Российские власти подтвердили свою решимость превратить Россию в мировой финансовый центр и для начала усложнили отечественным компаниям выход на международный рынок капитала. Специалисты считают этот путь бесперспективным

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала проект положения, которое устанавливает новый порядок выдачи разрешений на размещение и/или организацию обращения эмиссионных ценных бумаг за пределами страны. Предполагается, что новые правила начнут действовать уже с сентября.

Принципиальным новшеством предлагаемого механизма является ограничение (пункт 10 положения) доли акций, а также иностранных ценных бумаг (речь идет о депозитарных расписках), которые российским эмитентам разрешено размещать на зарубежных площадках. Напомним, что сейчас отечественные компании могут разместить на иностранных биржах бумаги объемом до 30% своего акционерного капитала. При этом более жесткие условия установлены для предприятий, признанных стратегически важными, а также осуществляющих геологическое развитие недр и/или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения: им разрешается размещать за рубежом лишь от 5 до 25% капитала.

Новый порядок, предлагаемый ФСФР, обещает устанавливать потолок размещения исходя из категории, которая присвоена бумагам эмитента в процедуре отечественного биржевого листинга. Так, для эмитентов, чьи акции включены в котировальный список А (первого и второго уровней), планка устанавливается на уровне 25% капитала, для компаний категории Б — 15%, а для тех, кто числится в списках В или И, — 5%. Стратегически важные предприятия могут разместить на зарубежной площадке долю эмиссии, не превышающую 5% капитала. В случае проведения повторной эмиссии разрешенный объем выхода на иностранную биржу для всех компаний увеличивается до 50% дополнительного выпуска.

Очевидно, что первым последствием принятия такого порядка станет повышение интереса к процедурам биржевого листинга и причислению эмитентов и инструментов к различным котировальным спискам. Требования листинга учитывают целый ряд параметров, в том числе среднемесячный объем сделок с тем или иным инструментом и т. д. Так, ежемесячный объем сделок для инструментов, претендующих на включение в котировальный список А1 фондовой биржи РТС, должен составлять не менее 25 млн рублей. К участникам следующей ступеньки листинга (А2) аналогичные требования отличаются в десять раз — 2,5 млн рублей. А для поддержания присутствия в этих списках ценз еще выше — 50 млн (и соответственно 5 млн) среднемесячного объема в течение полугода.

По нынешним кризисным временам этим условиям могут удовлетворять очень немногие компании. Например, в списке А1 РТС числится всего шесть инструментов и шесть эмитентов, принадлежащих к элите российского бизнеса. Кроме того, из списка можно и вылететь — существует процедура делистинга, применяемая к эмитентам и инструментам, чьи показатели перестали соответствовать требованиям определенной группы. Перемещение акций в списки более низких категорий в последнее время не такая уж редкость.

Впрочем, все эти соображения относятся скорее к технической стороне дела. Содержательно же эксперты оценивают намерение регулятора вернуть российских эмитентов на родную почву, на отечественные площадки, к отечественным инструментам и инвесторам, безусловно, как положительное. "Если мы действительно хотим иметь нормальный рынок, а не тот неглубокий и усеченный, который у нас есть (речь идет не только о потерях, понесенных в связи с кризисом), то нужно действовать в этом направлении", — полагает аналитик инвестиционного департамента банка ВТБ24 Станислав Клещев. И в свете этой глобальной задачи, убеждены эксперты, совершенно не имеет значения, что в последний год из-за кризиса российские эмитенты вообще не проводили IPO — ни на отечественных, ни на западных площадках. Подготовка законодательной и нормативной базы должна идти вне зависимости от кризиса: закончится же он когда-нибудь.

С конечной целью усилий, предпринимаемых регулятором, никто не спорит. Критике подвергаются выбираемые для достижения этой цели средства. Так, по мнению руководителя департамента рынков акционерного капитала ИК "Финам" Алексея Курасова, довольно бессмысленно со стороны ФСФР пытаться стимулировать публичные размещения акций на российском рынке, "связывая" долю размещения на западных площадках. Это ограничение достаточно легко обойти, чем значительное число эмитентов и пользовалось до кризиса. Дело в том, что, согласно российскому законодательству, при проведении открытой подписки на новую эмиссию эмитент сам выбирает, кому передавать свои акции: при наличии сотни заявок примерно с одинаковыми ценовыми параметрами он может удовлетворить одну или две. И объяснять мотивы своего выбора не обязан. Так, он может создать фирму-однодневку, продать ей сколь угодно большую долю своих акций, а та, в свою очередь, через какое-то время продаст их какой-либо зарубежной структуре. Такая немудреная схема. "Ограничить подобного рода инвестиции, по сути прямые, совершенно невозможно", — считает Алексей Курасов.

Довольно странно, по мнению специалистов, выглядит и ранжирование компаний и, следовательно, разрешаемых к размещению на западных площадках долей по принципу биржевых котировальных списков. "Отнесение к тому или иному списку происходит по критерию оборота. Этот критерий не дает представления о ликвидности бумаги — главного свойства инструмента, которое интересует инвестора. Оборот у двух сопоставимых по капитализации компаний за какой-то период может быть одинаковым, но при этом по одной акции будет совершено пятьсот сделок, по другой — две. При этом всем формальным нормативам и требованиям регулятора обе компании соответствуют. А качество их бумаг с точки зрения инвесторов очень отличается", — объясняет г-н Курасов.

Причина, по которой российские эмитенты при IPO отдавали предпочтение западным площадкам, состоит прежде всего в том, что на этих площадках инвесторам работать удобнее и понятнее: если западному покупателю предложить на выбор депозитарные расписки или "местные" акции одной и той же компании, он выберет первый вариант. На зарубежных площадках выстроены и системы отслеживания ликвидности бумаг. "А на российский рынок инвесторы приходят, как на сафари, — говорит Алексей Курасов. — Мы считаем, что для создания цивилизованного рынка следует, во-первых, сделать открытой и понятной систему приема заявок по открытой подписке. Во-вторых, необходимо создавать инфраструктуру для оценки рисков и ликвидности".

Тогда, возможно, после завершения кризиса российские биржевые площадки окажутся заполонены выпусками отечественных IPO, причем не только потому, что выход на западные рынки эмитентам ограничат административно. Просто иностранные покупатели перестанут воспринимать работу на российских площадках как экспедицию-сафари.

 (Эксперт, №22)