Во всех многослойных конструкциях присутствуют металлические стержни. Они бывают стальные, алюминиевые. Теплопроводность этих материалов – например, стальных, почти в полторы тысячи раз выше, чем теплопроводность теплоизоляционных материалов. Алюминия, если это обычный строительный алюминий, – в пять тысяч раз. Если даже точечные вкрапления, редкие, то они, конечно, в целом дают очень существенное снижение уровня теплоизоляции...

 

Абсолютно теплые стены делать можно, но…

Для севера мы по нормам имеем уровень теплоизоляции 5 – 6 термических единиц. Для Москвы – 3,12…

Но что получается? Чем сильнее мы утепляем стену, тем больше связей используем. И тем больше снижается коэффициент теплотехнической однородности, и это должно компенсироваться толщиной теплоизоляционного слоя... За 0,5 даже опускается. Это значит, при гибких связях надо увеличить толщину теплоизоляционного слоя почти в два раза. Получается, что такие конструктивные решения стен, вернее, толщина теплоизоляции, например, в Москве, уже должна быть не десять сантиметров по однородным участкам, где нет связей, а двадцать сантиметров. А на Севере надо толщину теплоизоляции довести до тридцати сантиметров из пенополистирола, а из минваты больше сорока сантиметров. А такие стены, уже заведомо ясно, они недолговечны. Они не могут быть долговечными. Их и конструктивно невозможно выполнить.

Тем не менее, когда эти данные были опубликованы, были введены в СНиП поправки, что допускается наружные стены на 37 процентов снизить теплоизоляцию в тех случаях, если есть регулировка отопления. Это принято, и исправлены в СНиПе требования.

Конечно, хорошо бы сделать теплые стены. Можно было бы сделать абсолютно теплые стены, совсем ликвидировать теплопотери. Это можно сделать. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой долговечности.

Проектировщику, прежде чем выбрать конструктивное решение стены, необходимо было бы сделать такой расчет, по официальной методике, которая существует в СНиПе… Из этих расчетов видно, какую экономию дает каждая термическая единица, добавленная к уровню требований по санитарно-гигиеническим условиям. Вот если в Москве мы увеличим выше санитарно-гигиенических условий хотя бы на одну единицу, то мы получаем экономию 17 процентов. А уже вот вторая термическая единица, когда мы к трем подходим, она дает всего лишь семь или восемь процентов. А дальше трех, там уже пять или шесть процентов.

Если взять северные регионы, например, Якутск, то там 1,83 по санитарно-гигиеническим условиям.

А что такое санитарно-гигиенические условия? Это уровень безопасности проживания, при котором не возникает конденсата на внутренней поверхности наружных стен, не переувлажняется стена и поэтому не разрушается, не возникает плесень. То есть она обеспечивает безопасное проживание. Все остальное – это экономический фактор, который дает возможность сэкономить энергию на отоплении зданий.

 

Сколько служат фасады

И вот получается на Севере, что соотношения уже другие – за счет увеличения на две термических единицы мы имеем значительно меньше экономии тепла. Но чтобы это было хорошо, вот этот уровень, который был предложен нормативами, он в наибольшем конструктивном варианте выполняется в многослойных стенах с наружным штукатурным слоем по утеплителю, который отделен от штукатурки сеткой – капроновой, или металлической, или полиэтиленовой... Но дело в том, что долговечность этих фасадов, по данным зарубежных стран, определяется 25 годами. И то лишь в том случае, если через каждые пять – шесть лет проводится капитальный ремонт фасада.

Кстати говоря, здания, построенные у нас по этим технологиям, выполненные непосредственно иностранцами и с применением их материалов, на самом деле, служат пять – шесть лет, даже семь лет. А потом требуется обязательно ремонт. Расшивка щелей, трещин, шпаклевка их и потом заново покраска. То есть нужен постоянный уход за этими фасадами. Если здание высокое, то эти работы ведутся промышленными альпинистами. Даже не с люлек – с люлек невозможно вести, потому что их ветром раскачивает. А так альпинисты с ведерочком шпаклюют все эти щели. То есть это дорогое удовольствие. Но это в том случае, если выполнено качественно. Но у нас есть в Москве очень много таких фасадов, которые через два – четыре года уже дают трещины, и их ремонтируют… Затраты на ремонт этих фасадов превышают ту экономию тепла, которую получают от повышения уровня теплоизоляции. То есть получается, что в принципе это не дает ту предполагаемую экономию, на которую рассчитывают.

Чтобы избежать вот этих ремонтов, очень быстро перешли, утвердили технические условия на облицовку этих фасадов кирпичом. Но что получилось, когда облицевали? Фасады и кирпичи стали разрушаться и падать.

