Торговля майонезом "Махеев с перепелиным яйцом" запрещена решением суда, вступившим в законную силу

Сегодня руководство компании "Нэфис" объявило о завершении конфликта с "Эссен Продакшн АГ" (Елабуга) по поводу рецептуры майонеза с использованием перепелиных яиц. Кассационная инстанция - Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа - 8 мая этого года признала "Эссен Продакшн АГ" нарушителем исключительных прав группы "Нэфис" на запатентованное изобретение, а майонез "Махеев с перепелиным яйцом" - контрафактным. Об этом стало известно на только что завершившейся в центральном офисе группы "Нэфис" на площади Вахитова в Казани пресс-конференции, где представители группы (Дмитрий Харитонов, гендиректор ОАО "Казанский жировой комбинат" и Юлия Благиных, начальник правового управления ГК "Нэфис") и Альберт Ибрагимов, директор казанского филиала московской юридической фирмы "Городисский и партнеры", посвятили журналистов в перипетии громкого дела.

Пока наша редакция готовит отчет с пресс-конференции и опрашивает участников конфликта, мы познакомим наших читателей с подробностями дела, которые были официально оглашены ГК "Нэфис". Как сообщается в розданном пресс-релизе, постановление суда вступило в законную силу с момента оглашения. Согласно ему, с этого момента "Эссен Продакшн АГ" запрещено изготавливать, предлагать к продаже, продавать, а также иным образом вводить в гражданский оборот майонез "Махеевъ с перепелиным яйцом". Нарушитель обязан также уничтожить все имеющиеся у него запасы контрафакта, а также изъять их из розничной продажи. Кроме того, "Эссен продакшн" обязано за свой счет опубликовать это решение в официальном СМИ.  

"Эссен Продакшн" - второй по счету производитель контрафактного майонеза с использованием перепелиных яиц, привлеченный к ответственности. До этого суды трех инстанций признали нарушителем исключительных прав группы "Нэфис" ООО "Счастливые времена", производившее майонез "Ермак с перепелиными яйцами". Итогом судебного разбирательства стало заключенное сторонами мировое соглашение, согласно которому нарушитель выплатил правообладателю денежную компенсацию.

- "Перепелиный" майонез – это не просто продукт, а результат долгих научно-производственных поисков, - говорит генеральный директор ОАО "Казанский жировой комбинат" Дмитрий Харитонов. – Еще труднее и затратнее, чем изобрести инновацию – продвинуть ее на рынке, сделать популярной и массовой. Конечно, всегда находятся пираты: те, кто не потратив ни копейки, хочет воспользоваться плодами чужого труда. Именно поэтому данный судебный процесс имел принципиальное значение. Он дает сигнал: можно или нельзя в этой стране заниматься инновациями? Можно или нельзя защитить интеллектуальную собственность?

- На то, чтобы отстоять свое исключительное право на изобретение, нам пришлось потратить годы, привлечь высококлассных специалистов юридической фирмы "Городисский и партнеры", а размеры упущенной выгоды за этот период с трудом поддаются подсчету, - говорит начальник правового управления ГК "Нэфис" Юлия Благиных. - Да, защита интеллектуальной собственности – крайне непростое дело. Но им вынужден заниматься каждый, кто хочет изобретать и выводить на рынок что-либо новое. И чем больше позитивных прецедентов здесь будет создано, тем большим будет наш вклад в российскую правовую культуру.

По словам Юлии Благиных, сейчас "Эссен Продакшн" может подать жалобу в надзорную инстанцию – Высший арбитражный суд, который наделен правом пересматривать решения суда, уже вступившие в законную силу. Установленный законом срок такого обжалования – один год. Однако для рассмотрения дела Высшим арбитражным судом нужны очень веские основания, а их нет.

 Напомним, юридический конфликт, получивший в СМИ название "перепелиная война", длился больше полутора лет. Еще в апреле 2005 года "Казанский жировой комбинат" (КЖК), входящий в группу "Нэфис", подал заявку в Роспатент РФ на изобретение: рецептуру майонеза с использованием перепелиных яиц. В октябре 2006 года патент был получен. В разработку этой инновации, а также в ее продвижение группа "Нэфис" вложила более 60 миллионов долларов.

 Два года спустя, летом 2007 года, ЗАО "Эссен продакшн", несмотря на все предупреждения со стороны правообладателя, вывело на рынок майонез "Махеевъ с перепелиным яйцом", с рецептурой полностью повторяющей патент КЖК. Осенью того же года группа "Нэфис" обратилась в суд.

 В декабре 2008 года Арбитражный суд Татарстана впервые признал "Эссен Продакшн АГ" нарушителем исключительных прав КЖК на изобретение (патент №2284127). Это решение было основано на заключении назначенной судом независимой экспертизы, признанной обеими сторонами. В ее рамках два независимых друг от друга эксперта из разных научных центров провели самостоятельные исследования. Оба эксперта пришли к одному и тому же однозначному выводу: "в майонезе "Махеевъ с перепелиным яйцом" использованы (содержатся) непосредственно или в виде эквивалентов все признаки независимого пункта формулы изобретения по патенту № 2284127".

 После этого "Эссен Продакшн АГ" подал апелляционную жалобу, и в марте этого года по результатам ее рассмотрения 11-й Арбитражный апелляционный суд отменил решение нижестоящей инстанции. Между тем, результаты экспертизы, проведенной независимыми специалистами, не были опровергнуты. Более того, апелляционный суд отклонил ходатайство "Эссена" о проведении повторной экспертизы, так как оснований для этого не было. Не видя законных оснований для решения, принятого апелляционной инстанцией, группа "Нэфис" подала кассационную жалобу. В результате справедливость была восстановлена.

Наталья Голобурдова

 

Справка о группе "Нэфис"

Казанская группа компаний "Нэфис", входящая в официальный перечень системообразующих предприятий России, - один из крупнейших в России производителей товаров базового потребления: бытовой химии и масложировой продукции.

 В состав группы входят ОАО "Нэфис Косметикс", ОАО "Казанский жировой комбинат" и ОАО "Казанский маслоэкстракционный завод". Суммарная выручка группы по итогам 2008 года выросла в 1,5 раза и составила порядка 12 млрд. рублей.

 Группа "Нэфис" является одним из крупнейших рекламодателей на российском телевидении. Ей принадлежат такие известные бренды, как " Sorti ", " AOS ", " BiMax ", "Биолан", " Mr . Ricco ", "Ласка", "Томаччо" и другие.