"Перепелиная война" майонезных королей из Татарстана, длившаяся более полутора лет, закончилась сокрушительным поражением ЗАО "Эссен продакшн АГ". 8 мая Федеральный арбитражный суд Поволжского округа признал майонез "Махеев с перепелиным яйцом" контрафактом и постановил изъять его из торговых сетей. Решение суда вступило в законную силу и подлежит немедленному исполнению с момента оглашения. Как стало известно сегодня на пресс-конференции в центральном офисе ГК "Нэфис", если "Эссен Продакшн АГ" откажется сделать это добровольно, компании придется прибегнуть к помощи судебных приставов. Мало того, уже после пресс-конференции компания "Нэфис" распространила информацию о том, что намерена потребовать с "Эссен Продакшн АГ" возместить ущерб и упущенную выгоду на гигантскую сумму в 2 млрд. рублей. Как сообщается в пресс-релизе, "при определении суммы иска были учтены данные независимых исследований сертифицированных в этой области оценочных компаний".

"МАХЕЕВ" ПОШЕЛ ПО СЛЕДАМ "ЕРМАКА"

"Эссен продакшн" - второй по счету производитель контрафактного майонеза с использованием перепелиных яиц, привлеченный к ответственности.

Год назад после долгих судебных разбирательств компания ООО "Счастливые времена" добровольно созналась в незаконном производстве майонеза "Ермак с перепелиными яйцами" и выплатила компенсацию. На этот раз Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа признал компанию "Эссен продакшн АГ" нарушителем исключительных прав группы "Нэфис", а майонез "Махеев с перепелиным яйцом" - контрафактным.

Согласно решению суда "Эссен продакшн АГ" запрещено изготавливать, предлагать к продаже, продавать, а также иным образом вводить в гражданский оборот майонез "Махеев с перепелиным яйцом". Нарушитель обязан также уничтожить все имеющиеся у него запасы контрафакта, а также изъять их из розничной продажи. Кроме того, "Эссен продакшн АГ" обязан за свой счет опубликовать это решение в официальном СМИ.

Как заявила начальник правового управления ГК "Нэфис" Юлия Благиных, у "Эссена" есть год на то, чтобы подать жалобу в надзорную инстанцию – Высший арбитражный суд, который наделен правом пересматривать решения суда, уже вступившие в законную силу. Однако, по ее мнению, для рассмотрения дела в Высшем арбитражном суде нужны очень веские основания, а их нет. Благиных сообщила, что компания готова рассмотреть варианты мирового соглашения, однако, по ее словам, никаких предложений со стороны "Эссен продакшн АГ" пока не поступало.

КОНТРАФАКТНЫЕ ЯЙЦА ОКАЗАЛИСЬ ЗОЛОТЫМИ. ИХ ЦЕНА – 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

КЖК планируют довести дело до логического конца. Руководство комбината планирует получить с "Эссен Продакшн АГ" 2 млрд. рублей – это возмещение за ущерб и упущенную выгоду. Помимо этого, по сообщению гендиректора ОАО "Казанский жировой комбинат" Дмитрия Харитонова, КЖК при помощи судебных приставов готов приступить к изъятию контрафактного майонеза из торговых сетей в случае, конечно, если "Эссен Продакшн АГ" откажется добровольно исполнять вступившее в силу решение суда.

По словам Благиных, компания уже известила торговые организации о решении суда. По мнению руководства "Нэфиса", компенсировать убытки сетевиков от изъятия контрафактного майонеза должен будет сам "Эссен".

МАЙОНЕЗ – ЭТО НЕ ПРОСТО МАЙОНЕЗ

- Эта ситуация – своего рода "лакмусовая бумажка, по которой стоит судить, можно ли в России что-то изобретать, патентовать и производить, не боясь, что у тебя это уведут из-под носа, - считает Харитонов.

Свою непримиримую позицию в перепелиной войне руководитель КЖК объясняет тем, что перепелиный майонез – это не просто майонез, это "продукт долгих и упорных научных и исследований и разработок". Секрет его успеха не только удачная рецептура, но и сумасшедшие траты на рекламу и продвижение – $60 млн. Эта сумма соизмерима с расходами, например, на строительство маслоэкстракционного завода (4 млрд. рублей).

