У советского инженера Марата Хакимова денег на первоначальный капитал не было, но, добившись от крупного предприятия заказа на асфальтирование территории, не имея при этом никакого производства, он получил аванс, размер которого позволил 25 лет назад запустить асфальтобетонный завод, нынешние мощности которого — 700 т в смену. Сегодня в активе Хакимова щебеночный карьер производительностью 100 тыс. куб. м в год и застраивающийся коттеджный поселок «Уютный дом». Годовая выручка бизнеса — 120 млн. рублей. Как расселить жильцов ветхого фонда, кто делает качественные дороги, отчего у нас плохой асфальт и почему Татарстан не Америка, основатель и директор компании «Амик» Марат Хакимов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

 Марат Хакимов 25 лет назад запустил асфальтобетонный завод
Марат Хакимов 25 лет назад запустил асфальтобетонный завод

ВЫНУЖДЕННЫЙ БИЗНЕС

— Марат Валиевич, 25 лет вы производите асфальтобетон и занимаетесь строительством дорог. И вдруг непрофильный бизнес — коттеджный поселок «Уютный дом» в селе Сокуры. С чем связано развитие бизнеса в иной плоскости?

— Строительство коттеджного поселка началось еще в 2004 году, а завершилось недавно. На сегодняшний день там постоянно проживает около 80 семей, всего 117 домов. Вообще, это вынужденное направление бизнеса. Мы работали с крупными поставщиками железобетона и кирпича, а тогда у многих компаний с деньгами было тяжело, поэтому мы ввели бартерную схему: часть оплаты за свою работу принимали сырьем. Так что нужно было начать строить, чтобы товар стал ликвидным.

— Это был ваш первый опыт в отрасли жилого строительства?

— Нет, мы еще построили два жилых многоэтажных кирпичных дома улучшенной планировки. Первый — на 135 квартир — был построен в 2002 году на улице Сафиуллина. А второй дом построили на улице Шаляпина, на 132 квартиры. Тогда производителем работ был ОАО «Кулонстрой». А уже потом это направление работы плавно перетекло в коттеджный поселок. И задумка, кстати, была серьезнее: хотели сами весь поселок застроить.

— Что помешало вашим планам?

— Кризис 2008 года. Первый ряд жилых домов по программе социальной ипотеки мы построили с ООО «Симург», который выступал нашим подрядчиком, а потом случился кризис, платежеспособность населения упала, были вынуждены приостановить дальнейшее строительство. Но мы успели к этому времени провести все коммуникации к участкам и начали реализовывать сами участки. И в данный момент нет ни одного свободного участка, везде идет строительство. Место же хорошее: от Казани 17 километров по хорошему шоссе, большей частью освещенному, которое постоянно содержится в нормальном состоянии.

— Какие расценки?

— Стоимость участка с коммуникациями начинается от 100 тысяч рублей за сотку. Дома с участком от 8 до 15 соток стоят около 4 - 8 миллионов рублей. Это цена без внутренней отделки.

«Мы зашли на карьер в 90-х годах, тогда же оформили генеральную лицензию»
«Мы зашли на карьер в 90-х годах, тогда же оформили генеральную лицензию»

— Во сколько обходится дальнейшее содержание дома?

— Примерно также, как квартира. Там газовое отопление, и зимой при нормальной работе котла и утепленном доме выходит примерно 4 тысячи рублей в месяц, электричества примерно на тысячу накручивает счетчик.

— Сколько вложений потребовалось для поселка «Уютный дом»?

— До кризиса в поселок, площадью 10 гектаров, мы вложили около 20 миллионов рублей, плюс затраты на дальнейшее возведение домов. По нашей схеме в расчете за одну сотку расходы на организацию центрального водоснабжения, подъездных дорог, газоснабжения и асфальта составляли 50 тысяч рублей. Позиции наибольших расходов — электричество, газ и асфальтирование. Увеличение стоимости было связано с переносом линии газопровода.

— Какие дома чаще строят в поселке?

— Примерно половина всех домов построены из кирпича, произведенного по австрийской технологии поротерма. Треть домов построена из газобетона, еще треть —из керамзитобетона. Дома из поротерма дороже. Самый дешевый строительный материал — газобетон. Деревянных домов тоже немало, сейчас это некий тренд. Хотя на Западе, в частности в Германии, только богатые люди могут себе позволить жить в деревянных домах.

