ИЗВЕСТНЫЙ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ НА ФОНЕ ОБВАЛЬНОГО СПАДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ ИДЕТ НА НЕПОПУЛЯРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ

"Sollers-Набережные Челны" на минувшей неделе стал основным источником роста числа безработных в автограде. По данным центра занятости Челнов, за последние дни компанию покинули 128 сотрудников. Причины такого решения очевидны – на автомобильном рынке идет мощнейший спад и Sollers , как и большинство автопроизводителей, вынужден сокращать затраты. Однако такие меры нарушают негласный социальный пакт между государством и производителем – в обмен на господдержку проводить максимальную социальную поддержку.  

Напомним, что " Sollers -Набережные Челны" производит автомобили марок Ssang Yong и Fiat на территории бывшего завода микролитражных автомобилей КАМАЗа, который был куплен "Северсталь-авто" в 2005 году за $50 млн. Как планировали в "Северсталь –авто", инвестиции в новое предприятие должны были составить не менее $25 млн. "Sollers -Набережные Челны" (такое название предприятие получило после переименования "Северсталь-авто" в Sollers ) планировало выпускать в год до 80 тыс. автомобилей. Но, учитывая спад на автомобильном рынке РФ (в мае он достиг уже 58%), реализация этих планов оказалась под очень большим вопросом. Известно, что, по данным АЕБ, продажи   Sollers в январе-марте упали на 40%.

В этой ситуации ОАО вынужден идти на самые радикальные меры по увеличению продаж автомобилей, простаивающих на складах. Так, на днях компания объявила о снижении цен на SsangYong 2008 года   выпуска на 40-150 тыс. рублей.

В связи со спадом на автомобильном рынке руководство " Sollers -Набережные Челны" еще в январе вынуждено было объявить о переводе коллектива на сокращенную рабочую неделю на ближайшие полгода. Sollers принимал меры по снижению расходов на персонал и на других своих предприятиях – в частности, на Заволжском моторном заводе в Нижегородской области с начала года коллектив был сокращен по меньшей мере на 180 человек. Кроме того, нижегородская служба занятости утверждала, что к ней еще в апреле поступила заявка от ЗМЗ на увольнение около тысячи работников.

Безусловно, предприятие в Челнах соблюдает все формальности. Персонал будет уволен не по сокращению штатов, а по обоюдному согласию сторон. Компания обещала ушедшим компенсации. Однако политика компании все равно никак не вяжется с негласной установкой в Татарстане, озвученной президентом РТ Минтимером Шаймиевым еще в январские праздники на совещании с крупнейшими товаропроизводителями: людей не сокращать. В обмен государство старается по мере возможностей помогать и лоббировать интересы крупного бизнеса. И мы видим по Казаньоргсинтезу, Татнефти, КАМАЗу, что пакт соблюдается – люди не выбрасываются за заводские стены.

Что касается " Sollers -Набережные Челны", то здесь автопроизводителям грех жаловаться: Татарстан закупает Fiat и для МВД, и для "Скорой помощи". То же самое касается и Ssang Yong . Вплоть до того, что корейские джипы в навороченной комплектации были подарены хоккеистам "Ак Барса" в качестве премии за победу в чемпионате России… Но видимо, дела и перспективы у   Sollers совсем туманны. Что, кстати, подтверждается цифрами, озвученными на днях. Всего тех же   Fiat в России было продано за 5 месяцев чуть более 6 тысяч штук (сюда входит и импорт). Это мизер - для того, чтобы выйти на рентабельность и окупаемость инвестиций, необходимы продажи в десятки тысяч автомобилей в год. А эти цифры на фоне углубляющегося финансово-экономического кризиса выглядят просто нереальными…  

P.S. Когда материал о ситуации на "Sollers-Набережные Челны" был опубликован, в редакцию поступил следующий комментарий пресс-службы компании:

 

 

"Сегодня на предприятии действует гибкий производственный график, варьируются сроки и объемы выпуска автомобилей исходя из ожидаемого спроса. Часть сотрудников при этом просто не имеет возможности работать по специальности. Завод же делает со своей стороны все возможное, чтобы сохранить персонал. Этой позиции компания всегда придерживалась –  прежде всего, сохранить коллектив завода. Развитие, профессиональный рост были нашими стратегическими вложениями в персонал и мы ни в коем случае не хотим его потерять.

Всем работникам, чья специальность сейчас не востребована, но кто хочет продолжить свою трудовую деятельность на предприятии, мы предлагаем общественные работы. Однако если все-таки сотрудник решился расстаться с заводом,  мы  гарантируем  ему возможность вернутся  на предприятие в случае улучшения ситуации".  

Cправка

В состав ОАО " Соллерс" входят ОАО "Coллерс-Набережные Челны", ОАО " Ульяновский автомобильный завод ", ОАО " Заволжский моторный завод " и ООО "Соллерс-Елабуга". Компания производит автомобили марок УАЗ , Isuzu, SsangYong, Fiat. Основным акционером "Соллерс" является ее гендиректор Вадим Швецов, который владеет 58% акций компании.

БИЗНЕС Online