- Представьте, столько сил и денег было вложено в разработку этого патента, и потом появились предприятия, которые предприняли попытку его украсть. Обидно то, что среди этих предприятий оказались два татарстанских предприятия "Счастливые времена" и "Эссен Продакшн АГ", - сказал Харитонов, - Вы можете понять наши чувства, чувства нашего коллектива. Потребовались не месяцы, а годы, чтобы доказать наши права, и доказать, что в России есть законы, на которые можно опираться.

Есть у перепелиного майонеза и другие – социальные - функции. Например, это целая тысяча вновь созданных рабочих мест, а также поступления в бюджет. Они составляют 90 % от казны Лаишевского района, на территории которого располагается КЖК. Помимо этого, перепелиный майонез стал двигателем для разнообразных инноваций в майонезной промышленности. Производители стали изобретать новые разновидности продукта – майонез с соком лайма, на козьем молоке.

БОРЬБА ПЕРЕПЕЛИНЫХ ПАТЕНТОВ

В компании "Эссен Продакшн АГ" с решением ФАСП не согласны и планируют судиться дальше. Корреспондент газеты "БИЗНЕС Online " пытался получить комментарий от гендиректора предприятия Леонида Барышева, однако в приемной сообщили, что его нет в городе. На рабочем месте не оказалось также ни заместителей, ни руководителя отдела рекламы и маркетинга. Ответить на вопросы согласился ведущий юрист компании "Эссен Продакшн АГ" Вячеслав Шорин (кстати, он тоже был в дороге, так что отвечал по сотовому).

Юрист заявил, что компания планирует обжаловать решение ФАСП в Высшем арбитражном суде России. Намерение судиться он объясняет тем, что считает незаконным патент на рецептуру майонеза с использованием перепелиных яиц, выданный "КЖК". Шорин заявил, что решение Роспатента о выдаче этого документа сейчас обжалуется в Московском арбитражном суде, и добавил: "Наш майонез производится по собственному патенту, выданному нам Роспатентом, и наши два патента абсолютно разные", - добавил он.

На вопросы о том, будет ли "Эссен Продакш АГ" возмещать КЖК ущерб и упущенную выгоду, а также возможно ли между компаниями мировое соглашение, Шорин ответил следующее:

- Это далеко не конец всех разбирательств. Заявление Казанского жирового комбината – это далеко неправда и введение в заблуждение. И какая речь может идти о выплате компенсации, пока не закончен процесс? – сказал он. - Заключение мирового соглашения будет равносильно признанию "Эссеном" нашей неправоты в этом деле, так что говорить о мировом соглашении пока очень рано.

Что касается изъятия "Махеева на перепелином яйце" из торговых сетей, юрист затруднился ответить, отметив однако, что КЖК имеет право воспользоваться услугами судебных приставов, если хочет.

Также, по мнению Шорина, на решение суда повлияла небеспристрастность татарстанского суда. "Территория помогает. Факты говорят сами за себя: как только суд происходит в Казани, требования КЖК удовлетворяется. Аппеляционный суд, расположенный в Самаре, отменил решение первой инстанции. Суд третьей инстанции также находится в Казани - и вот вам результат".

Ситуацию с патентами на рецептуру перепелиного майонеза прокомментировал патентный поверенный РФ, директор филиала московской юридической фирмы "Городисский и партнеры" Альберт Ибрагимов, присутствовавший на пресс-конференции.

Он объяснил, что патент является документом, который охраняется государством. С одной стороны, он полностью раскрывает информацию об изобретении, в данном случае, о рецептуре и способе приготовления майонеза. С другой – дает своему обладателю право монопольного использования изобретения.

По поводу патента, полученного "Эссен Продакшн АГ" Ибрагимов пояснил, что компания получила его уже после начала судебных разбирательств, а его рецептура была разработана на основе уже открытой рецептуры патента КЖК.

- Задача этого патента была ясна – какими-то побочными правовыми способами уйти от ответственности нарушения патента КЖК, - заявил Ибрагимов, - Были внесены изменения в состав, например, прописывалось, что применяется не свежее перепелиное яйцо, а маринованное. Но, я хочу заметить, насколько слукавил "Эссен". Вы же не видите на упаковке, что это майонез на маринованном перепелином яйце!

Ибрагимов объяснил что патент "Эссен Продакшн АГ" - это так называемый зависимый патент (по отношению к патенту КЖК). Чтобы им пользоваться, елабужская компания, по закону, должна была спросить разрешения у казанской, чего в данном случае сделано не было.

 

Наталья Голобурдова