ДЛЯ ЧЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ ВОЗОБНОВЛЯЕТ СТАРЫЙ СПОР?

Конституционный суд РФ неожиданно вернулся к теме суверенитета, который обозначен в конституциях ряда национальных республик Российской Федерации. КС распространил заявление, в котором призывает власти Татарстана, Башкортостана, Якутии и Тувы в кратчайший срок  изъять из своих конституций положение о суверенитете. Заявление вызывает некоторое удивление, поскольку претензии к суверенитету регионов со стороны федерального центра в последнее время практически не звучали, а в России на первый план вышли проблемы не государственного устройства, а экономики, которые вызвал кризис.  

КС РФ вынес постановления о недопустимости включения в республиканские конституции норм о суверенитете и гражданстве еще в 2000-2001 гг. Это было время выстраивания путинской вертикали власти, и Татарстану, как и другим республикам, в тот период пришлось перекроить большую часть своего законодательства по федеральным лекалам. Но с некоторыми оговорками. Теперь, спустя восемь лет, в КС вспомнили, что некоторые их требования до сих пор не исполнены.

"Конституционный суд обращает внимание органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах РФ, на необходимость в кратчайшие сроки приведения в соответствие с Конституцией РФ и решениями КС РФ основных региональных законов", - говорится в документе, поступившем из Конституционного суда в ИТАР-ТАСС. 

 - В разных формулировках положения о суверенитете и гражданстве по-прежнему содержатся в конституциях республик Татарстан, Башкортостан, Саха /Якутия/, Тыва". При этом "в конституции Республики Башкортостан имеются противоречащие правовым позициям КС РФ ссылки на Декларацию о государственном суверенитете республики", отмечает КС.

"Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, - напоминает КС свое постановление от 7 июня 2000 г. - Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации".

"Суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти" и "не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ", подчеркивает КС. Таким образом, республики в составе РФ "не вправе наделить себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным".

Напоминая, что решения КС РФ являются обязательными и обжалованию не подлежат, суд призывает власти указанных субъектов федерации не нарушать закон "О Конституционном суде РФ" и принять меры по устранению из правовой системы норм, противоречащих Основному закону России.

Любопытно, что эта тема возникла именно сейчас, когда региональные бюджеты просят у федерального центра финансовую помощь для ликвидации дефицита бюджета. Например, Татарстан претендует на кредит в 15 млрд. рублей. Впрочем, эксперты больше связывают инициативу КС с дискуссией, которая разгорелась по поводу национально-регионального компонента.  Например, директор института истории АН РТ, экс-советник президента Татарстана по политическим вопросам Рафаэль Хакимов считает, что заявление КС является частью общей волны претензий к регионам, которая поднялась в последнее время в связи с попытками отмены национально-регионального компонента в системе образования. "Других причин не вижу, тем более регионы ничем не провоцируют обсуждение этой темы", - считает Хакимов.

По его мнению, власти республики Татарстан вряд ли могут легко пойти на такую уступку. "Все-таки положение о суверенитете зафиксировано в первой статье Конституции республики, которая может быть изменена только по итогам референдума, - говорит Хакимов. - На мой взгляд, дело вообще не в терминах. Есть сам факт сложившихся отношений между республикой и федеральным центром – он имеет и неформальный характер, и зафиксирован в договоре между ними. К тому же, само понятие "суверенитет" в современном мире довольно размыто, поскольку в целом наблюдается тенденция ослабления национального суверенитета государств и усиление суверенитета регионов. Например, в Европе это определяют не как суверенитет, а как субсидиарность".

 БИЗНЕС Online