ являлся и продолжает быть индикатором экономических показателей и развития страны в целом. Если в докризисные (2005 - 2008) и посткризисные годы (2010 - 2011) кредиты брали с целью открытия и дальнейшего расширения бизнеса, то сейчас предприниматели берут кредиты для двух целей. Первая: рефинансирование обязательств, которые они брали в 2010 - 2013 годах, когда экономика была на подъеме и объем выручки рос. Сейчас объем выручки падает (в некоторых сегментах он снизился на 20% и более), и предприятиям сложно обслуживать уже взятые кредиты. Рефинансирование помогает увеличить срок кредита и снизить ежемесячную нагрузку на его обслуживание. Вторая цель — пополнение оборотных средств. Бизнес столкнулся с их дефицитом на фоне проблем с выручкой. Однако ставки по таким кредитам растут и нагрузка на бизнес увеличивается», — считают аналитики компании.

ИДЕТ «ПЕРЕКРЕДИТОВКА»: ЧЕЛОВЕК ВЗЯЛ ТРИ ГОДА НАЗАД КРЕДИТ, НЕ ТЯНЕТ, ИДЕТ В ДРУГОЙ БАНК...

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценилили ситуацию с просроченными кредитами.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Львиная доля МСБ — это все-таки торговля. При сокращении темпов роста экономики доходы населения сокращаются, соответственно, сфера торговли начинает испытывать сложности. Плюс банковский сектор сейчас чувствует себя не очень хорошо: это и отзыв лицензий у ряда банков на уровне Российской Федерации, и прочее. Банки стали более жестко подходить к своему портфелю, к размещению. Мы это слышим от многих предпринимателей, которые к нам обращаются: говорят, что не могут кредит в банке получить. Это показатель наличия проблем в республике и в целом в Российской Федерации. Их следовало ожидать. Насколько и когда ситуация улучшится, трудно сказать, пока таких предпосылок нет.

Денис Семенов — директор ООО «Волжско-Камское долговое агентство»:

— Сейчас вообще ситуация очень сложная с просрочкой. Она с каждым годом растет, и ничего в этом направлении не делается. Надо уже на законодательном уровне что-то решать, например, усилить ответственность за невозврат долгов. У нас решения суда не исполняются, вот здесь надо что-то поменять. Судебные приставы ничего не могут сделать, мы тоже. Никаких рычагов воздействия у нас в принципе и нет. Только беседы — и все. Арест имущества? Если есть имущество, то его, конечно, можно арестовать. Но из-за 10 тысяч долга никто ничего арестовывать не будет. Арест и зарплата. У некоторых официальная зарплата 5 тысяч при долге в миллион рублей — это как мертвому припарки. Все на бабушку, на дедушку перепишут и ходят довольные.

Люди бегут занимать слишком много, не оценивая реально свои возможности. Сейчас идет «перекредитовка»: человек взял три года назад кредит, его не тянет, идет в другой банк, там перезакрывается, и как снежный ком у него долг нарастает. Как наркотик уже эти кредиты.

Олег Колесников — директор «Камского долгового агентства» (Набережные Челны):

— Этот год самый сложный за последние три. Из опыта нашей организации, работать с должниками стало намного сложнее, есть ухудшения во взыскании в связи с финансовым положением должников. Я согласен с тем, что наблюдается тенденция, когда кредитование сокращается, а просрочка растет. Банки, что бы там ни говорили, ужесточают проверку клиентов. Очень много клиентов, которые уже по второму разу оказались в черных списках в банке национальных кредитных историй с испорченной репутацией. Платежеспособность населения падает. Кредиты выдают те же, только сократилось количество выдачи.

ЭТО МНОГО, ЭТО РОСТ, НО...

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Доля просрочки считается так: берется просроченная задолженность и делится на общую задолженность. Соответственно, общая задолженность у нас зависит от темпов выдачи кредитов, а они провалились на 15 процентов. Отойдем от экономики в поле интуитивного понимания. Наверное, человек начинает быть неплательщиком не в первый месяц того, как он взял кредит, это происходит, когда у него возникают какие-то проблемы. В МСБ средняя длина кредитования примерно, как автокредит, — несколько лет точно. Это не потребкредиты полугодовые. Соответственно, валовая просрочка растет с опозданием, то есть сейчас мы видим расширение просрочки от выданных кредитов, выданных год или два назад, когда темпы роста были 30 - 50 процентов в год. Соответственно, сама выдача сейчас снижается — не растет база. Поэтому мы и видим расширение доли просрочки просто из-за того, что рынок замедлился, а темпы роста просрочки еще не успели замедлиться. Это основной фактор.

