РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ИТОГАМ 6 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА. ЧАСТЬ 2-Я

Автомобильный рынок Казани в январе-июне пережил настоящий обвал: падение спроса на новые автомобили составило 19,8% — это почти в три раза больше, чем в целом по РФ, и значительно хуже, чем по Татарстану, где продажи упали на 15%. На этом безрадостном фоне аналитический центр «БИЗНЕС Online», исследуя данные компании «Автостат», обнаружил сенсацию: самая продаваемая модель АвтоВАЗа уступила по популярности иномарке. При этом, пока масс-маркет переживает упадок, представители люксового сегмента во главе с BMW демонстрируют двузначные темпы прироста.

MERCEDES С ЗАСЛУЖЕННЫМ «СЕРЕБРОМ»

В Казани, как и в целом по РТ, на автомобильном рынке развернулся самый настоящий кризис. Согласно данным агентства «Автостат», спрос на новые автомобили в Казани рухнул на 19,8% (то есть на одну пятую часть): с 24363 авто за 6 месяцев 2013 года до 19542 авто за 6 месяцев 2014 года. Как мы уже рассказывали, по Татарстану спад составил 15%, а по РФ — 7,6%. Видимо, более глубокое падение в столице РТ — это плата за бурное развитие рынка в последние годы.

Больше всех в Казани потеряли LADA, Hyundai и Chevrolet. Хотя здесь не без нюансов, потеря потере рознь.

Еще во второй половине 2013 года наметился спад продаж у многих автомобильных брендов и все яснее стали звучать планы по приостановке производств, возможному сокращению персонала. Но вся эта меланхолия не про премиальный сегмент, который продолжает устойчиво расти. И Казань тут не исключение. Так, лидер сегмента BMW прибавил 18,7%: с 343 авто за 6 месяцев 2013 года до 407 авто за 6 месяцев 2014 года. Самой популярной моделью от баварского автозавода среди казанцев оказался седан Series 5 (95 единиц), а следом за ним — кроссовер X3 (82 единицы).

==table362==

Очень любопытный факт — спрос на новые авто от Mercedes вырос на внушительные 93,8%: со 162 единиц за 6 месяцев 2013 года до 314 единиц за 6 месяцев 2014 года. Хотя отрыв от Audi всего в два корпуса, тем не менее заслуженное «серебро» нашего рейтинга получил именно Mercedes. Самой популярной моделью с трехлучевой звездой у казанских автолюбителей стал кроссовер Glk-Class (61 единица), на втором месте по популярности в линейке — седаны Е-Class (44 единицы) Пожалуй, Mercedes и его официальный дилер в Казани «МБ-Ирбис» могут праздновать небольшую победу над одним из главных конкурентов, хотя до лавров баварцев еще далеко.

Напомним, что в целом по РФ Mercedes традиционно удерживает первое место в премиальном сегменте, а в Татарстане первое место у BMW, второе — пока еще у Audi.

Весьма интересное положение у двух других вечных соперников: Land Rover и Lexus. Разрыв стремиться к статистической погрешности в один автомобиль. Заметим, что спрос на «японца» заметно вырос благодаря обновленной модели RX (59 единиц), а в целом по РТ Lexus даже смог опередить «англичанина».

Как ни удивительно, но старт продаж кроссовера Macan мало чем помог Porshe: спрос в Казани просел на 24,1%: с 58 единиц в первом полугодии 2013 года до 44 единиц в первом полугодии 2014 года. По всей видимости, казанская публика рассчитывает увидеть все-таки обновление флагмана марки Cayenne.

Можно добавить, что из 22 Jaguar, приобретенных в Татарстане, 19 единиц (или 86%) пришлось именно на Казань. Столичный бомонд — оплот ценителей британского изыска.