Три причины. Первая причина – это брак в работе непрофессионалов – ну, вы знаете, кто сейчас работает на стройке. Не устанавливались кое-где связи. Другая причина – то, что в принципе лицевой кирпич не рассчитан на такие фасады. Кирпич лицевой, который мы сейчас применяем, создан для облицовки сплошных кирпичных стен. И он себя хорошо ведет, когда он непосредственно связан с родственным ему материалом. Самый лучший вариант – когда он соединен тычковыми рядами с основной сплошной несущей частью стены. А если он на гибких связях, то не должно быть никаких щелей, все должно быть заделано раствором, то есть создана единая система. Если этого не выполнять, вот как сейчас делают... Вот, представляете, между несущим слоем и облицовочным слоем есть пространство, заполненное, допустим, минватой. Минвата считается абсолютно воздухопроницаемой – в расчетах, в нормах у нас так. Она обладает небольшим сопротивлением воздухопроницанию, но в расчетах оно не принимается. Что касается паропроницания, то она обладает самым большим коэффициентом паропроницания, то есть пропускает пар. Само базальтовое волокно, оно не впитывает пар. И теплый пар, который идет, пройдя вот внутреннюю часть стены, еще находится в теплой зоне – и он проходит через минвату, не задерживаясь, и конденсируется на внутренней части облицовочного кирпичного слоя в виде инея. При потеплении иней превращается во влагу, потом мороз – замерзает… И переувлажненный кирпич при большем содержании, увеличенном содержании влаги размораживается.

Вот такого быстрого увлажнения в лицевом кирпиче, когда он находился в сплошных стенах, просто физически не могло быть. Влага распределялась равномерно… Максимальное влагонакопление находилось на расстоянии одной третьей части стены от наружной поверхности – она внутри была. А здесь же максимальная зона конденсации, она в контактной зоне минваты с облицовочным слоем. И причем наиболее увлажненной частью становится не минвата, а кирпич. Поэтому облицовочный кирпич разрушается не только снаружи, но и изнутри. Еще хуже обстоит дело, когда кирпич находится за вентилируемой воздушной прослойкой. Там создается такая паровоздушная среда, и температура в такой воздушной прослойке, она будет не больше, чем на полтора градуса отличаться от наружной температуры. То есть наружный слой облицовочного кирпича практически не играет никакой защитной роли. Он только, как экран, может защищать от ветра, не больше. Но его паровоздушное состояние, паровоздушной прослойки может оказываться хуже, чем наружного воздуха. И конденсируясь на внутренней поверхности облицовочного слоя, также приводит к разрушению лицевого кирпича с обеих сторон.  

 

Трехслойные панели и кирпич

Мы проводили обследование трехслойных панелей… Кстати говоря, есть панели, которые прослужили сорок лет, и в них не обнаружено никаких изменений утеплителя. И нет такой высокой влажности, потому что панели грамотно спроектированы. В технических условиях на проектирование этих панелей четко была указана паропроницаемость внутреннего слоя, наружного слоя, и исключена возможность накопления влаги свыше нормативного. Вся накопившаяся влага обязательно удаляется за отопительный сезон.

А многослойные, слоистые конструкции, которые собираются на стройке, отличаются тем, что металлические связи там не ставят из нержавейки, в лучшем случае они покрыты суриком, а, как правило, просто чисто металл. И они не могут служить в этой влажной среде больше, чем, допустим, металлические элементы, находящиеся снаружи. А мы знаем, что сталь, находящаяся снаружи, не может существовать больше 10 – 12 лет, она теряет в результате коррозии свое живое сечение почти на 50 процентов. А в стене даже более жесткие условия, потому что металл более длительное время находится во влажном состоянии.

Сейчас есть опыт строительства зданий из крупноформатных керамических элементов… Построен ряд зданий из этих крупноформатных камней и облицован лицевым кирпичом. И вот при обследовании установлено, что стены находятся в благоприятном влажностном режиме. Например, максимальная влажность в стене не превышает 1,3 процента, это в зоне конденсации. А когда у нас сплошной кирпич на стене, она значительно выше, может достигать... Ну, там отдельно надо подходить к раствору и к керамике. У раствора она достигает более четырех процентов, а у керамики она немного больше, чем два процента. И средняя влажность кирпичной стены, эксплуатационная, с учетом раствора, средневзвешенная, нормативная два процента. У этих же стен ниже.

Что влияет на снижение влажности эксплуатационной? Первое – это то, что меньше раствора, это крупноформатные элементы, и раствора меньше. А влажность раствора в пять – шесть раз превышает влажность керамики. И он обладает такой способностью, что отдает, насыщает и керамику влагой. Чем меньше раствора, тем меньше возможности для повышения влажности керамики. А один процент повышения влажности керамики снижает ее теплотехнические свойства на 25 – 30 процентов. Второй процент уже меньше, на 15 процентов.  

Опыт строительства этих зданий и опыт их эксплуатации показывает, что большая перспектива за этими материалами. И если правильно положить раствор, не создавать сквозной фильтрации в стене, не создавать такие рваные участки, когда у нас пустоты соединяются… то эти стены имеют тенденцию к повышению уровня своей теплоизоляции в сильные морозы. Такими материалами даже можно обеспечить тот уровень теплоизоляции, высокий, который заложен в нормативном документе, в СНиПе по теплоизоляции.

