В последние месяцы федеральные власти не раз заявляли о различных мерах поддержки малого и среднего бизнеса. Насколько эти меры адекватны и какие необходимы еще? Свое мнение на эту тему высказал известный в Татарстане предприниматель, вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.


— Павел Абрамович! Действия властей по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ), по вашему мнению, сейчас стали более эффективными?

— За эти несколько месяцев наши власти приняли правильных решений больше, чем за все время с 2002 года, когда я и мои единомышленники начали заниматься общественной деятельностью по налаживанию диалога между предпринимателями и правительством. Однако это нужно было сделать давно. Например, отмена обязательного применения контрольно-кассовых машин для предпринимателей, работающих на ЕНВД. На моей памяти Владимир Путин — третий премьер, который нам это обещает. Первым был Фрадков, затем Зубков… Или другой момент. Мы уже третий год говорим властям, что планка в 20 млн рублей для упрощенного типа налогообложения — крайне низкая. Мы просили сделать сто миллионов, обещали шестьдесят. Можно много еще примеров привести.

— Какие промахи в поддержке МСБ государством вы можете отметить?

— В действиях властей по поддержке бизнеса есть один нюанс — шаги по поддержке бизнеса должны подкрепляться мерами по контролю за их исполнением и/или организацией системы мониторинга расходования выделенных бюджетом средств. Этого не было сделано, например, при действиях властей по поддержке банков. В итоге деньги, выделенные госбюджетом (а это несколько триллионов рублей), до реального сектора экономики и даже до региональных банков не дошли. Также в России не хватает мер по стимулированию спроса, как это делается во многих развитых странах. Условно говоря, 25 млрд рублей нужно давать не АвтоВАЗу, а покупателям его продукции. Субсидирование процентных ставок по автокредитам лишь частично решает проблему, но опять-таки только в одной отрасли. Надо, чтобы подобные меры распространялась и на другие товары и услуги.

— Какие меры по поддержке МСБ предлагает "Опора России"?

— Следует ввести антикризисную программу в системе налогообложения. Тут есть несколько фундаментальных проблем. Во-первых, малые предприятия России по упрощенным системам налогообложения платят налогов около 150 млрд руб. в год. Сумма смешная, если вспомнить, что размер только первого транша госпомощи Сбербанку составил 950 млрд руб. "Опора России" предлагала либо совсем отменить налоги на год или больше, компенсируя их из федерального бюджета, либо ввести налоговые каникулы. На наш взгляд, это было бы намного эффективнее и справедливее, нежели выделение грантов некоторым "счастливчикам". Однако все эти меры не получили поддержки со стороны Минфина. Мы продолжаем работать в этом направлении, но пока безрезультатно. Во-вторых, многие предприниматели жалуются на агрессивное и неадекватное поведение налоговых инспекций, пытающихся любой ценой выбить недополученную прибыль государства. Так поступать нельзя. Сейчас самая важная задача — сохранить МСБ. Иначе можно добиться того, что предприниматели уйдут в тень и совсем перестанут платить налоги.

— Сегодня наиболее обсуждаемой темой является реформа Единого социального налога. Что вы думаете по этому поводу?

— У нас вызывает обеспокоенность обсуждаемая в правительстве РФ концепция замены Единого социального налога обязательными страховыми платежами во внебюджетные фонды. Не изменяя в ближайшее время налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, предлагается передать полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами органам внебюджетных фондов. Представляется, что реформирование по такому сценарию системы Единого социального налога поставит бизнес в крайне сложное положение. Очевидно, что реформирование системы налогообложения фонда оплаты труда по такому сценарию станет мерой, дестимулирующей работодателей к сохранению своих расходов на оплату труда работников.

— Как вы считаете, малый и средний бизнес сильно пострадают от кризиса?

— Думаю, да. Я отношусь к той группе экспертов, кто склонен считать, что кризис — это всерьез и надолго. На мой взгляд, он будет продолжаться 3-5 лет. Сегодня кризис затронул все области бизнеса. Однако если не выживет МСБ — не выживет страна, это надо четко понимать. До кризиса в малом и среднем бизнесе в той или иной мере было задействовано около 20 млн человек, которые от государства ничего не просили, только платили налоги. Попробуйте только представить, что будет, если даже часть из них останутся без работы и куска хлеба. В девяностые годы с этим было легче. Тогда любой уволенный человек мог съездить за товаром в Китай или Турцию, продать его дома и кормить на это свою семью. Сегодня это невозможно, так как товарного дефицита нет.

— Представители МСБ, занимающиеся производством, жалеют, что не пошли в торговлю. По их мнению, государство не оказывает эффективной помощи производителям. Вы разделяете эту точку зрения?

— Конечно, производство как вид бизнеса намного сложнее торговли. Однако производителям жаловаться на трудности было бы неправильно, ведь сейчас основная господдержка МСБ оказывается именно им. С другой стороны, надо четко понимать, что в основном сегодня реальный малый бизнес — это сфера торговли и услуг. Сейчас эта сфера у наших властей стала падчерицей. Они говорят, что нужно поддерживать инновационные технологии. Это замечательно! Я тоже хочу поддерживать! Но ведь не стоит забывать и об основной массе предпринимателей, занимающихся торговлей. Давайте поддерживать то, что есть, а не то, что хочется иметь.

— Во время своего визита в Казань Александр Шохин сообщил, что в России постепенно восстанавливается административно-командная система управления экономикой. Вы согласны с этим мнением?

— К сожалению, многие элементы управления экономикой подтверждают это. Например, создание и усиление влияния госкорпораций, даже в тех областях экономики, где это необязательно. Здесь, я не имею в виду антикризисные меры, я говорю о тенденции, которая прослеживалась еще до кризиса.

— По словам Александра Шохина, государство неизбежно увеличит налогообложение предприятий, так как в бюджете не хватает средств на финансирование социальных программ. По его словам, в этих условиях неплохо ввести инвестиционные льготы для компаний, которые хотят переоборудовать свое предприятие и тем самым повысить его конкурентоспособность. На Ваш взгляд, такое послабление будет актуально для малого и среднего бизнеса? Каким будет эффект от роста налогообложения и одновременного введения инвестиционных льгот?

— Ввести инвестиционные льготы сегодня нереально. Слишком большие дыры образовались в бюджете государства. Хотя мера, озвученная Шохиным, правильная. Подниматься налоги, скорее всего, будут, хотя, на мой взгляд, эти меры совершенно необоснованны. В итоге все может прийти к тому, что предприятия уйдут в тень, будут выдавать черную зарплату и т.д.

где Деньги