Дмитрий Медведев пообещал Когогину «собрать коллег после отпусков» и предпринять меры по стимулированию автомобильного рынка, учитывая «непростую» экономическую ситуацию в стране

35 МЛРД. РУБЛЕЙ ДО 15 ЛЕТ. ЭТО ПЛЮСОМ К 28 МЛРД. ДОЛГОВ

Сегодня главная деловая новость дня для России — это, безусловно, решение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о поддержке челнинского автогиганта. Речь идет о том, что премьер подписал распоряжение правительства о предоставлении госгарантий КАМАЗу на инвестиционный проект по развитию модельного ряда автомобилей и модернизацию мощностей. Текст документа опубликован на сайте кабинета министров. «Я подписал специальное постановление о предоставлении государственных гарантий на сумму до 35 млрд. рублей на срок до 15 лет. Надеюсь, это поможет воплотить в жизнь вашу довольно обширную инвестиционную программу», — об этом же Медведев сказал на встрече с гендиректором предприятия Сергеем Когогиным, которая состоялась в подмосковных Горках.

Инвестпроект «нашего флагмана по многим позициям», как заметил Медведев, обойдется в 70,1 млрд. рублей. Она будет реализовываться в течение нескольких лет. Таким образом, правительство поручится за половину заимствований автогиганта. Финансовый директор КАМАЗа Елена Милинова сказала журналистам, что компания хотела бы размещать облигации ежеквартально и рассчитывает занимать с премией в 1,5-процентного пункта к аналогичным госбумагам, сообщает «Коммерсантъ».

Если говорить о технических деталях, то, согласно распоряжению правительства, КАМАЗу будет предоставлено 9 госгарантий на общую сумму до 35 млрд. рублей по заимствованиям предприятия, осуществляемым путем выпуска биржевых процентных неконвертируемых документарных облигаций на предъявителя. Номинальная стоимость облигаций будет равняться 1 тыс. рублей со сроком погашения до 15 лет. Минфину поручено уже в этом году заключить с предприятием договоры о предоставлении госгарантий, а минпромторг проследит за целевым использованием облигационных займов. Кстати, сейчас у КАМАЗа в обращении находятся биржевые облигации серий БО-01 — БО-03 общим объемом 7 млрд. рублей. А кредиторская задолженность КАМАЗа на 30 июня, к слову, составляет примерно 28 млрд. рублей.

«Принятое решение направлено на господдержку инвестиционного проекта, связанного с развитием отечественного машиностроения», — говорится в справке к распоряжению. И это тем более важно, так как в последние месяцы наблюдается падение рынка грузовых автомобилей, о чем премьер-министру напомнил уже сам Когогин.

Инвестпроект «нашего флагмана по многим позициям», как заметил Медведев, обойдется в 70,1 млрд. рублей (фото: www.kamaz.ru)

— Непросто не только на рынке, конечно. КАМАЗу традиционно в условиях кризиса надо наращивать свою долю, — сказал Когогин. — Наша доля сейчас колеблется от 45 - 49 процентов, и общее падение рынка мы оцениваем в 18 - 20 процентов. Особенно настораживают, Дмитрий Анатольевич, конечно, июль и август. Если первое полугодие было еще, я бы сказал так, относительно удовлетворительным — рынок падал, мы увеличили свои объемы, долю, вернее, увеличивали... Но июль-август — очень большая настороженность относительно того, что происходит. С моей точки зрения, потребители переходят просто в режим ожидания.

Удивленный таким пессимизмом от рулевого КАМАЗа, Медведев тут же пообещал «собрать коллег после отпусков» и предпринять меры по стимулированию автомобильного рынка, учитывая экономическую ситуацию в стране, которая, как всем известно и без премьера, «непростая». «Вообще автомобильный рынок и рынок грузового транспорта является довольно точным индикатором состояния дел», — Медведев еще раз подчеркнул тяжесть дел в экономике.