«ВСЕ ДОМА ГОТОВЫ, А МАШИНЫ НЕ ПРИПАРКОВАНЫ»

— К строительству коттеджного поселка вы приступили 10 лет назад. Какие процессы затянули стройку?

— Во-первых, очень долго длился процесс согласования, во-вторых, с переоформлением земель волокиты тоже немало. На первом этапе подрядчиком выступило ОАО «Кулонстрой», которое производило работы по строительству домов в счет оплаты за выполненное нами асфальтирование и благоустройство объектов для ЗАО «Кулон».

— А сколько вообще стоит ваша работа?

— Устройство одного квадратного метра дорожной одежды составляет от 450 до 1,8 тысячи рублей. Километр дороги условно будет стоить около 10 миллионов, для километра это не так уж много.

«Сейчас для своих нужд используем 50 процентов добываемого объема»
«Сейчас для своих нужд используем 50 процентов добываемого объема»

— Имея опыт, не планируете уйти в строительство?

— На самом деле, строительство домов — не очень выгодный бизнес. На получение разрешения на строительство, оформление участка может уйти около четырех лет! Раньше мы разрешение на строительство и на сдачу дома брали в одно время. А сейчас нельзя зарегистрировать долю в доме, который не зарегистрирован в регпалате. И дольщик, получается, находится в подвешенном состоянии, поэтому эта первичная доля и дешевле, чем на вторичном рынке — у покупателя риски выше.

Раньше же у нас дом еще не был сдан, а жильцы могли делать ремонт, и когда бумаги были готовы, они заезжали в готовые квартиры. А сейчас обращаете, наверное, внимание: в комплексе «Казань XXI век» все дома готовы, но около многих вообще ни одной машины не припарковано. Пока застройщик объекты не сдаст, никого не пускают. По закону так правильно, вдруг ты дом не сдашь, а человек в ремонт деньги вкладывает.

— У вас, видимо, все благополучно проходило с вашими многоквартирными домами?

— Не совсем. Когда мы на улице Шаляпина построили один подъезд, потом захотели поставить второй и третий, ведь инфраструктура уже проведена и дальнейшее развитие обойдется дешевле. Но там стояла хибара, где на 28 квадратных метрах размещались пять семей. Причем они все там без электричества жили, потому что их давно уже обесточили. И вот такой дом стоял практически в центре города. Начался мучительный процесс выкупа доли у асоциальных личностей, они хоть и пили днем и ночью, но запросы у них оказались немаленькими. Покупали им квартиры, оформляли через регпалату. Кто-то из них во время заключения сделок умудрялся скандалить, мол, мы их обманем, в общем, сейчас весело вспомнить (смеется).

— В какие суммы упирается стройка?

— Проектная документация на жилой дом стоит от 3 до 5 миллионов рублей, плюс всякие разрешения — это примерно 10 миллионов. Если даже рентабельность бизнеса составляет 20 процентов, а кредит берешь под 10 - 12 процентов, и сдача дома планируется через года четыре, проценты нарастают до 40. Те фирмы, которые имеют большие оборотные средства, могут себе это позволить, они сами себя кредитуют, ожидая прибыль от первоначальных вложений.

Строительство коробки дома — не самое главное, часто вопрос упирается в выполнение технических условий. Они могут составлять от 10 до 20 процентов от стоимости строительства.

Самый большой риск в строительстве — кризис. Как раз-таки в период экономического спада в 2008 году на Шаляпина квартиры стоили по 40 - 42 тысяч рублей за один квадратный метр, а спустя две недели цена упала уже до 30 тысяч.

«На самом деле, строительство домов не очень выгодный бизнес. На получение разрешения на строительство, оформление участка может уйти около четырех лет»
«На самом деле, строительство домов – не очень выгодный бизнес. На получение разрешения на строительство, оформление участка может уйти около четырех лет»

«ШИКАРНЫЕ УЧАСТКИ, НО ПРОДАЖИ НЕ ИДУТ»

— Вновь возвращаясь к загородному строительству, какие тенденции складываются на этом рынке?

— Все очень непредсказуемо. Вроде есть шикарные участки, но продажи не идут. Из самых успешных коттеджных поселков знаю только «Ореховку», хотя есть еще «Вороновка» и в Обухово есть поселок, который очень быстро построили. В этих поселках совпало несколько факторов: логистика, правильно выстроенный маркетинг и соседи.