Я смотрел кредитование в целом. Все-таки МСБ — более стабильный сегмент. Смотрел полностью потребкредитование, там была просрочка в 5 процентов. Вы понимаете, что это пока нельзя называть критичным показателем. Это много, это рост, но пока это все в рамках тех резервов, которые начисляют банки.

В будущем рост еще возможен. За 2013 год был рост кредитования МСБ, а в 2014-м оно снижается. Как минимум еще в течение года мы увидим рост просрочки за счет базы. Слишком сильно должно вырасти качество заемщиков, чтобы компенсировать эту тенденцию. В любом случае, грубо говоря, 3 - 4 процента от выданных кредитов, к примеру, становятся «плохими». Новых у нас выдается все меньше, а в просрочку прибывают те, которые были выданы год или полтора назад, поэтому и видим такую тенденцию. Конечно, тут есть негативное влияние и макроэкономической ситуации. Если мы говорим про МСБ, то этот фактор тоже значим. Для «физиков» он менее значим, а для МСБ более значим, потому что здесь бывает кредитование на грани, когда изменения законодательства, бухгалтерского учета могут приводить к неплатежеспособности. Оба фактора важны, но я бы сказал, что изменение темпов ростов рынка даже немного важнее.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Текущая макроэкономическая ситуация предполагает, что в перспективе до конца года ставки по кредитам будут расти, а их объем несколько сократится. Вполне возможно, что кредитование сузится на 5 - 7 процентов, но впереди зима, прогнозы относительно нее достаточно сложные. Задолженность по кредитам также пока будет расти, здесь не отмечается позитивной динамики.

Основная причина роста долгов по кредитам — осложнение ситуации в экономике страны. Люди брали кредиты, рассчитывая на текущие цены и свою зарплату. За последние 12 месяцев рубль подешевел на 19 процентов, и это далеко не предел для девальвации. Инфляция растет, растет и средний чек в магазинах. Россияне стали вынужденно тратить больше в повседневной жизни, зарплата сохранилась прежней, а кредитные обязательства никуда не делись.

Платон Магута — управляющий активами УК «Фонд Магута»:

— На фоне инфляционных ожиданий и ослабления рубля на валютном рынке следует ожидать дальнейшего снижения стремления населения, а также малого бизнеса кредитоваться. Сужение ликвидности на рынке приведет к удорожанию стоимости денег, поэтому бизнес максимально снизит заемы, равно как и население из-за неизбежного роста цен в первую очередь по причине обоюдных санкций ЕС, США и России. Но при этом задолженности будут расти, так как бизнес и население смогут меньше выделять денежных средств на ее погашение, увеличив текущие траты на бизнес и «жизнь».

Можно предположить, что если рост цен будет медленным, то сужение кредитования и задолженности будут расти прежними темпами. Но если будет всплеск инфляции, тогда эти темпы, судя по всему, пропорционально вырастут по отношению к инфляции.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Уменьшение объемов кредитования я могу объяснить тем, что у успешного бизнеса сейчас появляются свои фонды, свои накопления, и бизнес ищет, куда их вкладывать. С учетом череды кризисов осторожность бизнеса повышена. Деньги лежат на депозитах. Если посмотреть остатки на депозитах, то они выросли. И у бизнеса сейчас главная задача: куда вложить свои деньги, чтобы они дали доход. А зачем искать деньги, если есть свои? И просрочка по кредитам растет именно потому, что такие успешные бизнесмены перестали брать деньги в кредит. А молодежь, начинающие бизнесмены, продолжают занимать деньги. И получается, что успешные бизнесмены из этой статистики ушли, а остались там те, у кого бизнес не получился, соответственно, и просрочка пошла. То есть плюсы из статистики ушли, а минусы остались. Поэтому статистика и приобрела минусовой оттенок.