Восемь лет назад Татьяна Чумак освоила производство одноразовой продукции для салонов красоты и фитнес-центров
8 лет назад Татьяна Чумак освоила производство одноразовой продукции для салонов красоты и фитнес-центров

«ДНЕМ Я БЫЛА ДИРЕКТОРОМ, А НОЧЬЮ ВСТАВАЛА ЗА ОБОРУДОВАНИЕ»

— Татьяна, вы производственник, изготавливаете продукцию для салонов красоты, а не управляете каким-нибудь из них, что встречается чаще среди женщин. Чем обусловлен ваш выбор направления бизнеса?

— Всегда стремилась к тому, чтобы у меня было свое дело. Я пробовала себя в разных областях: турбизнесе, работала в компании, предоставляющей сотовую связь... И всегда моя деятельность была связана с общением, это мне нравится. Но для того, чтобы не просто общаться, а приносить еще пользу и прибыль, нужно что-то производить.

— Но производить можно все что угодно, почему вдруг одноразовая продукция?

— Я работала в подобной фирме, но она не производила, а перепродавала продукцию. А мы взялись за изготовление и 8 лет назад основали свою компанию.

— Получается, вы стали конкурентом для бывшего работодателя?

— Мы только несколько лет были конкурентами, а потом они ушли с рынка. И, надо отдать им должное, перед тем как закрыться, они приехали к нам и признали наше превосходство. Эта компания называлась «Медикпрофи», я работала там менеджером.

«За день мы не успевали производить требуемый объем продукции, поэтому не спали по ночам»
«За день мы не успевали производить требуемый объем продукции, поэтому не спали по ночам»

— Как происходило становление вашего производственного процесса?

— Любой бизнес — это детище, с ним нянчишься, как с ребенком, не спишь по ночам. У нас с первых дней было много клиентов, но было только несколько рулонов ткани и одно раскройное оборудование. За день мы не успевали производить требуемый объем продукции, поэтому не спали по ночам. Днем я была директором, завскладом, бухгалтером и даже грузчиком, а ночью вместе с менеджерами вставала за оборудование. И первое время мы работали в таком ритме. Было тяжело.

— У вас изначально была сплоченная команда, раз люди были готовы работать и по ночам?

— Вообще команда сформировалась со временем. Но я всегда хорошо отношусь к сотрудникам, помогаю им, когда требуется. И я на 100 процентов уверена, если в какой-то момент мы не будем справляться с объемами, и я попрошу их выйти в выходной или ночью, то они выйдут не из-за того, что им в два раза больше заплатят, а потому что я их попросила.

— В каком размере вам потребовались первоночальные вложения?

— 600 тысяч рублей, на которые было куплено оборудование, сырье и часть готовой продукции.

«На 100 процентов уверена, если в какой-то момент мы не будем справляться с объемами, и я попрошу их выйти в выходной или ночью, то они выйдут не из-за того, что им в два раза больше заплатят, а потому что я их попросила»
«На 100 процентов уверена, если в какой-то момент мы не будем справляться с объемами, и я попрошу их выйти в выходной или ночью, то они выйдут не из-за того, что им в два раза больше заплатят, а потому что я их попросила»

— А каков источник этих средств?

— Это деньги бывшего мужа и партнера — общего нашего друга и моего одноклассника. Нас было три учредителя, на этом настаивал супруг.

— А сейчас у вас два учредителя...

— Сейчас у меня 40 процентов и 60 — у моего партнера Новосельского Олега Вячеславовича. А вообще, я не верю в соучредительство, на каком-то этапе все равно кто-то начинает тянуть одеяло на себя. Слишком много примеров среди моих знакомых. Но у нас с Олегом получается. Во-первых, мы доверяем друг другу и каждый из нас четко выполняет свои функции. Во-вторых, мы редко видимся и соответственно не мешаем друг другу. И самое главное — мне есть за что уважать этого человека.

— А бывший муж из состава учредителей вышел?

— Бывший муж принял решение продать свою долю, и мы с партнером выкупили ее.

«В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОТБИЛИСЬ В НОЛЬ»

— И если у вас сразу было много заказов, значит первоночальные вложения окупились быстро?

— Для любой фирмы нормально, когда она убыточна первые полгода, а потом встает на ноги. Мы же в первый месяц отбились в ноль. Со второго месяца пошла прибыль, и наша компания зашагала уверенными шагами.