Тем временем в федеральном бюджете только на 2014 год предусмотрена государственная гарантийная поддержка юрлиц по реализации инвестиционных проектов в размере до 97,51 млрд. рублей на одно предприятие. Напомним, в июне этого года было объявлено, что госгарантии на сумму 496,9 млрд. рублей по кредитам будут предоставляться организациям оборонно-промышленного комплекса для реализации оборонного заказа. В распоряжении правительства указывалось, что в 2014 году предоставлены 12 госгарантий на сумму 42,6 млрд. рублей 11 организациями ОПК, среди которых ОАО «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» им. академика Расплетина», ОАО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения», ОАО «Уральское производственное предприятие «Вектор», ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», ОАО «Государственный ракетный центр им. академика Макеева», ОАО «Воткинский завод», ОАО «Научно-исследовательский институт систем связи и управления», ОАО «Радиоавионика», ОАО «OAK — Транспортные самолеты», ЗАО «Центр научно-технических услуг «Динамика», ОАО «Московский машиностроительный завод «Авангард». А накануне Медведев также распорядился предоставить госгарантии ОАО ОПК «Оборонпрому» на 3,3 млрд. рублей по облигационному займу для финансирования работ по созданию перспективных двигателей типа ПД-14 и ПД-10 для пассажирских самолетов нового поколения. В 2012 и 2013 годах «Оборонпром» также получил гарантии на сумму 5,496 млрд. рублей из предусмотренных 8,9 млрд. рублей.

ГОСГАРАНТИИ ДЛЯ ИНВЕСТПРОГРАММЫ ДО 2020 ГОДА

Между тем на КАМАЗе все еще помнят кризисные 2008 - 2009 годы. «В 2008 и 2009 году, когда рынок обвалился больше, чем на 60 процентов, мы не остановили, а продолжили модернизацию. Мы открывали новые производства, создавали СП с другими предприятиями. В тот момент нам тоже говорили: «Что вы делаете? Рынок обвалился. Зачем вы инвестируете?» — вспомнил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. — Как показала практика, период кризиса позволил нам, как говорится, существенно продвинуться вперед, и на выходе из кризиса мы были уже более сильные, более современные, чем на входе в него. Поэтому наша продукция была более конкурентоспособной, чем до этого».

Несмотря на нынешнюю безрадостную ситуацию, КАМАЗ не просто разработал амбициозную инвестпрограмму до 2020 года, но и приступил к ее воплощению, заверил Когогин. И вот тут-то средства предоставленных государством гарантий как раз пригодятся, так как «собственных ресурсов хватить не может». «Программа предусматривает возведение новых автостроительных заводов, завершение цикла испытаний новых автомобилей, модернизацию обрабатывающего производства, строительство заводов сварки и окраски кабин — модернизацию всего технологического цикла», — поделился планами гендиректор КАМАЗа.

В момент формирования инвестпрограммы средства планировали привлекать через облигации, банковские кредиты и вкладывать собственные деньги. «Если бы не дали госгарантии, мы бы так и делали. Госгарантии не повлияли бы на реализацию программы, — подчеркнул Афанасьев. — Такие масштабные инвестиционные проекты на собственные средства, в общем-то, никогда и не реализуются. Мы изначально говорили, когда объявляли о нашей инвестиционной программе, что часть будет собственные средств, часть — привлеченные. Тут ничего нового».

ЭСТАФЕТА НИКОЛАЯ БЕХА В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

Впрочем, распоряжение правительства уже подписано, а это значит, что на КАМАЗе могут надеяться на положительное воздействие как на скорость реализации инвестпроекта, так и на его окупаемость. «Безусловно, это весомо. Привлечь деньги под госгарантии — всегда дешевле, чем просто привлечь деньги. Это значительно облегчает реализацию этого масштабного проекта», — подтвердил Афанасьев.

На предприятии все же несмотря на кризисные волнения в будущее верят. «Через 5 - 6 лет, когда мы реализуем эту программу, у нас должен быть уже новый грузовик и новое производство, иначе компанию ждет не очень светлое будущее», — заключил Афанасьев.

