«РАРИТЭК» В 2,5 РАЗА УВЕЛИЧИВАЕТ ВЫПУСК ТЕХНИКИ СОВМЕСТНО С КИТАЙСКОЙ КОМПАНИЕЙ AEROSUN

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов встретился с делегацией двух китайских компаний — CASIC и Aerosun. В ходе встречи обсуждались вопросы строительства еще одного завода сжиженного природного газа в Татарстане.

Напомним, что о предложении китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC) реализовать в Татарстане проект по строительству завода по производству СПГ стало широко известно после поездки в Китай татарстанской делегации. Тогда Минниханов встречался с руководством CASIC, была достигнута договоренность об ответном визите. В рамках нынешнего посещения Казани, как сообщает пресс-служба правительства РТ, китайская делегация принимает участие в международной выставке авиакосмических технологий «АКТО-2014».

Проект не случаен и укладывается в логику развития рынка газомоторного топлива, договоренности о котором достигнуты с «Газпромом» в марте прошлого года. Согласно принятой в республике программе, к 2023 году по дорогам и полям Татарстана должны колесить 15 тыс. машин на газу. Речь идет о сельскохозяйственной тракторной технике, коммунальном, пассажирском транспорте, машинах скорой помощи.

Сегодня в ходе встречи с президентом обсуждались три вопроса, рассказал «БИЗНЕС Online» один из участников встречи, гендиректор компании «РариТЭК» Рафаэль Батыршин. Первый — это дорожные, коммунальные, топливные спецнадстройки, которые изготаливает корпорация Aerosun. Напомним, что «РариТЭК» совместно с китайцами с 2012 года производит ряд моделей коммунальной газомоторной техники на базе «КАМАЗа». В частности, это мусоровозы с задней разгрузкой CMZL-18G на газомоторном шасси «КАМАЗ-65115-30» и дорожно-уборочная машина 3194А (пылесос) на базе дизельного шасси «КАМАЗ-53605».

«Сегодня модельный ряд спецтехники, производимой заводом «РМЗ РариТЭК» совместно с Aerosun, составляет четыре модели, — говорится на сайте компании. — К производимым ранее добавились мусоровозы CMZL-9G (объем надстройки — 9 кубических метров) и CMZL-16G (объем надстройки — 16 кубических метров), которые также размещаются на газомоторном шасси «КАМАЗ».

Однако сейчас Aerosun обсуждает следующий шаг — стопроцентную локализацию производства надстроек в Татарстане, рассказал Батыршин. Организацию их производства рассматривают либо на КАМАЗе, либо на ЕлАЗе.

CASIC ГОТОВА СТРОИТЬ ЗАВОД — ДЕЛО ЗА «ТАТНЕФТЬЮ»

Второй вопрос — это трубы для транспортировки спецпродукции. И третий — строительство завода СПГ, вероятно, на базе Минибаевского ГПЗ. Президент, по словам Батыршина, поручил создать рабочую группу, чтобы проработать все вопросы.

Опыт Китая по производству СПГ татарстанские специалисты уже изучали, достигнуты предварительные договоренности о крупноузловом комплектовании будущего завода. Его мощность Батыршин оценил ниже, чем у строящегося завода СПГ в Тюлячах (его мощность первой очереди, напомним, составляет 56 тыс. т в год). Пока этого будет достаточно с точки зрения развития рынка, считает собеседник «БИЗНЕС Online».

«В этот проект готова инвестировать «Татнефть», будет участие нашей компании, других инвесторов — этот вопрос еще будет обсуждаться с президентом, — рассказал Батыршин о возможных инвесторах, отметив, что ведущая роль будет принадлежать «Татнефти». — Пока параметры не определены, все это вопросы, связанные с энергетикой, и это надо обсуждать».

(фото: president.tatarstan.ru)

Основным владельцем завода СПГ может стать «Татнефть», учитывая саму структуру вертикально интегрированной компании, предполагает Батыршин. «Татнефть» может использовать свою автозаправочную сеть — АЗС достаточно просто доукомплектовать, используя уже существующую инфраструктуру. Это значительно дешевле, чем строить заправки с нуля. Кроме того, компания может использовать технологию сжижения попутного газа непосредственно при добыче нефти.

«Чтобы рынок «пошел», мы также подключились к этой тематике, — добавил Батыршин. — 150 машин мы поставили в Сочи, в этом году производственный план — около 370 автомобилей по 4 моделям. Это в 2,5 раза больше, чем годом ранее».

РЫНОК СПГ В РФ БУДЕТ РАСТИ НА 10 - 15% В ГОД

Насколько интересным может быть сотрудничество в проектах сжиженного газа для Китая и Татарстана?

По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, сотрудничество сторон смотрится более чем перспективным, учитывая интерес Татарстана к СПГ, а также технологии и средства CISCO.

«Китайские инвесторы приходят туда, где риски вложений минимальны, а финансовая отдача гарантирована. Расширение в РТ рынка газомоторной техники и конкретно сектора СПГ позитивно не только для самого Татарстана, но и в целом для России», — отметила она в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Строительство подобных производств недешево. Российский капитал уже участвует в проекте в Тюлячах — инвестиции в проект «Семирамиды», напомним, оцениваются в 2,1 млрд. рублей. Если в Тюлячах вкладываются российские инвесторы, то логично смотрится и инвестиционное участие китайцев, полагает Бодрова.

С точки зрения роста рынок СПГ в России будет расти темпами 10 - 15% в год, учитывая экспортную составляющую, это может дать дополнительные средства бюджету. В Татарстане же спрос будет гарантирован за счет анонсированной правительством госпрограммы по замене дизельной техники на газомоторную.

Ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов согласен с тем, что китайские компании в первую очередь могут предоставить финансирование для подобных проектов, а также технологии и часть комплектующих для производства СПГ.

«В мире СПГ используется уже несколько десятилетий, а в нашей стране этот вид сырья начал активно развиваться относительно недавно, — отмечает эксперт. — Уже есть первые результаты этой работы: запущен первый завод по сжижению природного газа на Дальнем Востоке, заключены контракты на поставку российского СПГ в другие страны, прорабатываются и уже начали воплощаться в жизнь другие проекты по сжижению, транспортировке и использованию природного газа в стране».

В целом это будет способствовать увеличению объемов производства сжиженного газа в России и росту доли российских компаний на мировом рынке СПГ. Что же до строительства завода непосредственно в Татарстане, то Баранов полагает строительство нового завода естественным на фоне реализации программы развития газомоторного топлива.

«К тому же, учитывая наличие в республике значительных объемов газа и программы по развитию газомоторного транспорта в соседних регионах, новый завод может поставлять свою продукцию и туда, что уменьшит сроки окупаемости и увеличит его прибыль», — заключает эксперт.