«Мы сами всему обучаем. Самая большая сложность — весь день на ногах»
«Мы сами всему обучаем. Самая большая сложность — весь день на ногах»

— Как появились первые клиенты?

— Только благодаря хорошей работе менеджеров. Мы нигде не размещаем рекламу.

— А чем был обусловлен наплыв заказов?

— Ни одна косметологическая процедура не обходится без одноразовых простыней и салфеток. Ни один уважающий себя салон не обходится без одноразовых полотенец. И общаясь с мастерами и администраторами салонов, я убеждаю их включать нашу копеечную продукцию в стоимость процедуры и не портить себе репутацию бесконечным перестирыванием махровых полотенец. Сейчас другой уровень предоставления услуг и надо идти в ногу со временем.

Есть несколько сильных компаний в Москве и Санкт-Петербурге, да и в Казани. Например, компании «Камелот», «Здравмедтех-Поволжье», которые производят продукцию медицинского назначения, часть их продукции пересекается с нашим сегментом. В Казани есть небольшие фирмы, которые реализуют продукцию этих крупняков. Например, компания «Профи». Мы же заняли косметологическую нишу и четко ее придерживаемся. Мы можем работать под конкретные заказы наших клиентов, не навязывая большие объемы выкупаемой продукции.

— Что именно вы производите?

— У нас широкий спектр: делаем салфетки, простыни, полотенца, тапочки, бахилы, носочки, воротнички, полиэтеленовые пенюары, фартуки для мастеров... Есть небольшая пошивная деятельность. В принципе на складе представлен весь спектр одноразовой продукции.

«В первый месяц отбились в ноль. Со второго месяца пошла прибыль и наша компания зашагала уверенными шагами»
«В первый месяц отбились в ноль. Со второго месяца пошла прибыль и наша компания зашагала уверенными шагами»

— И кто ваши клиенты?

— Мы работаем с оптовиками всей России: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Самая дальняя точка сотрудничества — Петропавловск-Камчатский. Напрямую с салонами красоты, соляриями, саунами, фитнес-центрами работаем только в Казани.

— Из тех, с кем вы работаете напрямую, кто ваши постоянные клиенты?

— Да практически все салоны красоты Казани работают с нами. Например, сеть «Бурлеск», «Виртуоз», «Амадель», сеть «Фан-Фан»... У нас в базе порядка 500 контрагентов только по Казани.

— А с медицинскими центрами вы вообще не работаете? Большой ведь рынок сбыта или вас на него не пускают?

— С ними работают наши клиенты-оптовики, закупающие товар у нас.

— И ваши клиенты в основном юрлица?

— Да, иногда только к нам заходят мастера, работающие на дому.

ОБОРОТ В 28 МЛН. РУБЛЕЙ

— Какое сырье используете? У кого закупаете?

— Есть два основных нетканных материала: впитывающий и невпитывающий. Цветовая гамма не всегда важна. А по ценовой политике — чем плотнее ткань, тем дороже цена продукции. Все зависит от статуса салона и от того, что хочет получить мастер.

«С момента открытия компаний-производителей сырья в России, мы были одними из первых, кто заключили с ними контракты»
«С момента открытия компаний-производителей сырья в России, мы были одними из первых, кто заключили с ними контракты»

Раньше я работала и с китайскими поставщиками сырья. Но с момента открытия компаний-производителей сырья в России, мы были одними из первых, кто заключили с ними контракты. Я сторонница покупки сырья, произведенного в Росссии. Во многих случаях качество превосходит то, что мы закупали раньше. Это компания «Регент» (Москва) и компания «Авангард» (Санкт-Петербург).

— В каком объеме вы производите свою продукцию и есть ли у вас понятие сезонности?

Да, наш активный сезон с ноября по январь, когда мы перерабатываем до 10 тонн в месяц. За четыре недели мы можем только одних простыней изготовить свыше полумиллиона штук.

— Каков порядок цен на вашу продукцию?

У нас очень много наименований продукции в прайсе. Допустим, больше всего заказывают простыни и салфетки. Так вот средняя стоимость простыни для массажа — от 5 до 7 рублей. Наша продукция очень недорогая и всегда востребованная.

— На какие финансовые показатели вы выходите?