Новость о госгарантиях для КАМАЗа положительно сказалась на акциях предприятия на Московской бирже — они выросли на 4% — до 33,46 рубля за штуку. Кроме того, на цену повлияло также известие о том, что челнинский автогигант договорился с австрийской Palfinger AG о создании двух совместных предприятий по производству автокомпонентов и монтажу грузоподъемного оборудования. Первое совместное предприятие будет располагаться в башкирском Нефтекамске. Доля Palfinger в акционерном капитале составит 51%. В доле монтажного центра, напротив, 51% будет принадлежать КАМАЗу, а базироваться предприятие будет в Набережных Челнах.

Если говорить о долгах КАМАЗа, то надо отметить, что руководители этого гиганта (независимо от эпохи), умеют «правильно работать» с властью и кредитами. Что интересно, до сих пор на балансе государственного долга Республики Татарстан, который по данным минфина на 1 июля составляет 85,6 млрд. рублей, «висят» 5,48 млрд. рублей госгарантий республики в иностранной валюте по так называемому «японскому кредиту» челнинского автогиганта. Крупный займ был предоставлен КАМАЗу банками Японии в первой половине 90-х годов (в эпоху Николая Беха) на восстановление завода после разрушительного пожара. Общая стоимость проекта оценивалась в $437 миллионов. Японские партнеры обещали дать $176 млн., из них $150 млн. были выделены Банком международного сотрудничества Японии. Заказы выполнялись 48 станкостроительными фирмами из 12 стран — Японии, Западной Европы и США. В 1997 году была отгружена первая партия оборудования. Однако полностью реализовать проект не удалось. Причинами послужили истечение срока действия аккредитивов Внешэкономбанка и дефолт 1998 года. Инвестпроект был завершен после вмешательства правительства РФ, государственные гарантии на возврат средств которому предоставило правительство Татарстана в рамках действовавшего тогда договора о разграничении предметов ведения между федеральным центром и субъектом РФ... Колесо истории прокрутилось, и вот новые госгарантии. Только более масштабные и уже от России. В общем, чудеса лоббизма и только!

«ЗАДАЧА — ВЕРНУТЬСЯ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ РАЗРАБОТКАМ АВТОМОБИЛЕЙ»

Эксперты в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» прокомментировали сегодняшнюю встречу и подписание документа.

Евгений Гольдфайн — заслуженный экономист РФ, экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ»:

— Я ожидал, что государство должно очень активно помочь единственному оставшемуся в стране заводу по производству грузовиков. КАМАЗом, в том числе когда-то с моей помощью, была введена фраза о том, что КАМАЗ обеспечивает транспортную безопасность страны. КАМАЗ создавался для транспортной безопасности страны. Тогда, 40 - 45 лет назад, в голову не могло прийти, что по дорогам будут ездить в основном иномарки, что придет время катаклизмов, когда мы дошли уже до санкций, каким-нибудь легким решением страну можно ввести в транспортный коллапс. Что-то подобное американцы сделали с правительством Сальвадора Альенде, когда прекратили поставки запасных частей к грузовым автомобилям и автобусам. Мгновенно встали рудники, транспортные потоки, и недовольство населения способствовало тому, что правительство было свергнуто. Здесь то же самое. Представьте, что будут санкции на поставку запасных частей, то, что уже произошло, — на предоставление новейших технологий и пользование этими технологиями — через год-два иномарки выйдут из строя, и транспортной системе страны будет нанесен огромный урон. Поэтому то, что правительство инвестирует оставшиеся нефтедоллары в обеспечение своей транспортной безопасности — это понятно.

КАМАЗ, к сожалению, ушел от своего предназначения. Когда-то можно было в автономном режиме без лишних операций выпускать в течение года автомобили только на запасах. Сейчас, к сожалению, конструкция КАМАЗа все больше и больше содержит компонентов, которые могут быть узким местом для производства. Ставка на вхождение в мировой автопром лет 10 назад не казалась такой ущербной, но уже тогда было понятно, что рано или поздно может стать узким местом КАМАЗа.

Катастрофы, санкции, регионализация экономик, какие-то таможенные барьеры и ситуация «быть как все» — только сборочным производством без контроля за производством комплектующих — это сейчас очень опасная ситуация для КАМАЗа. Поэтому задача — вернуться к отечественным разработкам автомобилей, пусть даже в ущерб Евро-3, 4, 5, 6 и так далее.