— Но соседи — это же как некая данность, их не выбирают...

— В том-то и дело, когда строишь коттеджный поселок, надо четко определиться: для какого класса. Отсутствие этого понятия все разрушает. А не так, что один строит огромный дворец, а рядом потом маленькие хибары стоят. Он хочет потом дорогу улучшить, предлагает скинуться, но у остальных-то денег не осталось, они все в строительство дома вложили. Тогда он задумывается, зачем сюда заехал. Требования соседей должны совпадать. Некоторые вообще умудряются продавать участки без коммуникаций, например, в Салмачах, а коммуникации потом новоиспеченный хозяин сам проводит.

В хороших поселках застройщик изначально много вкладывается, в том числе и на асфальтирование территории, установку бортовых камней, а это обходится далеко не в маленькую сумму. И охрана там есть. Понятно, из чего складывается цена в 300 тысяч за сотку, это и недорого при таких вложениях. А у строителя на самом деле прибыль не такая большая, как все привыкли думать.

Полагаю, в целом рынок будет развиваться в сторону таких комплексов как «Казань ХХІ век»: достойное, относительно недорогое жилье среднего класса.

«МЫ БЫЛИ СОВЕТСКИМИ ИНЖЕНЕРАМИ, РЕШИВШИМИ НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО»

— Что по поводу вашего основного бизнеса, какие предприятия входят сейчас в группу?

— На сегодняшний день у нас четыре предприятия, из-за разных направлений деятельности разделили бизнес для удобства. ООО «ПНМ «Бима» занимается добычей известняка, гипсового камня и мела. Есть ООО «СМП «Амик-С», специализирующееся на производстве асфальта и его укладке. ЗАО «Дорожник» — главное предприятие, где собраны основные средства, и еще ООО «СПАРД», через которое проходит деятельность по строительству.

«На сегодняшний день у нас четыре предприятия, из-за разных направлений деятельности разделили бизнес для удобства»
«На сегодняшний день у нас четыре предприятия, из-за разных направлений деятельности разделили бизнес для удобства»

— А с чем связано, что ваш бизнес сосредоточен в Лаишевском районе?

— Сам я с Большой Атни, после окончания дорожного факультета строительного института три года работал по распределению начальником участка в селе Кулаево на автодороге М7. А в селе Сокуры Лаишевского района была территория, на которой стоял старый асфальтобетонный завод. На этом месте мы и решили основать свой завод по производству асфальтобетона, получили для этого в аренду три гектара земли и смонтировали новый завод. А бизнес начинали без денег, мы были советскими инженерами, решившими начать свое дело.

— А как у вас новый завод появился без денег?

— У моего партнера Виктора Васильевича Гришина был товарищ — руководитель крупного автотранспортного предприятия. Он и стал нашим первым заказчиком по асфальтированию территории. Согласно договору он оплатил аванс в размере 50 тысяч рублей. Это стало нашим первоначальным капиталом. Мы купили, что нам требуется, заплатили первые зарплаты. Первый асфальт получили в июне 1989 года. Он пошел на строительство зернотока, первое время мы только на них и специализировались. Когда в районе увидели, что завод заработал к нам стали постоянно поступать заказы.

— То есть вы приняли первый заказ, еще не имея завода?

Да, авантюра (смеется). А потом мы ему этот аванс просто вернули, потому что не было времени уже на эту работу.

— А как вы познакомились со своим партнером?

— Шабашку вместе делали: зерноток ремонтировали в каком-то колхозе. А потом и бизнес совместный задумали, вместе уже 25 лет работаем, и бизнес у нас разделен на равные доли.

— Проще вам раньше было дела вести?

— Намного, тогда у власти был Михаил Сергеевич Горбачев, а при нем работала очень хорошая схема: недавно основавшиеся предприятия платили три процента с дохода и все. В первый год мы заработали 500 тысяч рублей, по тем временам большие деньги.

Тогда в районе председателем исполкома был Демидов Анатолий Иванович. Увидев, что некогда старый заброшенный завод заработал и асфальт пошел на зернотоки и на дороги, был очень удивлен и начал оказывать нам поддержку для дальнейшего развития производства, за что мы до сих пор ему благодарны.