7.jpg
Настоящая сенсация: впервые в Казани иномарка (KIA Rio) обогнала в личном зачете самую популярную модель АвтоВАЗа LADA Granta (фото: www.kia.ru)

ВПЕРВЫЕ ИНОМАРКА ПОПУЛЯРНЕЕ «ВАЗОВСКОГО» БЕСТСЕЛЛЕРА

Теперь вернемся с небес на землю, а точнее, из премиального сегмента в масс-маркет. Согласно данным агентства «Автостат», спрос на новые автомобили в Казани обвалился на 19,8% (одну пятую): с 24363 авто за 6 месяцев 2013 года до 19542 авто за 6 месяцев 2014 года. Нельзя не отметить, что большинство популярных брендов все же в минусе и общее настроение депрессивное. Однако у каждой потери есть свои нюансы.

Абсолютный лидер снижения — LADA — минус 39,3%: с 5214 авто за 6 месяцев 2013 года до 3163 авто за 6 месяцев 2014 года. Потеря 2051 авто — самая крупная в абсолютном выражении. Рост состояния казанцев (как, впрочем, в целом российских автолюбителей) играет против АвтоВАЗа. Сокращение разрыва топовых версий с базовыми версиями от конкурентов, как и возможность взять кредит и приобрести авто с лучшими потребительскими свойствами, также не на стороне мастеров из Тольятти. С другой стороны, при текущем замедлении темпов роста экономики, отмене льготного кредитования и росте ставок по кредитам в целом самыми незащищенными потребителями как раз и становятся потенциальные покупатели LADA.

Второе место по абсолютным потерям у корейского Hyundai: минус 925 авто или 48,6%. Но если LADA испытывала трудности уже год назад, то спрос на Hyundai в Казани бил все рекорды благодаря распродаже наследия Универсиады-2013. Поэтому естественный откат здесь был неизбежен.

Третье место по потерям (-411 единиц) у еще недавно сверхпопулярного в Казани зарубежного бренда Chevrolet. Снижение спроса по нему составило 22,5%: с 1829 единиц за 6 месяцев 2013 года до 1418 единиц за 6 месяцев 2014 года. Cobalt оказался неудачной заменой Lacetti, долю Niva успешно «отъел» Renault Duster. Заметим, что неожиданно вырос спрос на Aveo, хотя более высоким спросом в последние несколько кварталов у казанцев пользуется седан Cruze. При детальном рассмотрении видно, что 172 новых Аveo (49,9% от приобретенных казанцами за первое полугодие) датированы 2013 годом выпуска, а значит, были очень заманчивые ценовые предложения на прошлогодние авто.

Напомним, что о причинах более позитивного положения дел как у Nissan, так и у Skoda мы говорили в первой части нашего обзора.

А теперь настоящая сенсация: впервые в Казани иномарка обогнала в личном зачете самую популярную модель АвтоВАЗа. Так, LADA Granta («2190», «2191») была приобретена казанцами в количестве 1305 единиц, а KIA Rio в количестве 1429 единиц. Отрыв южнокорейского конкурента сразу на 124 авто или 9,5%. При таком тренде недалек тот день, когда KIA станет самой популярной маркой в общем зачете и не только в Казани.

«МЫ НАХОДИМСЯ В ПИКЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ»

Ситуацию на рынке прокомментировали участники рынка и эксперты «БИЗНЕС Online».

Михаил Котляров — заместитель генерального директора группы компаний «АКОС»:

— По моему мнению, важнейшим во втором квартале явился явный тренд на охлаждение авторынка в пору жаркого лета, отпусков, санкций по отношению к России. Уменьшился трафик посетителей салонов, банки ужесточили условия одобрения автокредитов, как следствие, снизились продажи по многим брендам. Однако снизились продажи не у всех. Многие показали рост, причем значительный.

Например, большой рост по итогам 6 месяцев отмечается у Nissan, Skoda, Chery, SsangYong. Заметно выросли почти все премиальные бренды, кроме Audi. В итоге рынок иномарок в Казани остался на уровне прошлого года.

Лучшие темпы продаж показали Nissan и Infiniti. У Nissan в прошлом году не было продаж Almera, а в этом году Almera занимает уже порядка 35 процентов в продажах Nissan, и естественно, что общие продажи выросли.