Я не очень уверен, что когда-нибудь КАМАЗ сможет окупить те инвестиции, которые сейчас в него вкладывают, потому что это нерыночная ситуация и нерыночный подход. Просто КАМАЗ берет деньги для того, чтобы не остановиться, чтобы даже при таком минимуме автомобилей обеспечить мнимую себестоимость, какие-то технологии. Экономических резонов по возврату этих денег я в ближайшее время не вижу. Скорее всего, это будет списано. А страна должна обеспечивать транспортные потоки на своих отечественных автомобилях, не говоря уже о МЧС, МВД и других государственных нуждах.

«ЭТО УЛУЧШИТ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Александр Позднышев — директор аналитического департамента финансовой компании GKFX:

— Предоставление госгарантий в данном случае было ожидаемо и является неотъемлемой частью реализации инвестиционной программы КАМАЗа, в частности программы по развитию модельного ряда и модернизации производственных мощностей. Госгарантии необходимы предприятию для обеспечения финансовой стабильности, а также для увеличения общей капитализации компании. К слову, на фоне данной новости акции предприятия демонстрируют рост на московской бирже, так, в середине дня акции подорожали на более чем 10 процентов. Также госгарантии обеспечат КАМАЗу уверенность при наращиваемом объеме выпускаемых долгосрочных облигаций.

Опять же повторимся, что данное решение со стороны премьера было ожидаемо, и это, скорее, не победа конкретного руководителя, а результат успешной реализации инвестпрограммы. Когогин — наемный менеджер, у которого стояли определенные цели, и если все решения по финансированию и поддержке со стороны государства принимаются вовремя, это значит его работа как минимум оценивается положительно.

Алексей Баскаков — руководитель департамента бизнес-оценки, АКГ «ФинЭкспертиза»:

— На сегодняшний день есть несколько отраслей, где технологическое отставание России крайне велико, автомобилестроение — одна из них. В свете текущих и возможных ограничений, государство должно сконцентрироваться на нивелировании технологического разрыва, и эта инвестиционная гарантия — знак бизнесу и обществу, что Россия готова к такому развитию событий.

Безусловно, КАМАЗ является одним из технологических лидеров российского автомобилестроения и в настоящее время эффективно внедряет систему бережливого производства. При этом, в условиях «ограниченных технологий» я не исключаю появления совместных программ и производства КАМАЗа с АвтоВАЗом.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Безусловно, предоставление государственных гарантий важно для российских компаний, причем по нескольким причинам. Во-первых, это свидетельство того, что власти внимательно следят за данной отраслью и конкретным предприятием, хотят, чтобы они успешно развивались и готовы их поддержать. Во-вторых, такие гарантии позволяют компаниям привлекать средства для таких проектов на более выгодных условиях, лучших, чем если бы они привлекали средства без госгарантий. В-третьих, предоставление госгарантий позволяет быстрее приступить к реализации проекта и даже, возможно, закончить его раньше срока, что, безусловно, укрепит конкурентоспособность компании и сохранит ее позиции на рынке. Так что данную новость можно оценить положительно, причем не только для КАМАЗа, но и для всего машиностроения в целом, ведь у КАМАЗа сотни российских поставщиков, которые, конечно же, получат выгоду от предоставления госгарантий КАМАЗу, так как будут участвовать в этом проекте.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Деньги под государственные гарантии выделяются КАМАЗу на реализацию инвестиционной программы. Это улучшит положение дел на предприятии, поскольку производитель был вынужден сокращать инвестпрограмму на фоне торможения российской экономики и общей негативной ситуации на рынках. Все, что будет вложено в концерн в следующие несколько лет, является долгосрочной инвестицией и будет работать на перспективу. КАМАЗу необходима подобная поддержка.

Впрочем, стоит отметить, что текущую проблему низкого внутреннего спроса эта мера не снимет. Однако КАМАЗ получит возможность продолжать модернизацию предприятий и работать над улучшением качества продукции.