— Годовой оборот в среднем составляет около 28 миллионов рублей.

«Доход компании формируется из соотношения 70 на 30 процентов, где последний показатель — это товары других производителей»
«Доход компании формируется из соотношения 70 на 30 процентов, где последний показатель — это товары других производителей»

— Сколько составляет ренатабельность вашего бизнеса?

— От 30 процентов.

— Помимо реализации собственной продукции вы закупаете товары и других компаний. Каково соотношение?

— Своей продукции мы реализовываем больше. Доход компании формируется из соотношения 70 на 30 процентов, где последний показатель — это товары других производителей.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ МОЩНОСТЬ В 2,5 РАЗА

— Какие у вас производственные площади?

— Для нашего производства не требуются большие площади, общая арендуемая территория — около 350 квадратных метров. Это производство и кабинет, где общаются менеджеры с клиентами. На производстве все автоматизировано. За каждой установкой работают по два человека. Всего пять станков.

— Чье оборудование используете?

— Китайское.

— Устраивает?

— Сейчас вполне. Мой брат — инженер, он усовершенствовал оборудование, доработал механизм, и производительная мощность увеличилась в 2,5 раза.

«Текучки практически нет, основной костяк по прежнему в нашей команде»
«Текучки практически нет, основной костяк по-прежнему в нашей команде»

«СТАНОВЛЮСЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ В «СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ»

— Сколько человек у вас работает?

На производстве 15 человек, два менеджера и бухгалтер.

— Текучка большая, особенно в производственном секторе?

— Нет, текучки практически нет, основной костяк по-прежнему в нашей команде.

— И с дефицитом кадров практически не сталкиваетесь?

— Знаю, что на рынке есть такая проблема, но я благодарна судьбе, что она мне подарила двух сильных менеджеров, и эта проблема меня миновала. Менеджеры — это хлеб, это сущность компании. На сегодня не я их, а они меня заставляют работать, находить решения для производства новинок.

— Какие специалисты вам требуется?

— На производство приходят люди с улицы. Хорошо, если это будет закройщик. Но и этого не требуется. Мы сами всему обучаем. Самая большая сложность — весь день на ногах.

«Всегда стараюсь сплотить коллектив. У нас есть свои традиции»
«Всегда стараюсь сплотить коллектив. У нас есть свои традиции»

— Женский коллектив — своя специфика. Конфликты возникают часто?

— Для меня важна здоровая атмосфера в коллективе и отсутствие отвлекающих моментов. Всегда стараюсь сплотить коллектив. У нас есть свои традиции, например, каждое лето мы снимаем дом с баней. Все люди разные, но одинаково любят баню, шашлыки и караоке. А если у сотрудников какие-то сложности в жизни, иногда они делятся ими со мной. Я бы не хотела превратиться в мужчину в юбке. Поэтому я сама так делаю и девочек своих учу — оставлять работу на работе.

— А некая семейность в коллективе не расхолаживает сотрудников?

— Я сама становлюсь ответственной только в «свободном полете». И рядом со мной такие же люди, поэтому нет никакого надзирательства в работе. И это ничуть не снижает нашей производительности.

— Какова средняя зарплата в вашем интересном коллективе?

У менеджеров очень хорошая зарплата, но у них нет ни минуты свободного времени. Я не сторонница создавать большие коллективы. Пусть лучше у меня будет не так много сотрудников, но их зарплату не придется делить на большое число по сути ненужных кадров. На производстве зарплата меньше, но там сокращенный рабочий день.

«ДЕМПИНГУЮТ, ЛОМАЮТ РЫНОК И УХОДЯТ»

— С какими сложностями сопряжен ваш бизнес?

— Самый болезненный вопрос: скачки курса валют, так как сырье для нетканного материала закупается зарубежом. На момент открытия фирмы у нас был большой задел в цене на товар. На протяжении долгого времени я не поднимала цены. Розница и сейчас на прежнем уровне. Что касается оптовых цен, то мы не можем долго удерживать их уровень в связи с ростом курса валют.

Часто появляются желающие проникнуть на наш рынок. Кажется, наверное, что все так легко и просто. Таких конкурентов мы называем «беспредельщиками». Они заходят на рынок на короткий промежуток времени, демпингуют, ломают рынок и уходят. Мы научились на них не реагировать. Нашим коньком были и остаются обязательность и хороший, качественный сервис.