«Поначалу добывали и перерабатывали тысячу тонн, потом десять, сейчас уже 100 тысяч кубических метров в год»
«Поначалу добывали и перерабатывали тысячу тонн, потом 10, сейчас уже 100 тысяч кубических метров в год»

700 ТОНН ЗА СМЕНУ

— А когда для развития вашего бизнеса у вас появился карьер?

— Мы зашли на карьер в 90-х годах, тогда же оформили генеральную лицензию. Купили дробильную установку и запустили работу. Поначалу добывали и перерабатывали тысячу тонн, потом 10, сейчас уже 100 тысяч кубических метров в год. А когда первую тысячу сделали за месяц, радовались как дети (смеется). Сейчас для своих нужд используем 50 процентов добываемого объема.

— Остальную половину кому реализовываете?

Город покупает, в основном дорожники. И еще отходы (высевка) от нашего щебеня используются для раскисления почвы, в Лаишево она очень кислая.

— По какой цене продаете щебень?

— Тонна стоит 500 рублей, КАМАЗ щебня выйдет примерно на пять тысяч рублей.

— А производимый асфальтобетон в каком объеме вы используете на собственные нужды?

— Покупают у нас его мало, 90 процентов уходит на собственные нужды.

— Какие мощности у завода?

700 тонн за смену, которая начинается в 8 утра и заканчивается в четыре часа дня.

ОТ ЧЕГО ОЖИЛА БИМА?

— Где вы прокладывали свои дороги?

— Очень много работали в Лаишевском районе, в Боровом Матюшино, в селе Песчаные Ковали, Каипы и в самом Лаишево, делали дорогу для птицефабрики «Юбилейная», для завода промышленной электроники в Усадах ICL. Самую длинную дорогу в 6 километров проложили к селу Бима.

— Там, где ваш карьер?

— Да. После строительства дороги Бима ожила. Начали строиться новые дома, коттеджи.

— Для производства вы используете свой щебень, а где закупаете остальное сырье?

Для производства асфальта нам необходим нефтебитум. Основными нашими поставщиками является Уфа, Сызрань, Пермь.

«Продажа асфальтобетона - самые короткие деньги»
«Продажа асфальтобетона – самые короткие деньги»

— Назовите свои крупные проекты помимо строительства.

— Обустраивали территорию группы компаний «Нефис». Также из крупных проектов благоустраивали площадку вокруг торгового центра «Южный», логистический центр «Аэропорт – Столбище». В OBI поставляли асфальт, москвичи делали из него подземную парковку, которая уже более 10 лет держится в нормальном состоянии.

ВЫРУЧКА 120 МЛН. РУБЛЕЙ

— Сколько составила совокупная выручка за 2013 год?

— 120 миллионов рублей, но в прошлом году у нас было снижение, к тому же мы перевезли завод на территорию карьера.

— Какое направление бизнеса самое прибыльное?

— Продажа асфальтобетона. Это самые короткие деньги.

— Насколько ваш бизнес рентабельный?

— Если выходит 10 процентов, то уже хорошо.

«ПЕРЕВЕЗЛИ ПРОИЗВОДСТВО НА КАРЬЕР»

— Ваш бизнес сезонный, чем заняты в мертвые месяцы?

— С декабря по апрель у нас снижается производственная активность, но заработная плата как у ИТР, так и у рабочих остается стабильной, вне зависимости от сезона. Также в этот период мы, как правило, ведем различные подготовительные, ремонтные работы внутри завода, повышаем квалификацию кадров, на что тоже уходит немало сил и средств.

«На месте старой производственной базы хотим создать производственно-торговую площадку с коммуникациями и электроэнергией»
«На месте старой производственной базы хотим создать производственно-торговую площадку с коммуникациями и электроэнергией»

— Вы сказали, что перевели производство на карьер. Зачем?

Да, в прошлом году мы перевезли производство асфальтобетона на карьер в село Бима. На месте старой производственной базы хотим создать производственно-торговую площадку с коммуникациями и электроэнергией. У этой площадки есть несколько преимуществ: удобное месторасположение, на пересечении автодорог Казань – Оренбург и автодороги Обухово – Кулаево, выходящая на трассу М7, до Казани — 19 километров.

— А в чем заключается ваша идея?