Почему это выгодно? В принципе надо применять в зданиях такой уровень теплоизоляции, чтобы обеспечить безопасность проживания… Кирпич – это тот материал, который можно использовать, чтобы строить с большим уровнем теплоизоляции. И три термических единицы можно сделать. Потому что стоимость возведения стен, что кирпичных, что слоистых, она почти одинакова. Даже учитывая, что при возведении слоистых стен возникает пять – шесть операций, каждую из которых должен выполнять свой специалист. Выполняют сейчас, в лучшем случае, два специалиста. Требуется и повышенное качество выполнения работ. Вот тогда слоистые стены становятся надежными в эксплуатации. Тогда можно рассчитывать, что через какое-то количество лет, через десять, через двадцать лет, они не потеряют свой уровень теплоизоляции. Но так, как сейчас делают, как сейчас крепятся минвата и пенополистирол, то в результате усадки этого материала теплоизоляционные свойства внутреннего несущего слоя теряются…

Ошибочное мнение, что воздушная прослойка приносит пользу, поскольку это бесплатная теплоизоляция. Но что тут имеется в виду? Те данные, которые приведены в нормативных документах, да и вообще в технической литературе, где говорится об этих прослойках, показывают, что они вот такой эффект дают только в том случае, если абсолютно герметичны. Но в стенах такой герметичности просто не может быть. А если отошел утеплитель от конструктивной части стены, и эта прослойка сообщается с наружным воздухом, как это и бывает, тогда все, считайте, что утеплитель не работает, это однозначно, он отдельно живет, так сказать. Вот недостаток слоистых стен.

В кирпичных стенах этого просто не может быть. Это единая монолитная стена. Срок окупаемости кирпичных стен, составляет, как трехслойных стен, 31 – 35 лет. Кстати говоря, в трехслойных стенах срок окупаемости превышает долговечность самого материала. Немножко абсурдно…

Служит кирпич до первого капитального ремонта – гарантированно, проверено практикой эксплуатации – как минимум, 80 лет. Вот считайте: после 30 лет еще 50 лет дополнительная кирпичная теплоизоляция будет работать как беззатратный механизм… Вот чем хорош кирпич. И здесь можно не скупиться…

 

Обсуждение доклада, вопросы докладчику

 

ПОЧЕМУ РУШАТСЯ ФАСАДЫ

 

САЛАХОВ Альмир Максумович:

- Хочу сообщить, что на нашем сегодняшнем круглом столе присутствуют три руководители очень серьезных предприятий, Казанского комбината строительных материалов, Куркачинской керамики, Алексеевской керамики… Здесь также присутствуют проектировщики, практикующие архитекторы, здесь главный конструктор нашего головного института "Татинвестгражданпроект". Я думаю, у них есть вопросы к докладчику.

 

РАХИМОВ Равиль Зуфарович

- В Московском регионе после пяти – семи лет есть значительное обрушение фасадной кирпичной кладки. Многие говорят, что, вот, может быть, кирпич не той морозостойкости. Ну, пусть будет100 – значит, будет обрушение через 15 лет. Прокомментируйте этот момент. И что делать в данной ситуации, потому что такого строительства очень много. Думаю, и в Татарстане тоже.

 

АНАНЬЕВ Алексей Иванович:

- В чем здесь один из важных вопросов? Когда вводили нормы теплоизоляции, новые нормы, здесь произошла такая вещь…Невнимательно отнеслись или просто торопились, хотя у нас знающие люди, хорошие специалисты… Но совершенно не подумали, просто проигнорировали, что надо вопрос об уровне теплоизоляции панелей решать в комплексе. Какие мы материалы используем, подойдут ли те материалы, которые у нас сейчас есть? И подойдут ли те конструктивные решения стен, к которым привыкли проектировщики? Или им надо заново решать этот вопрос, разрабатывать новые конструкции?

Вот когда вводились у нас панельные здания, я изначально в этом участвовал – ну, это слишком сильно сказано, но, во всяком случае, знаю историю создания панельных зданий. Какие эксперименты проводились, сколько было построено экспериментальных панельных зданий! И только потом мы вышли на массовое качественное панельное строительство. Тогда собрали ведущих специалистов – технологов, проектировщиков, около двух тысяч человек в зале присутствовало. Собрали строительную общественность… Специалисты выступали, говорили: да, проверено экспериментально, вот такие-то и такие-то серии, такие-то допущены ошибки… Потом перешли на условно называемые олимпийские серии. Год был дан проектировщикам, чтобы разработать новый каталог панельных зданий, в котором были просчитаны все узлы, температурные поля, прочностные характеристики… И вот на основании этого были созданы новые проекты тех красивых панельных зданий, уже с другой внутренней планировкой, которые получили массовое строительство. А сначала все это считалось экспериментальным и обобщалось, обобщалось, обобщалось…