— С чем вы столкнулись в кризис 2008 года?

— Когда я узнала о кризисе, пришла на работу и сказала своим менеджерам: «А что такое кризис?!» И по сей день мы не знаем, что такое кризис. На такую волну я их настроила и у нас все мягко прошло. Конечно, в целом на рынке наблюдался спад. Но мы легко прошли этот период. Ведь те, кто за собой ухаживает, продолжают это делать и в кризис. Это жизнь — все мы стремимся хорошо выглядеть. А волосы и ногти растут независимо от кризисов (улыбается).

«За восемь лет нашей работы ни разу меня не посещала мысль, что все зря, даже когда первые годы приходилось работать по ночам»
«За 8 лет нашей работы ни разу меня не посещала мысль, что все зря, даже когда первые годы приходилось работать по ночам»

— С какими рисками вы сталкиваетесь?

— Мы не работаем с бюджетными организациями, но сотрудничаем с теми, кто работает с ними. Соответственно возникают большие дебиторские задолженности. Мои заказчики порой свои риски перекладывают на мои плечи. Чаще я отношусь к этому с пониманием, но когда значение задолженности достигает пикового предела, то уже ведутся переговоры. В любом случае, когда компании заключают договоры с бюджетными организациями, они должны понимать, на что идут. У нас в этом плане есть правило: максимальная отсрочка платежа — две недели. В очень редких случаях — три. Просим своих клиентов вовремя гасить долги. Точно такие же договоренности заключены со мной.

«ЗАЧЕМ ОГРАНИЧИВАТЬ ЖЕНЩИН?»

— Расскажите о специфике работы с салонами красоты.

— В салонах красоты часто появляются новые процедуры. Например, не так давно появилась услуга прессотерапии (эффективный лимфодренаж). Мы среагировали, предложив одноразовые штанишки для этой процедуры. Еще, как пример, у любого мастера по педикюру по требованию санэпидстанции в комплекте должны быть одноразовые салфетки, пилочка, разделители, даже тапочки. Обязательно, чтобы отдельный комплект был на каждого клиента. Есть одноразовые комплекты для массажа «Нуга Бест». Удобны готовые комплекты для похода в солярий. Для разных заказчиков мы собираем наборы любой комплектации. Мы постоянно отслеживаем новинки.

— Какие есть тенденции на этом рынке услуг?

— Этот рынок очень насыщенный. Но, например, солярии сейчас уже изживают себя, эта услуга идет на спад. На пике популярности — услуги депиляции, антицелюлитные программы. Больше всего я удивляюсь росту количества релакс-студий. Они появляются как грибы после дождя. И хотя это для нас тоже статья доходов, я желаю, чтобы каждая женщина обладала искусством массажа, и у мужчин не было потребности в посещении релакс-студий.

«Я родилась в Дрездене, потом мы переехали в Санкт-Петербург, а затем в Казань. Все потому что мой отец был офицером ракетных войск»
«Я родилась в Дрездене, потом мы переехали в Санкт-Петербург, а затем в Казань. Все потому, что мой отец был офицером ракетных войск»

— Кто ваши прямые конкуренты?

— Конкуренция — это борьба. А мы ни с кем не боремся. Стараемся дружить со всеми. Мы друг к другу можем обратиться за помощью. Я всегда говорю: Россия большая, места всем хватит.

— Какие у вас есть планы дальнейшего развития?

— Мы постоянно пополняем линейку продаваемой продукции. Последние два года я занималась маркетингом и отслеживала качественные воски для депиляции. Вообще всю продукцию, которую мы закупаем, полностью пробуем на себе. Так мы остановились на итальянских восках, хотя рынок заполонен испанскими и китайскими. Пару месяцев назад мы стали эксклюзивными дистрибьюторами по Татарстану по альгинатным маскам. Сейчас процедуры с использованием этой маски очень популярны в салонах красоты, и стоят они от 800 до 2,5 тысяч рублей. У меня была идея внедрить эти маски в крупные сети, чтобы каждая женщина могла попробовать их эффективность. Но с одной сетью у меня не получилось договориться. И вообще, оказалось, что косметологи против того, чтобы я запускала это в массы. Не знаю, с чем это связано. Женщина, привыкшая к салонным процедурам, от них не откажется. А вот та, которая не может себе позволить процедуру в 800 рублей, сможет купить эту маску за меньшую цену и провести процедуру самостоятельно, поскольку она очень простая в применении. Так зачем ограничивать женщин? Пока с этими масками вопрос не решен. А продукт очень качественный, в его основе сырье, которое добывается во французской лагуне. А производят их в Самаре.