— Эта территория будет размежевана на участки площадью от 0,25 до 0,4 га, с подводкой к каждому участку асфальтированной дороги, электричества и промышленного газа. В среднем цена одной сотки с коммуникациями составит 220 - 300 тысяч рублей, что вкупе с небольшой площадью дает возможность приобрести в собственность или взять в аренду землю для ведения производственной или торговой деятельности.

«КАЖДАЯ КОМПАНИЯ РАБОТАЕТ В СВОЕЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ»

— Сколько людей у вас работает?

— Постоянно около 80, в периоды активной работы — до 150 человек.

— Специалистов хватает?

Нет, ощущается дефицит хороших механизаторов.

— А кого вы считаете своими конкурентами?

— У нас прямых конкурентов нет. Появляются новые компании, какие-то уходят с рынка, а какие-то приходят.

— Но рынок-то конкурентный.

Да, но каждая компания работает в своей весовой категории. Например, «Алексеевскдорстрой» не придет на объект стоимостью два миллиона, невыгодно. Они эти деньги делают условно за полдня, потому что у них есть налаженный процесс. Или другие крупные компании, такие как «Татавтодор», которая работают с госбюджетом, у них и оборот выше.

«Мы работаем с более или менее крупными фирмами, для которых выбор «цена-качество» является более важным, чем другие критерии»
«Мы работаем с более или менее крупными фирмами, для которых выбор «цена-качество» является более важным, чем другие критерии»

— По вашей оценке, какую долю вы занимаете на рынке?

Исключая крупные компании — 10 - 15 процентов. Мы работаем с более или менее крупными фирмами, для которых выбор «цена-качество» является более важным, чем другие критерии. К тому же, работая на рынке 25 лет, мы имеем постоянных заказчиков, с которыми у нас сложились доверительные и уважительные отношения.

— Ну а что по поводу второй российской беды? Почему у нас такие плохие дороги?

Мы такие дороги не делаем, наши — по улицам Родина, Кул Гали, Фучика — лежат уже почти 20 лет. Самые качественные дороги, на мой взгляд, делает «Татавтодор». Их дороги на уровне западных. Они внутри компании занимаются обучением и развитием своих ребят, и компоненты для производства покупают в Германии.

— Тогда что с нашими дорогами не так?

— Пожалуй, и другие компании, скорее всего, работают как надо. Но при строительстве важно не просто сохранять пропорции компонентов, но и соблюдать правильность технологии. Изготовление асфальта похоже на приготовление пирога. За одно и то же время мы не можем испечь вместо одного пирога два или три. Мне кажется, что при сжатии сроков производства работ страдает и качество асфальта.

Отрасль строительства дорог часто связывают с откатами. Сталкиваетесь?

Думаю, что их нет, и это все домыслы. На самом деле наши дороги недорогие. Это все в газетах пишут, я удивляюсь тем, кто это пишет. При строительстве нужно еще учитывать переносы и прочие сопутствующие расходы. Я считаю, что стоимость автодорог адекватная.

— Какие тенденции на рынке строительства дорог наметились, на ваш взгляд?

— Думаю, рынок движется в правильном направлении. Если брать развитие федеральных, республиканских дорог, то крупные игроки обеспечены всей необходимой новой техникой и работают по очень хорошей технологии.

«В прошлом году мы перевезли производство асфальтобетона на карьер в село Бима»
«В прошлом году мы перевезли производство асфальтобетона на карьер в село Бима»

«У НАС НЕ АМЕРИКА»

— Члены вашей семьи принимают участие в вашем бизнесе?

Нет, жена у меня работает в КФУ, сын окончил финансовый, работает в банке.

— К себе в бизнес сына не взяли?

— У нас не Америка, менталитет другой. В Татарстане, да и в России, бизнес строится на личных связях. Человек уходит – все меняется, нужно заводить новые знакомства. А вообще, я убеждаюсь, что наш бизнес существует вопреки, если это, конечно, не налаженное какое-то дело, например, связанное с нефтью.

— У вас есть хобби?

— Раньше увлекался спортом, а сейчас уже больше играю в шахматы, читаю книги, разумеется, интересуюсь политикой.

— Наш традиционный вопрос: три секрета успеха в бизнесе.

— Правильно подобранный, слаженный коллектив. Никуда не денешься: кадры решают все. А еще удача, постоянный поиск новых идей и холодная аналитика без лишних эмоций.