Infiniti в прошлом году только стартовал, и поэтому первое полугодие 2014 года было естественно лучше за счет того, что покупатель уже привык к наличию в Казани официального дилера и рассматривает автомобили Infiniti как один из премиальных брендов, что можно купить в Казани. Мы как дилер стараемся предлагать лучшее обслуживание и лучшие цены на эти автомобили.

По КIA продажи пока остаются на уровне 2013 года, но снижение трафика тоже начинает сказываться. Пока не удались в этом году продажи Suzuki: пока покупатель не раскусил преимуществ нового SX-4. К сожалению, очень сильно упали продажи Ford, и нам пришлось отказаться от этой марки в Казани.

По итогам первого полугодия 2014 года в кредит продано 45 процентов автомобилей. Мне кажется, что на рынке происходит коррекция после роста 2011 - 2013 годов, на которую повлияли несколько факторов: 1) так как средний срок владения автомобилем у нас составляет по статистике 4,5 года, то в этом году меняют автомобили люди, купившие его в начале 2010 года; а тогда продажи были в два раза ниже; 2) мы находимся в пике демографической ямы, и, как следствие, желающих купить первый автомобиль значительно меньше, чем в 2007 - 2008 годах; 3) фактор Украины, санкций и роста курсов. Все эти факторы не способствуют росту рынка. Антикризисные меры пока у партнеров одни: сокращать планы продаж, поставок и делать лучшие предложения как по ценам, так и по ставкам кредитов.

Во второй половине 2014 года я ожидаю ускорение падения, но только на фоне высоких продаж второго полугодия 2013 года. В абсолютных величинах рынок Казани снизится ненамного: в пределах 4 - 5 процентов.

Скажется увеличение продаж отдельных марок, где в конце 2013, начале 2014 года появились новые дилеры: Skoda, Mazda, Hyundai. Мы собираемся открыть новый салон Datsun и в конце года ожидаем от него хороших продаж.

Я не думаю, что сегодня смещается акцент на вторичный рынок. Дело в том, что получить кредит на подержанный автомобиль еще сложнее, чем на новый. Мы сами пока не собираемся заниматься подержанными автомобилями в Казани. Нас пока устраивает сотрудничество с аутсорсинговой компанией.

«ПОДДЕРЖКА ОТ ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМА УЖЕ СЕГОДНЯ»

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»:

— Во втором квартале продолжились негативные тенденции начала 2014 года. Клиентский трафик продолжил снижение. Пропорционально снизились и продажи по ряду брендов. Наиболее сильно упали продажи у GM. Наименьшее падение показали корейцы. В июне нами был торжественно открыт автосалон Hyundai на Оренбургском тракте, и объем продаж первых месяцев говорит о том, что этот бренд любим казанцами. Мы также завершили строительство и прошли предпродажную инспекцию производителя по автосалону Renault, который в настоящее время уже довольно успешно начал свою работу там же, на Оренбургском тракте. Мы ведем строительство автосалона подержанных автомобилей «КАН Авто Эксперт» на Сибирском тракте и планируем его торжественное открытие в октябре этого года.

Лучшие бренды по спросу на сегодня — это KIA, Hyundai и Daewoo. По показателю роста объема продаж лучшая модель — Daewoo Gentra. А по абсолютному объему самая востребованная модель KIA Rio. Безусловным лидером по итогам продаж в третьем квартале у нас станет Hyundai Solaris, поскольку за два месяца продаж автомобилей этого бренда мы уже имеем необходимую статистику.

Замечу, что KIA очень прочно держится на позициях лидера российского рынка иномарок, поскольку имеет оптимальное соотношение таких показателей, как цена — качество — инновации — уровень восприятия бренда.

В первом полугодии 2014 года мы реализовали в кредит чуть менее 50 процентов от общего объема продаж.