ДОЧЬ ОФИЦЕРА

— Расскажите о себе.

— Я родилась в Дрездене, потом мы переехали в Санкт-Петербург, а затем в Казань. Все потому, что мой отец был офицером ракетных войск. В Казани он служил в ракетном училище в звании полковника, был начальником учебного отдела. Я горжусь тем, что ношу фамилию Чумак. И не благодаря Алану Чумаку, а благодаря своему отцу — Юрию Петровичу. Он был достаточно известной и уважаемой личностью в своем профессиональном кругу, и быть дочкой Чумака — для меня определенная ответственность.

У меня есть брат, с которым у нас очень хорошие отношения, и это заслуга наших родителей. Мама была заведующей детского сада. У нас была чудесная семья. При нас родители никогда не вступали в спор. Все эмоциональные вопросы решались на кухне, за закрытой дверью и только на профессиональные темы. Так два управленца помогали друг другу в выборе правильной стратегии управления коллективом.

«У меня нет кумиров, но папа — авторитет на всю жизнь»
«У меня нет кумиров, но папа — авторитет на всю жизнь»

— Каково быть дочерью военного?

— Мой папа всегда был очень строгим, но справедливым. Меня не нужно было ругать, достаточно было отцовского взгляда. Мама умерла, когда я училась в 10 классе, и папа стал для меня всем. Он меня учил всему: и готовить, и даже шить на швейной машинке. У меня нет кумиров, но папа — авторитет на всю жизнь. До первого курса института он был со мной очень строг, но потом отправил меня в свободное плавание, сказав, как я свою дочь воспитал, так она себя и будет вести. С этого момента мы стали лучшими друзьями. А мой бывший супруг очень легко вошел в нашу семью, папа полюбил его, как родного сына.

— Когда вы начинали бизнес, муж поддерживал вас?

— Да, поддерживал. У нас была абсолютно нормальная счастливая семья.

— Не бизнес разрушил вашу семейную жизнь? Были мысли, зачем все это нужно?

— Вовсе не бизнес разрушил нашу семью, а другие обстоятельства. И за 8 лет нашей работы ни разу меня не посещала мысль, что все зря, даже когда первые годы приходилось работать по ночам. А если честно, я благодарна своему бывшему мужу. Во-первых, за ребенка, во-вторых, после развода, пережив период депрессии, началось мое саморазвитие. Перелопатила горы литературы, посещала всевозможные тренинги, и благодаря всей этой ситуации я стала тем, кем являюсь сейчас с совершенно другими взглядами на жизнь. Я не стала черствой, не разочаровалась в людях, научилась им доверять. В моей жизни появилось много замечательных интересных людей.

— А теперь ваша семья — это ваш сын?

— Да, мой сын Никита, за воспитание которого мне никогда не стыдно. Ему 11 лет. Он знает цену деньгам и иногда приходит на производство, помогает собирать различные комплекты. В мальчике важно воспитывать умение зарабатывать.

«В последние годы мы с сыном очень полюбили хоккей»
«В последние годы мы с сыном очень полюбили хоккей»

— Где вы учились?

— Я благодарна папе, который всегда приветствовал мое стремление получать как можно больше разносторонних знаний. В школе я училась в медицинском классе, закончила факультет легкой промышленности в КХТИ, получила второе высшее образование по направлению государственного и муниципального управления. А когда находилась в декретном отпуске, закончила бухгалтерские курсы. Все накопленные знания пригодились мне в бизнесе.

— У вас есть хобби?

В последние годы мы с сыном очень полюбили хоккей. А вообще я люблю цветы, готова их постоянно сажать и пересаживать. Наверно, это и есть мое хобби. А еще из каждой загранпоездки я привожу статуэтки слонов. У меня уже собралась небольшая коллекция.

— Три секрета успеха в бизнесе. В чем они, по-вашему, заключаются?

— Безоговорочная вера в то, что ты делаешь. Интуиция. И вообще, я всегда говорю, что каждая женщина должна заниматься любимым делом и в свое удовольствие.