Ольга Никитина и Ильдар Ахметгареев
Ольга Никитина и Ильдар Ахметгареев

«ВЫ ЖИВЕТЕ В САДУ!»

Очередной деловой обед, посвященный строительству и архитектуре города, начался с двух призывов. Первый озвучил начальник управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Набережных Челнов Ильдар Ахметгареев — он сразу пояснил, что не хочет превращать мероприятие в пресс-конференцию, и высказал пожелание, чтобы присутствующие не только задавали ему вопросы «как чиновнику», но и делились своими мыслями и предложениями. Второй предложение высказала главный архитектор города Ольга Никитина — она призвала собравшихся «делать акценты на позитив».

«Мы очень часто увлекаемся критикой в области архитектуры нашего города, — сказала она. — Я считаю, что в городе очень много делается позитивного. Градостроительство — это серьезное направление. Сегодня это не только архитектура, внешний вид зданий и благоустройство территории. Здесь важна и социально-экономическая сторона. Нужно больше показывать активных, позитивных вещей, нужно делать акцент на них во время планирования городских мероприятий».

Однако критика в адрес челнинской архитектуры все же прозвучала. И в первую очередь коснулась состояния жилых домов в 35, 36 и 60 комплексах, имеющих сейчас довольно «облезлый» вид, несмотря на относительную новизну.

«Специфика панельных домов такова, что их нужно регулярно освежать и подкрашивать, — объяснила Никитина. — Хорошо, конечно, переходить на другие материалы, например, кирпич, который не надо окрашивать. В этом плане мы работаем. У нас в городе есть домостроительный комбинат, и мы вынуждены использовать его особенно в тех районах, где социальное, доступное жилье. Отказаться от панельных домов мы сегодня не в состоянии».

В случае возникновения проблем с ремонтом жилых домов она посоветовала обращаться в управляющие компании и к главам районов, повторившись при этом, что челнинцы «живут в родном городе и все подвергают критике».

«Если даже отъехать от Набережных Челнов и посмотреть качество строительства в других городах, я вас уверяю, что у нас, к счастью, уровень достаточно хороший», — сказала она.

Настроение главного архитектора подхватил и Ахметгареев, назвав Челны «городом будущего».

«Вы посмотрите на город в целом, — обратился он к присутствующим. — Памятником архитектуры является сам город. Вспоминайте о том, что это город будущего. Когда первостроители в свое время говорили, что строят город-сад, — это не были пустые слова. Поднимитесь на крышу 2.18, посмотрите на город сверху — вы живете в саду! В Челнах есть философия «города будущего», который глобально застроен, у которого есть внутренние пешеходные связи, а транспортных связей минимум. В комплексах развита инфраструктура для жизни, есть широкие проспекты для общественного транспорта — по этой философии проектируют «города будущего» в Европе».

При этом он напомнил, что Челны созданы как спальный город под конкретную численность людей и бурное развитие «вширь» здесь маловероятно. Зато развивается пешеходное движение и общественный транспорт, в частности, трамвай. Он-то и стал предметом еще одного критического замечания из зала.

«ЗА 42 ГОДА СХЕМА ГОРОДА НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ»

По мнению некоторых участников мероприятия, развитие трамвайных путей, на которое делает ставку администрация города, — глобальный, но не совсем понятный с точки зрения логики проект. В городе и раньше существовали оптимальные трамвайные маршруты для тех людей, которые ими пользовались. Зачем сейчас реализовывать то, что было заложено генпланом города 42 года назад? Учитывая, что количество частного транспорта только растет.

«У нас было много обращений пожилых граждан, которые просто не в состоянии были уехать из старой части города в новую, — ответила Никитина. — В нашем городе перевозчики не часто возят льготную категорию граждан. Нас буквально завалили обращениями!»

«Да не только пожилые, есть и студенты, — сказал Ахметгареев. — Вы что, считаете, все должны ездить на машинах?»

«Сколько процентов горожан пользуются трамваем?» — спросил кто-то из зала.

«Вы исходите из позиции «сегодня», а надо исходить из позиции «завтра», — парировал начальник управления строительства. — Я не готов отвечать, сколько сегодня ездит на трамвае, я хочу, чтобы люди ездили завтра и им было удобно. Все развитые города Европы ставят в приоритет развитие электрического транспорта. Мы всегда на шаг отстаем, вот сейчас у нас много частного транспорта, как это было когда-то в Европе. А они уже потихоньку идут от частного транспорта к общественному. За 42 года схема города не изменилась. Те, кто разбирается в этом, вопросов не задают. Откройте карту новой и старой части Челнов и сами все посмотрите».

Ахметгареев также указал на то, что отсутствие парковочных мест во дворах жилых домов — последний тренд Европы. И то, что такая проблема существует в Челнах, — на самом деле признак «города будущего».

«НАБЕРЕЖНАЯ ДОЛЖНА СТАТЬ ЦЕНТРОМ»

Спрашивали чиновников и о граффити на стенах домов, и о пьяницах на набережной, и о будущем архитектурном облике парка Победы. На последний вопрос Никитина ответила уклончиво.

«Тема очень сложная даже не в плане архитектуры, а в плане того, что это идеологически насыщенная среда, — сказала она. — Всякие изменения в ней очень болезненно воспринимают наши первостроители. Как только мы определимся с концепцией, мы выставим ее на публичное обсуждение горожан».

Григор Аствацатрян (слева)
Григор Аствацатрян (слева)

Журналисты спросили Ахметгареева о программе «Жилье для российской семьи» и возможностях ее реализации в Челнах. Согласно ей, цена за квадратный метр не будет превышать 30 тыс. рублей.

«Программа, по сути, не предусматривает бюджетного финансирования, она направлена на предоставление возможности для незащищенных слоев населения и повышение доступности жилья, — ответил Ахметгареев. — Но механизм очень сложный. Мы сейчас ведем переговоры с застройщиками. Трудность еще и в том, что в Татарстане реализуются более интересные проекты — программа социальной ипотеки с точки зрения продуманности и реализации гораздо выше по эффективности. Программа доступного жилья все-таки направлена на более депрессивные регионы. У нас она не может конкурировать с социальной ипотекой».

В завершении мероприятия свое мнение о городе высказал архитектор Григор Аствацатрян, переехавший в Челны два года назад. Он сказал, что в целом город спроектирован великолепно еще в советское время. Но произошло изменение формации, а взгляды на архитектуру не изменились. От этого и возникают все проблемы.

«Город был спроектирован без учета того, что он находится у реки, — сказал Аствацатрян. — Нет движения со стороны города в сторону реки. Набережная должна стать основным центром для людей, которые тут живут. В городе нет особых маяков, он имеет линейный центр развития: проспект Мира — центр, на который все «насажено». Надо его разгружать за счет набережной. Город требует не столько архитектурного, сколько средового изменения».