В целом рынок автомобилей в Казани в первом полугодии 2014 года активно падал. Первые проявления стабилизации и даже некоего легкого подъема произошли лишь во второй половине июля. Да, это кризис, который начался в конце прошлого года. Он усилился в начале текущего за счет ухудшения геополитической и внешнеэкономической ситуации в мире, породившей негативные ожидания клиентов и сформировавшей отложенный спрос.

На сегодня антикризисные меры производителей разнообразны, но все они направлены в первую очередь на поддержку дилеров. А мы, в свою очередь, внедряем множество программ поддержки и увеличения лояльности клиентов.

Вектор дальнейшего развития рынка будет напрямую зависеть от экономической и внешнеполитической ситуации. В любом случае поддержка автомобильного рынка со стороны государства крайне необходима уже сегодня. Ну а ситуация на вторичном рынке автомобилей напрямую зависит от ситуации на первичном и не менее подвержена тем же влияниям прогнозных ожиданий.

Азат Тимерханов — ведущий аналитик агентства «Автостат»:

— Одной из основных причин усиливающегося падения продаж автомобилей можно считать резкое снижение покупательской активности, пик которой пришелся на первый квартал 2014 года, когда рынок находился на уровне прошлого года. Это было вызвано тем, что в период снижения курса рубля и последовавшего за ним роста цен на автомобили люди стремились осуществить покупку машин заблаговременно, не дожидаясь «худших времен». А вот во втором квартале, когда курс российской валюты стабилизировался, спрос насытился, как следствие, началось закономерное сокращение рынка, поскольку количество потенциальных покупателей уменьшилось. Очевидно, что такая рыночная тенденция будет прослеживаться и в ближайшие несколько месяцев, поэтому на рынок будет оказывать влияние тренд падения.

Помимо этого, нельзя забывать и о глобальных факторах, связанных с состоянием российской экономики и сложившейся геополитической обстановкой. Продолжающееся снижение темпов роста ВВП может только усилиться, т.к. со стороны Запада вводятся секторальные санкции в отношении РФ. К тому же гражданская война на Украине может обернуться серьезным военным конфликтом, в который может быть втянута и Россия. Все это, равно как и многомиллиардные затраты из бюджета для развития Крыма, самым отрицательным образом могут повлиять на дальнейшее развитие экономики страны с соответствующими последствиями для авторынка.

Еще одним немаловажным фактором является срок владения легковым автомобилем в России, который, согласно оценке агентства «Автостат», в среднем составляет четыре-пять лет. Учитывая то, что львиную долю покупателей новых машин образуют люди, меняющие старое авто на новое, в нынешнем году это сделают большинство владельцев, купивших автомобиль в 2009 - 2010 годах. Но поскольку тогда рынок имел невысокие показатели (заметно ниже 2 миллионов единиц), то число желающих сменить машину в 2014 году будет меньше, чем в последующие годы. Как следствие, предпосылок для улучшения продаж легковых автомобилей в этом году нет.

Рафаэль Курбанов — руководитель отдела продаж ГК «Прогресс»:

— В целом мы отметили спад продаж во втором квартале после бурного роста в январе-марте 2014 года. Замедление или спад наблюдается как в массовом, так и в премиальном сегментах. Общий настрой потребителей определяется геополитической напряженностью и беспокойствами относительно снижения темпов роста экономики России. Скажу откровенно, спад оказался глубже, чем мы ожидали. Ситуация настолько серьезная, что ряд автопроизводителей уже направили письма правительству РФ с просьбой поддержать автопром в той или иной форме, как минимум вернуть субсидирование автокредитов.

Да, есть некоторый эффект коррекции после хорошего роста 2010 - 2013 годов. Надеюсь, что ситуация все же стабилизируется во второй половине текущего года. Не исключаю, что правительство примет во внимание последние неутешительные цифры и предпримет ряд мер для более «мягкой посадки» спроса на авторынке.

==table363==

==table364==

Читайте также:

Автомобильный Татарстан: Bentley как антидепрессант для элиты. Часть 1-я